Папки-передвижки

Дидактическая игра как средство исправления недостатков звукопроизношения

Ольга Романова
Дидактическая игра как средство исправления недостатков звукопроизношения
▼ Скачать + Заказать документы

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ИСПРАВЛЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

К 4-5 годам, в норме, у ребенка должно сформироваться правильное звукопроизношение. Однако не все дошкольники в состоянии усвоить звукопроизношения отдельных звуков родного языка и не все взрослые могут на слух определить дефект, а если и замечают его, то полагают что с возрастом все пройдет. Чаще вызывают затруднения у детей свистящие ([с]– [с'], [з]– [з'], [ц], шипящие ([ш], [ж], [щ], [ч]) и сонорные звуки ([л] - [л'], [р] - [р']).

Публикация «Дидактическая игра как средство исправления недостатков звукопроизношения» размещена в разделах

Неправильное произношение приносит ребенку немало огорчений. Дети высмеивают дефекты, а взрослые постоянно делают замечания, ребенок стесняется общаться со сверстниками и взрослыми, боится рассказывать стихотворения, отвечать на занятиях.

В такой ситуации необходимо помочь ребенку. В одном случае – понадобится помощь логопеда, в другом – достаточно индивидуальных занятий, беседы с родителями. Родители должны быть обязательно включены в эту работу. По формированию правильного произношения необходимо создать благоприятную среду, вовлечь и заинтересовать ребенка. Для этого можно использовать игру, рисование и многие другие средства, которые не дадут дошкольнику утомиться.

Игра на занятии позволяет снять напряжение, поддерживает трудоспособность. Важно, что игра стала не только формой усвоение, но и способом развития. Дидактические игры со своей структуре имеют словесную форму, способны объединять слово с предметом и практические действия, сочетать слово и наглядность.

Если рассмотреть структуру дидактической игры, можно выделить такие компоненты: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила игры, результат игры.

Дидактическая задача определяется целью учебного и воспитательного влияния. Сформулированная педагогом, она отражает его учебную деятельность. Дидактическую задачу игры определяют в соответствии с требованиями, предусмотренными программой, и с учётом возрастных особенностей детей.

Игровая задача воспроизводится игроками. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется посредством игровой задачи. Она определяет игровые действия. Главное то, что дидактическая задача в игре замаскирована и появляется перед игроками в виде игровой задачи.

Игровые действия – основа игры. В разных играх игровые действия различаются по направлениям и отношению к игрокам. В игровых действиях реализуется игровой замысел, а также присутствует решение дидактической задачи.

Правила, содержание и направление игры обусловливаются общими задачами формирования и развития личности ребенка. Посредством правил дидактической игры воспитатель руководит игрой, а также познавательной деятельностью детей.

Подведение результатов игры проводится сразу после того, как игра закончена, производится подсчет баллов, либо определение игроков, успешнее других выполнивших игровую задачу, либо определение команд-победителей и т. п.

Существенной чертой дидактической игры является двухплановый характер деятельности.

С одной стороны, играющие поставлены в условную ситуацию, а с другой – остаются в традиционном учебном процессе и применяют реальные общеобразовательные умения [5].

Необходимо обратить особое внимание на значение дидактической игры, которая:

1. даёт свободу, ведь по приказу играть нельзя, только добровольно;

2. даёт передышку в повседневности с её утилитаризмом, монотонностью, твёрдой детерминацией образа жизни. Игра – это неординарность;

3. даёт возможность выхода в другое состояние (человек, подчиненный правилам, свободен от условностей). Игра способствует снятию напряжения, а т. к. игре близка театрализация, то соответственно развивается психологическая пластичность;

4. дарит радость общения с единомышленниками;

5. формирует способность ориентироваться в жизненных ситуациях, проигрывая их в «своём», выдуманном, мире; развивает психологическую стойкость; снижает уровень тревожности;

6. вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремлённость в выполнении поставленной цели.

Использование игры в учебном процессе всегда сопряжено с противоречием: обучение – процесс целенаправленный, а игра по своей природе имеет неопределённый результат (интригу).

Правильное проведение дидактической игры обеспечивается чё ткой организацией: формулированием цели игры, выяснением количества игроков, подбором дидактических материалов для проведения игры, планированием временного фактора, подведением итогов.

Следовательно, дидактическая игра взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания детей.

Правильно организованная дидактическая игра способствует обогащению мышления индивидуальными чувствами, способствует развитию саморегуляции и тренирует волевые качества ребёнка [2].

Существуют несколько видов работы:

1. Имитация неречевых шумосопоставимых с гласными звуками :

Вой ветра – УУУ.

Плач ребенка – УА, УА, УА.

Перекличка в лесу: АУ, АУ, АУ.

Писк животных и насекомых: И, И, И.

