Диагностика уровня сформированности знаний у детей с нарушением интеллекта (2 год обучения)

Наталья Бурдыгина
Диагностика уровня сформированности знаний у детей с нарушением интеллекта (2 год обучения)

Название методики №1 «Составление пирамиды из колец».

Возраст: 2-5 лет

Цель: Исследуют координацию движений руки ребенка, состояние тонких движений кисти (наличие или отсутствие тремора, пореза и других функциональных нарушений); степень сформированности представлений о величине, цвете; умение сравнивать с учетом указанных признаков; адекватность и рациональность способа действий; самоконтроль в процессе работы; наличие и стойкость интересов; обучаемость.

Процедура проведения. Перед ребенком ставят пирамиду и снимают с нее все кольца.Затем дают инструкцию: «Сделай (надень) так, как было». В случае затруднения ребенку оказывают помощь, предлагая найти самое большое кольцо и надеть его на стержень.Затем перед ним кладут два следующих кольца и просят: «Дай красное (зеленое, синее) кольцо», «А это кольцо какого цвета?» (ребенок должен последовательно назвать цвет этих колец, что указывает на знание им основных цветов. Кроме того, можно судить и о степени овладения счетом.При этом дают инструкции типа: «Дай два кольца», «Надень четыре кольца».

Оборудование. Пирамида из 4—5 крупных колец предлагается детям до 5-и лет. Пирамида из 6—8 колец меньшего размера — детям старше 5 лет.

Дата:

Ф. И.ребенка:

Возраст на время исследования:

Название методики №1 «Составление пирамиды из колец».

Цель: Исследуют координацию движений руки ребенка, состояние тонких движений кисти; степень сформированности представлений о величине, цвете; умение сравнивать с учетом указанных признаков; адекватность и рациональность способа действий; самоконтроль в процессе работы; наличие и стойкость интересов; обучаемость.

Название методики №2 «Почтовый ящик»

Возраст: 2-5 лет.

Цели исследования. Выявляется сформированность восприятия формы, умение выделять плоскостную форму из объемной и сравнивать ее с прорезью; способность производить анализ расположения фигур в пространстве; способы выполнения задания (наугад, путем примеривания, зрительного соотнесения); умение использовать помощь (устные пояснения, показ, совместное выполнение); волевые усилия при достижении цели; наличие и стойкость интереса к заданию; ведущую руку; ловкость и точность тонких движений рук; заинтересованность в правильном выполнении задания.

Оборудование. «Почтовый ящик» небольшого размера (20x15 см). Это может быть деревянная или пластмассовая коробка. В крышке сделаны прорези, соответствующие по форме основаниям различных объемных геометрических тел.

Процедура проведения. Перед ребенком ставят коробку с фигурами. Затем их вынимают. Экспериментатор берет одну из фигур, показывает ее основание, обводит соответствующую по форме прорезь и опускает в нее фигуру. Жестом предлагает продолжить работу.Может быть дана и устная инструкция: «Опусти все фигуры в коробку». Начинать показ советуем с самых простых фигур (цилиндр с основанием круг, призма с основанием треугольник и т. д.).

Дата:

Ф. И.ребенка:

Возраст на время исследования:

Название методики №2 «Почтовый ящик»

Цели исследования. Выявляется сформированность восприятия формы, умение выделять плоскостную форму из объемной и сравнивать ее с прорезью; способность производить анализ расположения фигур в пространстве; способы выполнения задания; умение использовать помощь; наличие и стойкость интереса к заданию; ловкость и точность тонких движений рук; заинтересованность в правильном выполнении задания.

Восприятие формы___

Сравнение фигуры___

Интерес к заданию___

Расположения фигур в пространстве___

Точность тонких движений рук___

Название методики №3 «Назови цвета, геометрические формы, величину»

Возраст: 2-5 лет.

Цель: выявить понимание инструкции и цели задания; умение выделять признак формы; знание названий основных геометрических фигур.

