Дарья Кубанцева
Дидактическая игра как вспомогательное средство регуляции эмоционально-волевой сферы
▼ Скачать + Заказать документы
Как мы знаем, игра – это основной вид деятельности в дошкольном детстве. Когда мы говорим о дидактической игре, подразумеваем процесс обучения посредством игровой деятельности. В таком виде материал воспринимается ребенком легче, проще, более естественным путем. Почему так происходит? Ребенок не настраивается на другой, качественно новый, более сложный вид деятельности (учебная деятельность, он остается в более знакомых для себя условиях, не замыкается, у него естественным образом появляется цель – интересно провести время и, в зависимости от вида игры, победить. Иными словами, игра для ребенка мотивирована, он заинтересован в этой деятельности и готов приложить усилия (особенно в случае игр, где определяется победитель – соревновательный элемент).
Публикация «Дидактическая игра как вспомогательное средство регуляции эмоционально-волевой сферы» размещена в разделах
Во время дидактической игры ребенок может ощущать разные оттенки эмоций. Задача педагога (в частности, психолога) в том, чтобы помочь ребенку понять, что именно и почему эти эмоции вызывает, каким образом можно преодолеть нежелательные эмоции, например, связанные с неудачным игровым опытом, с поражениями, научить ребенка обращаться за помощью.
Собирание разрезной картинки на индивидуальных занятиях с воспитанниками подготовительной группы. (По сюжету – художник хочет сделать копию своей картины в подарок семье).
Чтобы узнать тему, по которой будет проводиться занятие, воспитанники собирают многосоставную разрезную картинку (тема «Семья»). Так как детали разной формы и размера (усложненный вариант разрезной картинки, фон картинки однотонный, светлый, цветных деталей на объектах изображения достаточно много, ребенку требуется больше времени, чтобы составить цельную картинку. В это время у первого ребенка последовательно наблюдается: заинтересованность, самостоятельные попытки сложить детали воедино, сомнения, обращение к образцу при необходимости (целому изображению, обращение за помощью к педагогу. После подсказки ребенок расслабляется, продолжает в замедленном темпе, обращает больше внимания на детали картинки. При этом педагог задает вопросы по типу «что ты сейчас чувствуешь?», «чего тебе хочется?».
Что отвечает воспитанник: «не получается» (угрюмо, расстроенно, «хочу доделать», «долго не получается». После подсказки не стесняется просить помощи у педагога.
У второго ребенка наблюдаются признаки гиперактивности и дефицита внимания, во время выполнения задания у него отмечаются признаки недовольства своей медлительностью, раздраженность от того, что долго не получается составить изображение. В итоге воспитанник так же обращается за помощью к педагогу, но в сравнении с первым ребенком это происходит гораздо быстрее.
На вопросы «что ты сейчас чувствуешь?», «чего тебе хочется?» ребенок отвечает нетерпеливо «мне не нравится, что так долго», «почему не получается?», «хочу побыстрее закончить».
Во время каждого из занятий проговариваем вместе, что чувствуют воспитанники в тот или иной момент выполнения задания.
Индивидуальные занятия по развитию кинестетических ощущений с детьми группы «Особый ребенок» (дети с НОДА).
Воспитанникам предлагалось с закрытыми глазами наощупь определить текстуру предметов и разложить их по ёмкостям (шершавый и мягкий, гладкий и твердый) – по сюжету мы находились в темной комнате без электричества и собирали «чемоданы» для двух персонажей.
Такой вид деятельности оказывает расслабляющее воздействие на эмоциональную сферу, так как ребенок переключается полностью на свои кинестетические (сенсорные) ощущения. На своих занятиях использую такую игру для снятия напряжения и негативных эмоциональных реакций. Так же можно проводить игру «Приятно-неприятно», которая фокусирует внимание ребенка на воображении ощущений от того или иного предмета (например, «гладить кошку – приятно, а почему?», «трогать грязь в луже – неприятно, почему?»).
На подгрупповых занятиях с детьми группы «Особый ребенок» применяю игру с использованием круп в качестве сенсорного материала, которая так же оказывает расслабляющее воздействие на психику и эмоциональную сферу. Задача детей – по очереди прятать в ёмкости с крупой мелкий предмет, а затем находить его наощупь. При этом дети определяют очередность участников самостоятельно, происходит развитие умения договариваться, действовать в команде.
Таким образом, дидактическая игра в дошкольном детстве не только играет роль средства для развития ВПФ, но и способствует формированию умения регулировать состояние эмоционально-волевой сферы.