2. Имитация неречевых шумов, которые сопоставимы с согласными звуками :

Мычание коровы – МУ, МУ, МУ.

Мяуканье кошки: МЯУ, МЯУ, МЯУ.

Лай собаки: АВ, АВ, АВ.

Кваканье лягушки: КВА, КВА, КВА

Гоготанье гусей – ГА, ГА, ГА.

Кудахтанье курицы – КО, КО, КО.

Звук шины, которую проткнули: ССС.

Пение – ЛЯ, ЛЯ, ЛЯ. ; ПА, ПА, ПА. ; ДУ, ДУ, ДУ.

Звук подлетающего комара : ЗьЗьЗь.

Шуршание – Ш Ш Ш.

Уханье филина – УФ, УФ, УФ.

Рычание – РРР.

Крик петуха – КУКАРЕКУ.

После того, как звуки отработаны путем имитации, то можно начинать отрабатывать их в слогах.

В таблице 1 приведены слоговые таблицы, в которых звуки систематизированы по способу и месту образования. В случае того, если правльно произносимые звуки не удалось получить таким путем, то следует обратиться в логопеду.

Материал представленный в таблице так, чтобы автоматизируемый звук находился в разных фонетических контекстах: прямые слоги – твердые и мягкие; обратные слоги; слоги с разделительным мягким знаком.

Таблица 1 Слоговые таблицы [1, с. 5-7].

ГУБНЫЕ

Прямые Обратные

MA МЯ МЬЯ ПА ПЯ ПЬЯ БА БЯ БЬЯ

МО МЁ МЬЁ ПО ПЁ ПЬЁ БО БЁ БЬЁ

МУ МЮ МЬЮ ПУ ПЮ ПЬЮ БУ БЮ БЬЮ

МЫ МИ МЬИ ПЫ ПИ ПЬИ БЫ БИ БЬИ AM ЯМ ЯМЬ АП ЯП ЯПЬ АБ ЯБ ЯБЬ

ОМ ЁМ ЁМЬ ОП - ЁПЬ АБ - -

УМ ЮМ ЮМЬ УП ЮП ЮПЬ УБ ЮБ ЮБЬ

ЫМ ИМ ИМЬ ЫП ИП ИПЬ ЫБ ИБ ИБЬ

Предложения (по сюжетным картинкам). Подбирается ряд картинок на слова из слоговых таблиц.

Назови сначала только детеныша каждого животного и попробуй изобразить его. Затем по образцу произнеси сочетания слов, выделяя голосом звук ЛЬ.

Например: У соболя – соболенок, у лебедя – лебеденок.

У соболя – (соболенок). У дельфина – (дельфиненок). У оленя – (олененок). У лисы – (лисенок). У быка – (теленок). У льва – (львенок). У лебедя – (лебеденок). У козы – (козленок). У тюленя – (тюлененок). У петуха – (цыпленок).

Рисунок 1 Картинки на слова из слоговых таблиц

Рисунок 2 Картинки со звуком зь в названиях

Довольно успешно можно использовать следующие приемы: называние и дорисовывание недостающих картинок, обобщение понятий одним словом, исключение неподходящей картинки. А также договаривание слов и отгадывание загадок, разучивание потешек, считалок, чистоговорок, скороговорок, стихов, игры со словом, работу со связным текстом, сопровождение речи движением, обводку и раскрашивание рисунков с комментированием, разнообразные упражнения по звукобуквенному анализу и многие другие [3].

Человек воспринимает звуки, которые анализирует, осмысляет значение слова, фразы, т. о. звуки – это минимальная единица общения. Правильное произношение звуков необходимо ребенку для успешного общения, обучения, для чтения и письма, т. е. для гармоничного развития.

Дидактическая игра – это одно из эффективные и простых средств развития и коррекции звукопроизношения., которая реализует не только основную цель (развитие звука, но и способствует психологической разгрузке, физическому развитию ребенка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Визель Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. – М. : Школьная библиотека, 2005 г. – 16 с.

2. Чен Н. В. Дидактическая игра – основа развития воображения и фантазии // Искусство. - 2011г. – 7 декабря. – С. 17-22.

3. Логопедическая энциклопедия. – М. : Мир книги, 2008. – 248 с.

4. Педагогический словарь: для высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2005. – 176 с.

5. Подготовка к школе в детском саду. Счет, чтение, речь, мышление/ Л. В. Управителева. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 160 с.

Публикации по теме:

Как определить, нуждается ли Ваш ребенок в помощи логопеда? Консультация для родителей Тема: «Как определить, нуждается ли ваш ребенок в помощи логопеда? Становление речи ребенка, как известно, проходит.

Причины нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство исправления недостатков звукопроизношения
Опубликовано: 12 ноября 2013 в 09:50
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра как средство исправления недостатков звукопроизношения» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Романова (УИ 32817) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД