Светлана Кожевникова
Дидактическая игра по звуковой культуре речи «Играем со Смешариками»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра по звуковой культуре речи
«Играем со Смешариками».
Пояснительная записка
Проблема подготовки к школе детей актуальна всегда, из года в год уровень знаний умений и навыков детей постоянно увеличивается, а временные рамки не изменяются. Одна из проблем возникающая в ходе подготовки ребенка к школе – это звуковая культура речи.
Публикация «Дидактическая игра по звуковой культуре речи „Играем со Смешариками“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Первые попытки сознательного выделения звука из слова а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. По данным В. К. Орфинской, выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа нужно обучать специально. А. Н. Гвоздев отмечает, что "хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится". И действительно, самостоятельно выделить последний согласный звук в слове, несколько гласных одновременно, установить позицию заданного звука или количество трудно доступно дошкольнику. И очень важно, чтоб эта помощь была квалифицированной, целостной, поэтапной. Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребёнок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки, а также синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое). И только потом происходит знакомство с обозначением звуков буквами. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Неумение воспроизводить звуковой анализ может привести в дислексии: затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешиванием акустически сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза. При систематическом использовании дидактических игр, детям легче закрепить полученные знания и навыки на практике.
Овладение навыками звукового анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому анализу на основе одновременного изучения звука и его графического изображения - буквы, в результате в сознании детей образовывается стойкая взаимосвязь между произносимым звуком и буквой. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте.
На основе этого была разработана игра «Играем со смешариками».
Цель: освоение звукового анализа слова.
Прогнозируемый результат: при систематическом использовании дидактической игры ребенок научиться узнавать и называть буквы русского алфавита, научится дифференцировать понятия «буква» и «звук», будут уметь делать частичный звуковой анализ слов, находить слова с заданным звуком в определенной позиции (в начале, в середине, в конце).
Методика использования игры
Игра рассчитана для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
В комплект игры входит:
• игровое поле,
• фишки игроков - 4 шт.
• кубик - 1 шт.
В игру могут играть одновременно от 2 до 4 человек.
Условные обозначения игры: стрелочка - переход по стрелочке, зеленый круг - 2 шага вперед, красный круг - пропуск хода.
Вариант: 1
Задачи:
• формировать зрительное восприятие букв,
• закреплять знания о названии букв.
Правила игры:
Дети по очереди кидают кубик и ходят по игровому полю, называя те буквы, на которые попадает фишка игрока. При не правильном названии буквы игрок делает один шаг назад. Выигрывает тот, кто быстрее всех дойдет до финиша.
Вариант: 2
Задачи:
• развивать умение подбирать слова на заданный звук,
• формировать навыки определения мягкости и твердости звуков в словах.
Правила игры:
Дети по очереди кидают кубик и ходят по игровому полю. На букву, которую попадает фишка игрока, называют слово. Буква синего цвета обозначает твердый звук, буква зеленого цвета - мягкий звук, буква черного цвета – позволит сделать выбор ребенку и назвать слово на мягкий или твердый звук.
Если ребенок выполняет задание не правильно то, делает шаг назад. Выигрывает тот, кто быстрее всех дойдет до финиша.
Вариант 3:
Задачи:
• обучать детей умению подбирать слова с заданным звуком;
• закреплять умение слышать звуки в словах в разных позициях (начало, середина, конец).
• закреплять навыки определения мягкости и твердости звуков в словах.
Правила игры:
Дети по очереди кидают кубик и ходят по игровому полю, называя слова, на букву, которую попадает фишка игрока, стоящей в определенной позиции. Позиция звука в слове обговаривается до начала игры. Буква синего цвета обозначает твердый звук, буква зеленого цвета - мягкий звук, буква черного цвета – позволит сделать выбор ребенку и назвать слово с мягким или твердым звуком. Если ребенок не может назвать слово с заданным звуком, делает шаг назад. Выигрывает тот, кто быстрее всех дойдет до финиша.
Вариант: 4
Задачи:
• совершенствовать умение выполнять звуковой анализ слов,
• закреплять навыки порядкового счета в пределах 10.
Правила игры:
Дети до начала игры договариваются об очередности хождения. Начинают игру с первой буквы поля «А». Играющие придумывают слова на тот звук, на букве которого останавливается фишка, и сколько в слове звуков столько делают шагов вперед, Буква синего цвета обозначает твердый звук, буква зеленого цвета - мягкий звук, буква черного цвета – позволит сделать выбор ребенку и назвать слово с мягким или твердым звуком. Игрок, который не может придумать слово, делает шаг назад. Выигрывает тот, кто быстрее всех дойдет до финиша.
В данную дидактическую игру используем при знакомстве детей с буквами и звуками, начиная со среднего дошкольного возраста. А так же в старшем дошкольном возрасте при обучении навыку частичного звукового анализа детей, при закреплении знаний об изученных звуках, их местоположение в словах (начало, середина, конец).
Дети с большим интересом играют в предложенную игру. После систематического использования игры у детей повысился интерес подбирать слова с заданными звуками в различных позициях. Начали лучше дифференцировать понятия «буква», «звук». Совершенствуется дошкольниками фонетические знания и умения; навыки частичного звукового анализа детей старшего дошкольного возраста.