МААМ-картинки

Дидактическая игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста

Любовь Ольденбург
Дидактическая игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность темы обусловлена необходимостью качественного повышения уровня овладения родным языком, воспитания речевой культуры подрастающего поколения.

Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для успешного воплощения поставленных задач. Ребенок проходит элементарный курс ораторского искусства, учась выражать свои мысли логично выразительно.

Особенности развития связной речи изучались Ф. А. Сохиным Е. И. Тихеевой, Е. И. Флёриной, В. В. Гербовой и др. Перед учёными стоит целый ряд задач по выработке наиболее эффективных форм и методов развития связной речи. Всё больше предлагается использовать игровые методы обучения, так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве.

Публикация «Дидактическая игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Нами была выдвинута гипотеза, что формирование связной речи до-школьников будет наиболее эффективным если дидактическую игру рас-сматривать как средство развития всех сторон речи; чаще использовать лексико-грамматические упражнения вне занятий; обогащать предметно-пространственную среду наглядным материалом, способствующим развитию связной речи; систематически включать в свою работу методы ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) и РТВ (развития творческого воображения, являющиеся наиболее популярными и востребованными педагогами в нашем детском саду. По нашим наблюдениям методы ТРИЗ и РТВ очень эффективно способствуют развитию связной речи детей.

Прежде всего, мы установили уровень развития связной речи наших воспитанников, взяв за основу критерии точности ответов из «Диагностики речевого развития» О. С. Ушаковой.

Анализ результатов диагностики показал, что высокий уровень развития связной речи демонстрирует только 10 % малышей. Исходя из полученных данных, мы организовали дальнейшую работу:

- выделили специальную речевую зону в группе;

- подобрали необходимые дидактические игры, как традиционные, так и на основе методов ТРИЗ-РТВ;

- провели соответствующую работу с родителями:

•консультации,

•беседы,

•круглый стол,

•наглядная информация,

•анкетирование и т. п.

На первом этапе приоритетной являлась работа по обогащению и активизации словаря, знакомство с обобщающими понятиями, различными формами словообразования, согласовании существительных с прилагательными. Работа проводилась таким образом, что в течение нескольких дней в различных дидактических играх решались определённые речевые задачи, а в итоговой игре проходило их закрепление. Объекты и ситуации менялись по мере усвоения материала (дидактические игры «Теремок», «Новоселье», «Магазин» и другие). Очень активно использовалась игра «Хорошо – плохо», игры на основе метода синектики (прямая аналогия, символическая аналогия) и даже элементарный мозговой штурм.

Для возбуждения интереса включалась музыка, персонажи танцевали, пели, выполняли несвойственные им действия. С помощью воспитателя дети переносили признаки объектов друг на друга, придумывали новые словосочетания. Этому способствовали дидактические игры на основе метода фокальных объектов. Метод морфологического анализа также оказался весьма важным в работе по развитию связной речи. С помощью морфтаблицы мы вместе с детьми составляли новые предложения и словосочетания.

В середине учебного года начали работать по базовой модели описания объекта. Результаты превзошли ожидания. Дети были очень активными, эмоциональными, и ко второму этапу – составлению рассказов, подошли с хорошим запасом речевых знаний. По образцу и с помощью воспитателя малыши начали употреблять распространённые предложения, связывая их между собой (дидактические игры на основе методов ТРИЗ-РТВ: «Цепочка», «Сначала и потом» и др.).

Дошкольники познакомились и усвоили структуру составления рассказов с помощью дидактических игр на основе методов системного подхода («Системный оператор», «Структурный подход», научились следить за развитием сюжетов, отвечать на вопросы в процессе дидактических игр «Друзья познаются в беде», «Продолжи дальше», «Снежный ком». Большое внимание отводилось интонационной выразительности, а также помощникам связной речи – мимике и жестам. Здесь помогли игры на основе эмпатии.

Планомерная системная работа по формированию связной речи с помощью дидактических игр на основе методов ТРИЗ и РТВ оказалась эффективной. В результате большая проведённая работа показала правильный выбор средств для достижения основной цели, так как показатель высокого уровня развития связной

Публикации по теме:

Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста. Актуальность: формирование культуры поведения – одна из сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 11 февраля 2014 в 15:54
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Ольденбург (УИ 193087) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД