Приложение МААМ

Диагностика уровня сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Евгения Степанова
Диагностика уровня сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Диагностика уровня сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

С целью подбора методик диагностики уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, провели анализ имеющего материала в данной области.

Публикация «Диагностика уровня сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

На сегодняшний день широкое распространение имеют работы по диагностике уровня сформированности элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста А. В. Белошистой, Л. И. Ермолаевой, Л. Ю. Зуевой, Л. Ф. Тихомировой и И. Н. Чеплашкиной. А. В. Белошистая разработала обширный методико-диагностический материал для детей старшего дошкольного возраста. В основе диагностических ситуаций, которые предлагаются детям лежат задания с геометрическим материалом. Ребенку предлагается определить, какая фигура в наборе не похожа на другие (по цвету, размеру или изображенной на фигуре цифре). В диагностической ситуации «Что лишнее» предлагается найти лишнюю фигурку человечка. В диагностической ситуации на анализ и синтез детям необходимо путем наложения одних форм на другие обнаружить сходства и различия треугольников, а также посчитать сколько маленьких треугольников «спряталось» в большом треугольнике.

Для определения уровня сформированности элементарных математических представлений у старших дошкольников Л. Ф. Тихомирова разработала диагностику, включающую в себя четыре методики:

1. Методика «Сравнение, анализ, синтез», где детям нужно в течении пяти-семи минут мысленно расчленять предметы на составные части и соединять их в целое, выполняя рисунки на карточках.

2. Методика «Сравнение, сериация». Эта диагностика направлена на выявление умения устанавливать закономерности изменения размеров (увеличение, уменьшение) по длине, ширине, высоте. Дети выполняют десять заданий, раскладывая карточки в правильном порядке.

3. Методика «Упорядочивание действий». Эта методика выявляет представления детей о счете предметов их упорядоченности. При выполнении заданий дети раскладывают в порядке карточки с точками.

4. Методика «Сравнение, классификация» выявляет умение детей распределять предметы по группам на основании общих признаков. Детям даются карточки с различными фигурами, которые нужно распределить по группам на основании какого-либо признака.

Еще одна методика была разработана Л. И. Ермолаевой – «Диагностика количественных представлений у детей дошкольного возраста». Данная диагностика включает четыре задания, отражающие целевые ориентиры ФОП ДО в образовательной области «Познавательное развитие», в разделе «Количество и счет».

1. Диагностика количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста (Л. И. Ермолаева) «Количественный счет. Обратный счет». Цель: определить сформированность умения считать в пределах десяти, в том числе, в обратном порядке.

Задачи и содержание работы, направленной на развитие количественных представлений в старшей группе, определяются с учетом знаний и умений, усвоенных детьми в средней группе. К ним относятся умения считать предметы, звуки, движения в пределах 5, сравнивать их, определять и практически устанавливать равенство и неравенство. Продолжается формирование у детей счетной деятельности, дальнейшее развитие представлений о числах : их количественном, порядковом значении, способе получения чисел, отличающихся на единицу, месте и порядке следования. Дети овладевают умением оперировать числами в разных условиях, независимо от внешних особенностей объектов. Своевременное ознакомление детей с цифрами способствует осмыслению ими числа как показателя количества, абстрагированию его от конкретного содержания, расширению возможностей применения чисел в практической деятельности.

Счетная деятельность — это называние числительных по порядку и соотнесение их каждому элементу множества с выделением итогового числа.

Цель счетной деятельности — найти итоговое число и ответить на вопрос «сколько?».

Обучаем ребенка приемам счета предметов по образцу («делай, как я», сначала отрабатывая выполнение правил, а после их усвоения отменяя внешние жесты. Работа ведется на большом разнообразии наглядного материала. Вне занятий закрепляются и применяются счетные навыки.

Правила счета:

1. Называть числительные по порядку, начиная со слова «один»;

2. Дотрагиваться до каждого предмета ведущей рукой (обычно правой) слева направо, не пропуская предметы и не дотрагиваясь до одного предмета дважды, справа налево;

3. Одному предмету соотносить только одно число. Считать свои движения, а не предметы;

4. В конце сделать обобщающий жест и еще раз назвать последнее число («всего пять предметов»).

Для диагностики был применен комплекс дидактических игр.

Дидактическая игра «Подбери игрушку». Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.

Детям давалась инструкция, что они будут учиться отсчитывать столько игрушек, сколько скажет воспитатель. Каждому ребенку дается задание принести определенное число игрушек и поставить на стол.

Но у некоторых возникли трудности – искали определенные игрушки (мишки, зайчики, а не игрушки в целом.

Дидактическая игра «Остановись стрелка». Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его, учить находить равное количество игрушек.

На макете часов с числовыми фигурками вращается стрелка. Воспитатель останавливает стрелку, указавшую на определенное число. Ребенок должен выполнить задание в соответствии с числом, которое показывает стрелка, например, выкладывает ряд из семи морковок.

Ошибки возникали при пересчете (пропустил предмет, один предмет сосчитал дважды).

Дидактическая игра «Веселая гусеница». Цель: упражнять в нахождении места цифр в числовом ряду, последующего и предыдущего числа.

Из картона изготавливается карточка на ней изображение гусеницы. На теле гусеницы расположены цифры, некоторые цифры отсутствуют. Вырезаются из картона кружочки с цифрами соответствующего размера. Воспитатель предлагает детям найти и вставить пропущенные цифры.

Не у всех детей сформировалось понимание основного принципа натурального ряда: у каждого числа свое место, каждое последующее число на единицу больше предыдущего, и наоборот, каждое предыдущее — на единицу меньше последующего.

2. Состав числа из двух меньших. Цель: определить сформированность знаний о составе чисел в пределах пяти из двух меньших.

Эта задача является подготовительной для обучения операциям над числами. Наглядный материал должен отличаться хотя бы по одному признаку и быть однородным.

Методика: детям предлагается 3 (4, 5) предметов (например, счетные палочки разного цвета) и задаются следующие вопросы:

- Сколько всего предметов?

- Сколько предметов одного вида? (Сколько красных палочек? Сколько синих палочек? Сколько зеленых палочек)

Вывод: у нас всего 3 палочки: 1 красная, 1 зеленая, 1 синяя.

Аналогичная работа проводится еще с двумя видами наглядного материала, а затем делается обобщающий вывод: 3 это 1, 1 и 1. Для закрепления предлагается назвать разные предметы (например, кубики, чтобы их всего было 3.

Таким же образом рассматривается состав чисел 4 и 5.

Для формирования представлений о составе целого множества из частей возьмем кружочки красного и синего цвета и выясним, сколько элементов в каждом множестве (например, по 5, а затем выкладываем из элементов второго множества разные по численности части, отличающиеся по цвету. Всего получится 4 варианта: 1 синий и 4 красных, 2 синих и 3 красных, 3 синих и 2 красных, 4 синих и 1 красный. Затем детям предлагается следующие виды упражнений:

- выложить столько елочек, сколько не хватает до целого множества;

- положить в ряд пять треугольников. Под ними положить 2 (3, 4) квадрата и столько кругов, чтобы вместе получилось 5 фигур;

- взять 5 яблок двух цветов и рассказать, сколько всего яблок и сколько каждого цвета;

- разложить 5 пирожков на 2 тарелочки разными способами, каждый раз проговаривая, сколько пирожков на каждой тарелочке.

Детям очень нравится игра «Математический салат». Предлагается «рецепт» салата, но есть условие – использовать 5 овощей. У нас только огурцы и помидоры.

Выкладываем на магнитной доске 4 огурца и 1 помидор.

Детям задаются вопросы: «Сколько всего овощей?» (5, «Сколько каких овощей мы взяли?», «Как вы думаете, как еще можно составить число 5»?

Все варианты выкладываются на магнитной доске (4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 1 и 4)

Записываем «рецепт» салата в рабочую тетрадь, используя для обозначения ингредиентов две цифры (4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 1 и 4).

Основная задача этих упражнений научить ребенка понимать, что же такое «состав числа», а не просто тренировать навык счета.

3. Состав числа первого десятка. Цель: определить сформированность знаний о составе числа первого десятка из отдельных единиц.

После того как ребёнок уже освоил прямой устный счет до 10, обратный счет от числа 10 до 1, состав числа по единицам (например, 2 состоит из 1 и 1, 3 – из 1 и 1 и 1) ребенку уже можно объяснить состав любого числа в пределах 10. «Математические домики» отлично помогают окончательно понять и закрепить в знаниях ребенка понятие о составе любого числа, а также развить навык устного счета. Дом для чисел представляет собой карточку с изображением здания, имеющее крышу и несколько этажей с квартирами в два ряда. Высота сооружения зависит от числа, к которому нужно подобрать все возможные комбинации цифр. Чтобы объяснить ребенку состав числа 2, достаточно взять домик с двумя этажами (0+2, 1+1) и так далее. В домике числа 5 два этажа. На этажах живут соседи-числа, их нужно запомнить: 4 и 1, 3 и 2. Соседей разрешается менять местами, но не этажами. Самый крупный домик, в котором много соседей, – дом числа десять. В домике пять этажей, на которых живут 9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4, 5 и 5. Запомнив все их, ребенок легко может вычитать из десяти, к примеру, семь и не ошибаться при этом.

Во время диагностики на стол перед ребенком кладем пустой дом, разместив в его крыше карточку с числом от 2 до 10 (например, 6). Объясняем, что на каждом уровне в квартирах, находится столько людей, сколько написано на крыше. Ставим условие: на первом этаже в 1 квартире живет всего один человек. Ребенку нужно подумать и определить, сколько жильцов живет в квартире номер 2 (5). Теперь, когда алгоритм решения задачи ясен, просим ребенка заселить все оставшиеся квартиры, меняя начальное количество жильцов на каждом новом этаже. В итоге на 2-м этаже будет 2 и 4 жильца, на 3-м – 3 и 3, на 4-м – 0 и 6. Таким образом, ребенок находит все существующие комбинации цифр.

Если кто-то из детей затрудняется при составлении первого ряда, можно помочь сказав, что любое число всегда состоит из 1 и предыдущей цифры по порядку. Так, если требуется выяснить состав числа 7, сразу готов первый ответ: 7 – это 1 и 6.

Решение задач. Цель: определить сформированность умения самостоятельно составлять и решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и знаками (+, -, =).

Решение задачи - это ряд последовательных действий. Дети должны понять ситуацию, описанную в условии, уметь выделить и запомнить числовые данные, выделять известные величины и ту, которую надо найти. С этой целью задаются вопросы по содержанию задачи (что мы знаем? что нам надо узнать) С помощью рассуждений от вопроса к данным (что нужно узнать? что для этого нужно сделать) и от данных к вопросу (что мы знаем? что можно узнать) мы помогаем ребенку понять, каким действием решается задача. Это можно сделать, выложив решение задачи с помощью различных предметов и посчитав их. Детям надо объяснить, что решать задачу - это значит понять и рассказать, какие действия нужно выполнить над данными в ней числами, чтобы получить ответ. Таким образом, структура задачи включает четыре компонента: условие, вопрос, решение, ответ. Выяснив структуру задачи, дети легко переходят к выделению в ней отдельных частей. Далее задача анализируется, выясняется, что известно из задачи и что неизвестно. Детям предлагается решить задачу и ответить на ее вопрос. На этой основе можно уже научиться формулировать и записывать арифметическое действие, пользуясь цифрами и знаками +, -, =.

Прежде всего детей надо научить формулировать действие нахождения суммы по двум слагаемым при составлении задачи по конкретным данным. Задача: «Мальчик поймал шесть карасей и одну щуку. Сколько рыбок поймал мальчик?». Воспитатель предлагает детям ответить на вопрос: «Больше стало рыбок или меньше, когда мальчик поймал еще одну?» С помощью рассуждений находим ответ: «Конечно, больше! Потому что к шести рыбкам прибавили одну рыбку. Это действие называется сложение».

Когда дети усвоят формулировку действия сложения, можно переходить к обучению формулировке вычитания. Работа проводится аналогично тому, как это описано выше.

Очень важно вовлекать всех детей в обдумывание наиболее точного ответа. Поскольку к моменту обучения решению задач дети уже знакомы с цифрами и знаками +, —, =, следует упражнять их в записи арифметического действия и учить читать запись (6+ 1 =7).

При диагностики детям предлагалось решить задачи на сложение и вычитание. Для выполнения данного задания заранее готовится дидактический материал : карточки с готовым нарисованным условием задачи, набор карточек с цифрами и арифметическими знаками.

Педагог предлагает ребенку составить по карточке задачу, решить ее и «записать», т. е. выложить из карточек действия с цифрами и арифметическими знаками. Сначала педагог предлагает ребенку карточку, из которой составляется задача на сложение, а затем – карточку для составления задачи на вычитание. В основном решали самостоятельно. Но у некоторых детей возникали трудности.

Неумение выделить вопрос и условие задачи. Эти части ребенок должен выделить, чтобы обозначить для себя данные от которых будет отталкиваться при решении и неизвестное, к которому нужно прийти.

Неумение обосновать решение. Часто при решении задачи дети используют синтетический метод или метод проб и ошибок и не могут обосновать решение.

Публикации по теме:

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Дидактическая игра по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 5–7 летДидактическая игра по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет Авторская дидактическая игра по ФЭМП «Белочки» для детей старшего дошкольного возраста. Автор: Бирюкова Наталья Юрьевна Организация: МБДОУ.

Дидактические игры на липучках по формированию математических представлений у детей дошкольного возрастаДидактические игры на липучках по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста Дидактические игры на липучках «Математический аквариум» Цель игры: - развитие вычислительных навыков у детей дошкольного возраста в.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста Методическая разработкаКартотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений «Ориентировка в пространстве».

Линейный календарь как способ развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представленийЛинейный календарь как способ развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений Цель: формирование у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений. Задачи: - Дать детям элементарные представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностика уровня сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 12 марта 2025 в 19:17
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Диагностика уровня сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Степанова (УИ 2644005) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных