Лилия Махмутова
Дидактическая игра «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра «Времена года»
Пояснительная записка к игре
Игра имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Ее можно использовать практически в любых видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, как элемент в ознакомлении с художественными произведениями. Данная игра прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками.
Публикация «Дидактическая игра „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2021
Дидактическая игра предназначена для работы с детьми от 3 до 7 лет в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, формированию целостной картины мира, развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, а также в организации режимных моментов. Для каждой возрастной группы имеется свой вариант обыгрывания.
Пособие разработано с учетом современных педагогических технологий, способствующих активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения, воспитания детей и адресовано воспитателям дошкольных учреждений, реализующих в практике работы программу «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).
Все материалы, используемые для изготовления данного пособия безопасны.
Целью дидактической игры «Времена года» является:
- формирование у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире – о делении года на четыре времени, каждая из которых, в свою очередь, делиться на три месяца;
- выработка умений различать месяца по природным явлениям, приметам, характерным особенностям видов деятельности людей, одежде;
- активизация детского внимания, развитие всех компонентов устной речи, памяти, мышления, эмоций;
- воспитание осознанного и правильного отношения к природе;
-обогащение словаря ребенка и формирование грамматических категорий;
-развитие связной речи в процессе обучения рассказыванию;
-развитие мелкой моторики руки;
-формирование пространственно-временных представлений.
Описание игры для детей «Времена года»
Вариант 1. Игра «Когда это бывает?»
Задачи:
1. Закрепить знания о природных явлениях.
2. Формировать представления о временах года, о месяцах.
3. Развитие внимания, зрительного восприятия.
Задание: Подобрать материал соответствующие определенному времени года.
Правила: вспомнить характерные особенности данного времени года.
Помогать друг другу в ходе игры.
Педагог с детьми рассматривают модель «времени года», соотносят цвета сезонов с картинками месяцев. Далее дети выбирают, по желанию, время года. Определяют очередность в соответствии с ходом времени : зима, весна, лето, осень. Игра начинается : ребенок, выбравший время года – зиму, выбирает, соответствующие этому сезону картинки, обозначающие месяца. Соединяет картинки месяцев с игровым полем сезона, рассказывая об основных изменениях в природе в этих месяцах. Далее следующий ребенок, выбравший сезон – весна.
Усложнение игры происходит исходя из подготовленности детей.
Усложнения:
- предложить детям вспомнить, какие праздники бывают в те или иные месяца года;
- называть номера месяцев по порядку: январь – первый месяц года, февраль – второй месяц года, и т. д. ;
- предложить детям вспомнить какое настроение у них бывает в то или иное время года;
- предложить детям вспомнить, в какие игры они могут играть на улице в то или иное время года.
- загадывать загадки о времени года и месяцев;
Для усвоения материала и более интересного проведения развивающей игры «Времена года», можно использовать стихи и загадки:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою! (А. Плещеев)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я. (Осень).
Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез. (Туча)
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня. (Зима).
Собираем в августе
Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.
Солнце над просторными
Нивами стоит,
И подсолнух зернами
Черными набит. (С. Маршак)
Вариант. Разместить несколько несоответствующих картинок в разных секторах и предложить детям разложить правильно.
Вариант. Устроить соревнование: одни дети расставляют, а другие определяют правильность выбора.
Вариант. Сделать два одинаковых задания и дать двум группам детей на скорость его выполнить, со сладким призом для победителей и утешительным призом для проигравших.
Вариант игры для детей от 3 до 5 лет.
На основном макете дети рассматривают материал и соотносят их с определенным временем года.
Вариант игры для детей от 5 до 7 лет.
К основному макету добавляются части, обозначающие месяца. Дети определяют месяц по разным признакам.
Вариант 2. Игра «Круглый год»
Задачи:
1. Учить детей называть времена года.
2. Развивать связную речь, формировать умение составлять описательный рассказ; умение слышать друг друга.
3. Активизировать и обогащать словарь.
4. Развивать воображение, фантазию, мышление.
Вариант игры для детей от 3 до 5 лет.
На основной макет выкладываются части с изображениями месяцев. Дети называют вид деятельности детей и одежду по сезону.
Вариант игры для детей от 5 до 7 лет.
Дети берут материал, на которых показана примета, каждому ребенку нужно составить рассказ и запомнить примету.
Можно использовать вариант игрового упражнения «Исправь ошибку».
Список использованной литературы
1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет. - М. : Просвещение, 1988.
2. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир: программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика – Синтез, 2008.
3. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозайка – синтез, 2010.
4. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации – М. : Мозаика – синтез, 2008.