Наталья Харив
Дидактическая игра-экспериментирование «Глаза могут не только смотреть» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сформировать представление о том, что глаза могут выполнять несколько функций.
Программные задачи:
1. обобщить имеющиеся у детей представления о строении и функционировании глаза;
2. показать с помощью опытов, что глаз имеет не одну, а несколько функций;
3. работать над совершенствованием навыков экспериментирования;
4. воспитывать бережное отношение к органу зрения;
5. расширять кругозор детей;
6. формировать способность анализировать результата опытов;
7. формировать умение отвечать на вопросы полным ответом;
Публикация «Дидактическая игра-экспериментирование „Глаза могут не только смотреть“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
8. продолжать совершенствовать диалогическую речь;
9. расширять кругозор, словарный запас.
Материалы и оборудован ие:
У каждого ребё нка: зеркало.
У педагога:
• 2 геометрические фигуры (круг и треугольник, окрашенные в разные цвета,
• ручка,
• две палочки разного размера,
• «Чудесный мешочек», мелкая игрушка,
• полоска бумаги, на которой написано крупными буквами слово «Мама»,
• полоска бумаги, на которой без особого порядка нарисовано достаточно крупных точек или кружочков.
Методы обучения: рассказ, беседа, самонаблюдение, экспериментирование, игра, логические рассуждения.
Организация занятия: дети сидят за столами по двое. Зеркала поставлены на столы заранее. Остальное оборудование лежит на столе у педагога.
Интеграция: ФР, ПР, РР.
Ход занятия
Организационный момент (загадки).
1. Утром открываются, ночью закрываются (глаза).
2. Они разные бывают: голубые, карие, зелёные, серые, чёрные. На лице сидят, вперёд себя глядят (глаза).
3. Иногда из них бегут солёные реки (глаза).
Вступление.
- Ребята, сегодня мы с вами узнаем, что умеют делать наши глаза. Как обычно, будем проводить опыты, а потом обсуждать их результаты.
Блок 1. Строение глаз.
- Сколько у нас глаз? (Ответы.)
- Закройте глаз и ощупайте его пальцами через веки. Сильно не надавливайте. Иначе глаз можно повредить. (Дети выполняют). Опишите. Что вы чувствуете? (Ответы).
- За то, что глаз круглый и плотный, его назвали глазным яблоком.
- Возьмите в руки зеркало и рассмотрите свой глаз. (Дети выполняют.)
- Видите, в глазном яблоке есть белая оболочка? (Дети смотрят) А середина глаза уже не белая, а окрашенная. Какого цвета эта оболочка? (Педагог называет несколько детей, выслушивает ответы названных детей, а также других.)
- Правильно, глаза бывают разного цвета: голубые, синие, зелёные, карие, чёрные, серые. И даже бывают такие случаи, когда у человека один глаз голубой, а другой – карий. Но такое бывает редко.
- Теперь внимательно приглядитесь к глазу. Видите, в середине окрашенного кружка есть небольшая точка? (Ответы) Какого она цвета? (Ответы). Это – не точка, а отверстие. Называется «зрачок». Через зрачок в глаз попадает свет. Лучи света раздражают нервы, по нерву сигнал поступает в мозг, и человек не просто видит, но и понимает, что он видит.
- Приходилось ли кому-нибудь из вас что – то видеть и не понять, что видел? (Ответы. Педагог внимательно слушает каждого.) Оказывается, такое может быть: глаз видит, а мозг не понимает, что видит глаз. Так что глаз и мозг работают дружно, помогают друг другу.
- Сейчас проверим, как умеют работать ваши глаза и мозг. Что я вам сейчас показала? (Педагог показывает ручку.) (Ответы.)
- Значит, что умеют делать наши глаза? ( Ответ: видеть)
Блок 2 – глаза умеют различать размер, цвет, форму, расстояние до предмета. (Проходит в очень высоком темпе)
- Проверим, могут ли ваши глаза определять форму. Как называется эта фигура? (Круг). А эта? (Квадрат) Ну, что могут? (Ответы)
- Какого цвета круг? (Ответы) А квадрат? (Ответы) Так что ещё могут определять глаза? ( Ответ: цвет.)
- Скажите, какая палочка находится дальше от вас: та, что у меня в руке, или та, что прикреплена к доске? (Ответы). Значит, глаза умеют определять расстояние до предмета? (Ответы.)
- Какая из этих палочек длиннее? (Ответы.) Кто вам об этом сказал? Так что ещё могут определять глаза? (Размер)
- Подведё м итог: что могут определять глаза? ( Ответы: цвет, форму, размер, расстояние до предметов).
Блок 3 – глаза умеют принимать сигналы.
Педагог молча показывает жестом всем детям: встать, сесть. (Дети выполняют.) Затем так же, молча, манит к себе кистью одного из детей. Тот встаёт и подходит. Педагог указывает на дверь, шкаф, любой предмет. Ребёнок выполняет действие, подходит к предмету. Снова подзывает его к себе. Ребёнок подходит.
- Что помогло тебе различать сигналы, которые я подавала? ( Ответ: глаза).
- Значит, глаза умеют различать сигналы? (Да).
Блок 4- глаза умеют читать и считать (проходит быстро).
-А теперь я покажу вам слово. (Педагог показывает лист бумаги, на котором написано слово «Мама». Дети его быстро читают)
- Что ещё умеют делать глаза? ( Ответ: читать)
- И читать они умеют? Ну, вот считать они точно не умеют. Вы же не сможете сосчитать, сколько здесь точек? (Педагог показывает лист с нарисованными точками. Дети быстро называют их количество.) И считать умеют? Ну, сколько же всего умеют делать наши глаза!
Блок 5- глаза выражают настроение.
- Давайте проверим, могут ли глаза выражать наше настроение? Возьмите зеркала, смотрите на свои глаза и покажите, что вам очень весело. (Дети выполняют. Педагог не жалеет времени на этот этап занятий, ждёт, пока все дети поймут суть задания и выполняют его).
- А теперь вам стало грустно. Посмотрите, как изменились ваши глазки. (Дети стараются. Опыт показывает, что с веселья на грусть они перестраиваются с большим трудом, поэтому приходится подождать, пока с заданием справятся все.)
- Теперь вы рассердились. (Дети выполняют, наблюдая за собой в зеркала.)
- А теперь удивились. (Дети выполняют.)
- А теперь испугались. (Дети выполняют).
- Милена, подойди сюда. Покажи нам какое-нибудь настроение, а мы попробуем его определить.
- Егор, покажи удивление. А теперь тебе трудное задание: сделай так, чтобы глазки были печальные, а губки улыбались. («Я не могу»).
- Что же ещё могут делать глаза? ( Ответ: показывать, в каком мы настроении.)
- Интересно, какое настроение будет сейчас у Жени? (Женя подходит). Вот тебе «Чудесный мешочек». Тут что – то лежит. Сунь в него руку и попытайся определить предмет на ощупь. (В мешочке лежит мелкая игрушка сложной формы, чтобы определить ее было непросто. (Дети наблюдают за его глазами.)
- Что вы узнали по глазам Жени? ( Ответы: глаза серьёзные, задумчивые. Женя думает.)
Заключение.
- Давайте вспомним, что же умеют делать наши глаза? (Дети быстро вспоминают всё, что узнали на занятии.)
- Раз наши глаза умеют так много, они имеют важное значение в жизни человека. Без глаз мы не сможем читать, писать, рисовать, определять расстояние, смотреть телевизор, играть в игры и просто любоваться окружающим миром. Как же нужно беречь глаза?
Правильно. Большое спасибо.