Оборудование:карточки геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, многоугольник.

Процедура проведения: перед ребенком кладут разные геометрические фигуры. У ребенка спрашивают «какие геометрические фигуры он знает?» Ответ ребенка говорит о его сформированном представлении о различных формах.Затем дают задание следующего характера: «Покажи, где квадрат (овал, круг, треугольник и т. д.)». «Скажи что это?» (показывают какую-нибудь фигуру). На основании полученных ответов судят о способности различать и называть геометрические фигуры.

Дата:

Ф. И.ребенка:

Возраст на время исследования:

Название методики «Назови цвета, геометрические формы, величину»

Цель: выявить понимание инструкции и цели задания; умение выделять признак формы; знание названий основных геометрических фигур.

Название методики №4 «Цвета»

Возраст: 2-5 лет.

Цели исследования. Определить способность соотносить и дифференцировать цвета, знание названий основных цветов.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут картинку с изображением детских вещей.Инструкция: «Посмотри на вещи, которые изображены на картинке, и покажи, все шапочки, носочки, шарфики».После этого спрашивают: «Покажи все зеленые вещи (красные, синие, желтые) вещи».

Дата:

Ф. И.ребенка:

Возраст на время исследования:

Название методики «Цвета»

Цели исследования. Определить способность соотносить и дифференцировать цвета, знание названий основных цветов.

Назвал предметы:

Шапка

Носки

Шарф

Назвал цвета

Зеленые

Красные

Синие

Желтые

Название методики №5 «Величина»

Возраст: 2-5 лет.

Цели исследования. Выявить сформированность представлений о величине (размере); способность различать понятия «большой», «маленький», «одинаковый»; умение сравнивать одинаковые по форме и разные по величине зрительно воспринимаемые объекты; качество внимания в процессе деятельности.

Процедура проведения. На таблице изображено несколько пар одних и тех же предметов, различных по величине (большая и маленькая собачка и т. д.).

Ребенку дают задание типа: «Покажи маленькую собаку», «Покажи большую морковку». Затем предлагают такие, например,вопросы: «Какая это груша?», «Какая это сумка?», «Какой это гриб?», «Покажи предметы одинаковые по величине».

Дата:

Ф. И.ребенка:

Возраст на время исследования:

Название методики «Величина»

Цели исследования. Выявить сформированность представлений о величине (размере); способность различать понятия «большой», «маленький», «одинаковый»; умение сравнивать одинаковые по форме и разные по величине зрительно воспринимаемые объекты; качество внимания в процессе деятельности.

Название методики №6 «Что нарисовано?»

Возраст: 2-5 лет.

Цели исследования. Выявить сформированность пространственных отношений; умение ориентироваться на листе бумаги, в пространстве; умение дифференцировать понятия правое — левое, верх — низ и т. п.

Процедура проведения. На таблице изображено пять разных предметов.Порядок их расположения таков: вверху слева, вверху справа, посередине, внизу слева, внизу справа.

Перед ребенком кладут таблицу и просят ответить на вопросы: «Что нарисовано вверху?», «Что нарисовано внизу?».Могут быть заданы и более сложные вопросы: «Что нарисовано вверху слева?», «Что изображено внизу справа?».

Ф. И.ребенка:

Возраст на время исследования:

Название методики: «Что нарисовано?»

Цели исследования. Выявить сформированность пространственных отношений; умение ориентироваться на листе бумаги, в пространстве; умение дифференцировать понятия правое — левое, верх — низ и т. п.

Название методики №7 «Матрешка»

Возраст: 2-5 лет.

Цели исследования. Выявить целенаправленность деятельности; комбинаторные способности ребенка (умение оперировать образами, соотносить части и целое, осуществлять анализ и синтез воспринимаемых объектов); волевые усилия; стойкость интереса.

Процедура проведения.Перед началом обследования каждое из изображений должно быть разрезано на части по намеченным линиям: табл. 9— на две части по горизонтальной линии).

Сначала каждая из картинок предъявляется в сложенном виде, потом ребенка просят закрыть глаза и разъединяют картинку, затем ребенок должен вновь ее составить. Таблицы предъявляются поочередно.

Анализ результатов.

Ф. И.ребенка:

Возраст на время исследования:

Название методики: «Матрешка»

Цели исследования. Выявить целенаправленность деятельности; комбинаторные способности ребенка (умение оперировать образами, соотносить части и целое, осуществлять анализ и синтез воспринимаемых объектов); волевые усилия; стойкость интереса.

Название методики №8 «тест Равена»

Возраст: 2-5 лет.

Цели исследования. Выявить уровень зрительного восприятия, наглядно-образного мышления; внимания.

Процедура проведения. Ребенку поочередно показывают таблицы (из теста Равена) с изображениями, содержащими пробелы. Ребенок должен найти среди внешне похожих вставок ту, которой стоит заполнить пробел. Трудность заданий постепенно нарастает, а принцип выполнения остается тот же.

Ф. И.ребенка:

Возраст на время исследования:

Название методики: «тест Равена»

Цели исследования. Выявить уровень зрительного восприятия, наглядно-образного мышления; внимания.

Название методики №9 «Репка»

Возраст: 2-5 лет.

Цели исследования. Исследовать способность узнавания ранее известных сказок по отдельно изображенным фрагментам; умение пространственно соотносить детали и целое; воображение детей.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут (поочередно) картинки, на каждой из которых изображено по одному фрагменту из русской народной сказки. Первоначально их показывают целиком. Ребенок должен узнать, из какой сказки предложенный фрагмент. Затем вынимают вкладыши и просят поставить их на место.

Анализ результатов.

4 балла - справляется с заданием самостоятельно.

3 балла – знают названия, но не могут соотносить.

2 балла – требуется организующая помощь.

1 балл – затрудняются правильно определить место предмета в пространстве.

Ф. И.ребенка:

Возраст на время исследования:

Название методики «Репка»

Цели исследования. Исследовать способность узнавания ранее известных сказок по отдельно изображенным фрагментам; умение пространственно соотносить детали и целое; воображение детей.

Узнавание сказки___

Умение пространственно соотносить детали и целое

___

Воображение детей

___

Название методики №10 «Внимание»

Возраст: 2-5 лет.

Цели исследования. Выявить способность концентрировать внимание на предъявляемых объектах; наблюдательность; зрительную память.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут картинку, расположенную в верхней части таблицы 31, и просят назвать изображенные на ней предметы, затем предъявляют картинку, расположенную в нижней части, и просят сказать, чем она отличается от предыдущей.При этом задают вопрос: «Что здесь забыл нарисовать художник?»

Ф. И.ребенка:

Название методики «Внимание»

Цели исследования. Выявить способность концентрировать внимание на предъявляемых объектах; наблюдательность; зрительную память.

Кот

Собака

Сорока

Ветка

Публикации по теме:

Анализ закаливания Анализ организация закаливающих процедур Дата___ Время проведения ___ группа № ___/.

Моделирование комплексной коррекционно-развивающей программыМоделирование комплексной коррекционно-развивающей программы .

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Диагностика уровня сформированности знаний у детей с нарушением интеллекта (2 год обучения)
Опубликовано: 25 апреля 2014 в 18:15
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 июня. Акция Свеча памяти

Очередной тематический день посвящен особенной дате — памятной и очень трагичной для всей нашей страны. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям о начале Великой...

22 июня. День летних подвижных игр на МААМ

Лето – самое вольготное для детворы и взрослых время года. Надевать на себя массу одежды больше нет необходимости, а на улице можно с удовольствием проводить много времени, хоть целый день. Для всех нас,...

Горячие темочки