Крат Ксения Петровна
Дидактическая игра по познавательному развитию «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор:Крат Ксения Петровна
Пояснительная записка.
Дидактическая игра предназначена для работы с детьми от 3 до 7 лет в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, формированию целостной картины мира, развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, а также в организации режимных моментов.
Для каждой возрастной группы имеется свой вариант обыгрывания.
Публикация «Дидактическая игра по познавательному развитию „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель:
- закреплять понятия: «зима», «весна», «лето», «осень»;
- различать изменения природы в разное время года;
- знать времена года и называть их в определенной последовательности;
- находить, соответствующие данному времени года детали;
- оживлять композицию фигурными деталями;
- развивать зрительную память, внимание, речь;
- любить природу в разное время года.
Задачи:
Образовательные:
- учить определять время года по его характерным признакам;
- закреплять знания детей и представления об особенностях каждого времени года;
-формировать представление о чередовании времён года;
-учить прямому счету в пределах 10.
-учить обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу).
- упражнять детей в составлении короткого рассказа;
- расширение и обогащения словарного запаса;
- способствовать формированию сенсорных умений;
- способствовать развитию наглядно-действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения, речи и мелкой моторики рук;
Развивающие:
- развивать сенсорные навыки, мелкую моторику рук, память, внимание, логическое и образное мышление, пространственное представление.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- учить наблюдать и видеть взаимосвязь явлений в природе;
Формировать у детей взаимоотношения, сотрудничество при решении задач, воспитание умения выслушать ответ товарища, воспитание самостоятельности
Описание игры.
Основа игры – фетр. Игровое панно, в котором центральная композиция – дерево.
Принцип создания игры:
1. Привлекательность для детей;
2. Доступность;
3. Многофункциональность;
4. Стимулирование познавательной активности детей;
Планируемый результат:
Дети понимают правила игры и игровые действия.
- проявляют интерес и принимают игровую задачу.
- имеют представление о характерных особенностях разных времён года, проявляют желания помочь друг другу.
- проявляют умение анализировать достижение игровой задачи.
- проявляют желание использовать игру в самостоятельной деятельности.
Принципы воспитания:
- формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом,
- создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма,
- воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения:
-принцип доступности, и индивидуальности;
-наглядности;
-принцип систематичности и последовательности;
-принцип научности ;
-активности ;
Методы воспитания:
-беседа,
-поощрение,
-упражнение,
-ситуация свободного выбора
-создание ситуации успеха
Методы обучения:
-объяснение,
- беседа,
- упражнение,
- частично-поисковый
Предварительная работа:
-беседы о временах года,
- рассматривание картин, иллюстраций,
- наблюдение за изменениями времён года,
- прочтение сказки «12 месяцев»
-прочтение стихов о временах года.
Вариации игры
Вариант 1
Игра «Составь картинку и расскажи»
Цель игры: развить у детей мышление, воображение, речь.
Ход игры: детей спрашивают –«Какое сейчас время года?» и предлагают составить картинку, выбрав нужные детали из фетра. Затем воспитатель просит описать картинку.
Вариант 2
Игра «Что не так?»
Цель: развить речемыслительную деятельность ребенка – внимание, мышление, восприятие, связную речь.
Ход игры: Выбрав какое- либо время года, одна группа детей (воспитатель) размещает несколько несоответствующих деталей или фигурок на панно и предлагает другим детям найти лишнее, объяснив свой выбор.
Вариант 3
Игра «Какая сейчас погода?»
Цель: развивать мышление, связную речь у детей
Задачи: описать сегодняшнюю погоду и составить картинку, данному описанию.
Ход игры: воспитатель просит детей описать сегодняшнюю погоду. Дети отвечают, перечисляют все явления, которые есть на данный момент.
Вариант 4
Игра «Составь рассказ о (зиме, весне, лете, осени)»
Задачи: побуждать детей к составлению рассказа об этом времени года; формировать у детей эстетическое отношение к природе, умению погружаться в мир природы, её образов, цветов; учить рассказывать связно, полно, четко выстраивать композицию рассказа.
Ход игры:На панно выставляются детали, которые соответствуют признакам заданного времени года, воспитатель предлагает составить небольшой связный рассказ. Сначала воспитатель даёт примерный образец рассказа.
Вариант 5
Игра «Когда это бывает?»
Задачи: закрепить знания о природных явлениях. Формировать представления о временах года, о месяцах.
Развитие внимания, зрительного восприятия.
Ход игры: Воспитатель предлагает разгадать загадки о временах года и подобрать детали из фетра, соответствующие определенному времени года. Вспомнить характерные особенности данного времени года.
Кто, скажи мне милый друг,
Красит белым всё вокруг,
И деревья, и дома?
Это — зимушка -… (ЗИМА)
Стало солнышко теплей,
Зажурчал в лесу ручей,
Вся природа расцветает,
Время года кто узнает? (ВЕСНА)
Солнце печет, липа цветет,
Вишня поспевает,
Когда это бывает? (ЛЕТОМ)
Листья быстро пожелтели
И на землю полетели.
Так бывает раз в году,
А когда? Я не пойму! (ОСЕНЬ)
Вариант 6
Игра «Волшебный мешочек.»
Задачи: Развивать память, расширять словарный запас, внимание, логическое мышление, закреплять знания детей обокружающим мире.
Ход игры: На игровом поле изображены четыре времени года. Играющих от 2 до 4 детей, каждый выбирает себе определенное время года и сообщает о своем выборе другим игрокам. Затем вносится волшебный мешочек и предлагается детям достать из него тот предмет который относится к выбранному времени года, основываясь на своих тактильный ощущений. Играющие по очереди засовывают руку мешочек и на ощупь берут нужный для себя предмет.