Лучший педагог года

Дидактическая игра по развитию речи «Вагончики и пассажиры» (4 фото)

Ирина Семьина
Дидактическая игра по развитию речи «Вагончики и пассажиры»

Пояснительная записка

Накопление словарного запаса, овладение грамматическим оформлением речи во многом определяется развивающимся у ребёнка предметным восприятием. При этом он не только видит предметы, действия, признаки, но и воспринимает их разнообразные словесные обозначения. Одной из составляющих образной, художественной, выразительной речи является многозначность слов. Многие слова русского языка имеют не одно, а два-три, некоторые – по десятку и более значений. Многозначные слова образуют смысловое единство. Слово в изолированном виде всегда воспринимается в своем значении, т. е. в том, в котором чаще всего и употребляется в речи. Различить значения многозначного слова можно только в соответствии с другими словами.

Публикация «Дидактическая игра по развитию речи „Вагончики и пассажиры“» размещена в разделах

Например: Мы забыли закрыть кран. Папа завернул кран, чтобы в комнате стало прохладней. На стройке появился новый подъемный кран.

В первом предложении слово «кран» имеет значение «водопроводный», во втором – «кран на батарее», а в третьем – «строительная техника».

Многозначными могут быть слова всех самостоятельных частей речи, кроме числительных. Проблема употребления детьми образных и многозначных слов очень актуальна, однако этой теме, как на занятиях, так и дома уделяется мало внимания. Особенно это относится к дошкольникам, имеющим речевое недоразвитие. И, как правило, при поступлении в школу у таких детей сохраняются проблемы понимания и употребления в речи многозначных слов.

Эта проблема должна решается в старшем дошкольном возрасте. Мы знаем, что у детей преобладает наглядно-образное мышление, а словесно-логическое недостаточно сформировано. Поэтому процесс овладения лексической многозначностью слова осуществляется достаточно сложно и длительно.

Работа над многозначностью слов обеспечивает речевое развитие ребенка и способствует формированию качественной стороны детской лексики, развития произвольности речи, умению сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства. В конечном итоге данная работа служит развития уровня общей речевой культуры.

Цель: развитие умения выделять в группе слов многозначные существительные.

Задачи:

*Познакомить с понятием «многозначные слова», показать различие между многозначными и однозначными словами.

*Обогащать словарный запас детей, формировать выразительность речи.

*Развивать образное мышление, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать.

*Воспитывать интерес и любовь к родному языку.

Изобрести новое нельзя, важно из множества источников выбрать один, обыграть и наполнить интересом и занимательностью.

Аннотация к игре «Вагончики и пассажиры»

Цель игры: развитие умения выделять в группе слов многозначные существительные; развитие логического и ассоциативного мышления детей, расширение словарного запаса.

Материал: предметные картинки, паровоз с вагончиками, карточки со словами-загадками, сводная таблица, фищки.

Возраст: 5-7 лет

Воспитатель показывает паровозик и объясняет, что он может отправиться в путь только тогда, когда все пассажиры будут в вагончиках. Пассажиры- это различные предметы, объединенные одним названием.

Ход игры: в игре могут участвовать 2-4 человека.

1 вариант. Дети получают несколько предметных картинок, внимательно рассматривают их. Затем воспитатель выбирает одну карточку со словами-загадками, читает загадку. Например,

Кто с него снимает кожу,

Будет в три ручья реветь,

Без него стрела не сможет

До мишени долететь (лук)

Отгаданное слово «едет» на паровозике, а в вагончики размещаются все картинки, которые называются данным словом.

После того, как все картинки размещены в вагончиках, еще раз уточняется, какое слово едет на паровозике, какие разные предметы обозначает это слово, для чего они служат. За правильно выполненные действия ребенок получает фишку.

На сводной таблице выкладывает слово и количество разных его значений (чтобы дети могли увидеть, насколько разнообразными могут быть значения слов, похожих по произношению).

Игра заканчивается, когда все картинки нашли свои вагончики. Подсчитываются фишки.

2 вариант. Воспитатель размещает в окошках вагончиков предметные картинки, которые называются одинаково, в одном вагончике отличную картинку. Ребенок должен найти лишнюю картинку и объяснить свое решение: «Все картинки называются словом «ключ», а эта – раковина, она лишняя».

Примечание: игру ведет воспитатель, т. к. дети старшей группы читать еще не умеют.

В подготовительной группе возможно ведение игры ребенком, умеющим читать.

Слово Количество разных значений слов.

Гребень

Дидактическая игра по развитию речи «Вагончики и пассажиры»
Фото «Вагончики и пассажиры»

Подбор слов:

Гребень- петуха, волны, горы, для прически.

Ключ – гаечный, дверной, музыкальный (скрипичный).

Раковина – фаянсовая, улитки.

Кран – подъемный, водопроводный

Кисть – рябины, руки, для рисования

Лапка – птичья, сапожная, швейная, кошачья

Конек – для фигурного катания, на крыше, конек-горбунок, морской конек

Ручка – дверная, чашки, для письма, ручка ребенка и т. д.

Дидактическая игра по развитию речи - фото
Фото №1 Пояснительная записка Накопление словарного запаса овладение грамматическим оформлением речи во многом определяется развивающимся у ребёнка предметным восприятием
Публикации по теме:

Дидактическая игра по развитию речи «Вкусный обед»Дидактическая игра по развитию речи «Вкусный обед» Дидактическая игра по развитию речи "Вкусный обед". Изготовление дидактического пособия: «Вкусный обед».[/h4] Материалы: - картонная основа-кастрюля.

Дидактическая игра по математике и развитию речи «Теремок» Дидактическая игра «Теремок» (с 3х до 7лет) (настольная, по математике и развитию речи) Цели - знакомство с цифрами и закрепление знания.

Дидактическая игра по развитию речи «Алина»Дидактическая игра по развитию речи «Алина» дидактическая игра по развитию речи «Кукла Алина» Участники: дети средней группы, воспитатель. Цель: развития связной речи детей.

Дидактическая игра по развитию речи детей 5–7 лет «Волшебные камешки» марблсДидактическая игра по развитию речи детей 5–7 лет «Волшебные камешки» марблс Дидактическая игра "Волшебные камешки" Возраст детей: старший дошкольный возраст (5-7 лет). Цель: развитие навыков звукового анализа слов,.

Дидактическая игра по развитию речи «Кто в домике живет»Дидактическая игра по развитию речи «Кто в домике живет» Дидактическая игра по развитию речи «Кто в домике живет» У каждого домика есть свой хозяин. Гнёзда вьют птички, в них и живут. У зайки.

Дидактическая игра по развитию речи «Умный паровозик»Дидактическая игра по развитию речи «Умный паровозик» Данное пособие можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми старшей и подготовительной группы. Цель:.

Дидактическая игра по развитию речи «Веселый поваренок»Дидактическая игра по развитию речи «Веселый поваренок» Задачи игры с интеграцией образовательных областей: Познавательное развитие: закреплять знания и представления детей об овощах, фруктах,.

Дидактическая игра по развитию речи «Волшебные кубы» Цель: - продолжать расширять и уточнять представления детей об окружающим мире; - обогащать бытовой и природоведческий словарь детей;.

Дидактическая игра по развитию речи «Волшебные кубы»Дидактическая игра по развитию речи «Волшебные кубы» ель: - продолжать расширять и уточнять представления детей об окружающим мире; - обогащать бытовой и природоведческий словарь детей;.

Дидактическая игра по развитию речи «Звуковичок»Дидактическая игра по развитию речи «Звуковичок» Дидактическая игра по развитию речи «Звуковичок» Цель: речевое развитие детей, ознакомление детей со звуковым анализом и подготовки их.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра по развитию речи «Вагончики и пассажиры»
Опубликовано: 25 октября 2017 в 21:14
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД