Светлана Мышаева
Дидактическая игра «Забавные магнитики» для детей 1.6–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Номинация «Дидактическая игра»
Методическое пособие -
Дидактическая игра
«Забавные магнитики» для детей 1.6-3 лет
Игра или обучение?
Публикация «Дидактическая игра „Забавные магнитики“ для детей 1,6–3 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры с магнитами
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2021
В педагогике не раз возникал вопрос, куда следует отнести дидактическую игру : в раздел игровой деятельности или в раздел дидактики, в средства обучения. Все-таки по форме деятельности она примыкает к игре и позволяет средствами игры осуществлять разнообразные задачи воспитания и обучения.
В дидактической игре реализуется не только то, что дети получают в организованном процессе обучения на занятиях, но и то, что дети усваивают через книгу, что узнают путем личного опыта.
Нельзя игнорировать и то обстоятельство, что дидактическая игра, создаваемая и управляемая воспитателем, вносит в жизнь детей интересное содержание, обогащает её, удовлетворяет в потребность к игре. А потребность в игре, создание «умной» игры является мощным орудием воспитания.
Дидактическая игра, направленная на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Успешность воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
Следовательно, педагогом, в процессе образования детей дидактическая игра «Забавные магнитики» в течении дня может применяется:
1. Как игровой приём обучения,
2. Как игровая совместная деятельность детей под руководством воспитателя,
3. Как самостоятельная игра детей.
Требования к построению работы с детьми:
- обеспечение системности в процессе освоения сенсорных эталонов;
- ориентация на развитие умственных способностей ребенка (формирование умений воспринимать, запоминать, рассуждать, анализировать, абстрагировать, обобщать, делать выводы, умозаключения и т. д.);
- создание благоприятных условий для развития ребенка в Учреждении и дома;
- развитие познавательных способностей в процессе освоения сенсорных эталонов;
- усвоение детьми математических терминов;
- повышение познавательных интересов детей за счет развивающего обучения;
- организация развития детей с учетом индивидуальных способностей и возможностей;
- гарантированность ребенку к концу дошкольного детства базового уровня развития;
В процессе использования дидактической игры «Волшебная коробочка» выделяются этапы:
1) первый этап.
Цель: привлечь внимание детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен;
2) второй этап.
Цель: обучение детей обследовательским, перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках; представлений об окружающем мире, предметах.
3) третий этап.
Цель: формирование представлений об эталонах; представлений об окружающем мире, предметах.
4) четвертый этап.
Цель: создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний, умений и навыков в анализе окружающей действительности и в организации собственной самостоятельной деятельности.
Дидактическая игра «Забавные магнитики» поможет в формировании определенных умений и навыков:
- способам обследования формы зрительным путем;
- осознанию поставленной цели, овладению различными способами решения поставленных задач, поиску различных средств достижения цели;
Дидактическая игра «Забавные магнитики» поможет в совершенствовании психических процессов:
- в формировании эмоциональной заинтересованности;
- в знакомстве с предметами и действия с ними;
-в развитии восприятия, памяти, внимания, мышления;
- в речевом развитии.
Из чего состоит дидактическая игра?
Дидактическая игра состоит из : коробочки, открыв которую сразу появляется игровое поле (магнитная доска белого цвета, цветных карточек 3 видов (подбор по цвету - 3 двухсторонние карточки, подбор по размеру - 4 двухсторонние карточки, подбор по образцу- 7 карточек, а также круглых магнитных фишек 5ти цветов (маленькие фишки по 8 штук на каждый цвет, большие фишки по 7 штук, 4 магнита треугольника, чтобы держать карточку, водного маркера.
Цель: формирование и усвоение сенсорных эталонов, представлений об окружающем мире.
Задачи для детей 1. 6-2 лет:
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие
• Учить детей выполнять простейшие действия с предметами, вызывая эмоционально-положительный отклик
• Способствовать формированию представлений об окружающем мире.
• Вызывать стремление подражать действиям взрослого
Образовательная область: познавательное развитие
• Учить группировать однородные предметы по величине
• Учить детей различать предметы, помочь запомнить название, активизировать в речи детей соответствующий словарь
• Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память.
• Обращать внимание детей на величину предметов, учитывать это свойство при выполнении действий, правильно ориентироваться на слова «большой», «маленький»
Образовательная область: речевое развитие
Учить по слову взрослого находить и показывать на картинке определенные предметы;
• Учить детей различать и по возможности называть животных, предметы, игрушки.
• Развивать слуховое внимание посредством игр и игровых упражнений;
• Развивать речь, обогащать словарь словами «большой», «маленький»
• Формировать умение отвечать на вопросы «кто это?», «что это?»,
• Побуждать проговаривать вслед за воспитателем звукоподражания животным (бе-бе, му-му, ме-ме, пи-пи-пи, хрю-хрю); развивать фонематический слух;
• Понимать слова «большой», «маленький», такой, не такой, разные.
Образовательная область: физическое развитие
• Развивать координацию рук под зрительным контролем
Задачи для детей 2-3 лет :
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие
• Закреплять простейшие действия с предметами, формировать положительное эмоциональное отношение к общению со сверстниками и взрослым.
• Способствовать формированию и закреплению представлений об окружающем мире.
• Воспитывать бережное отношение к животным
• Поддерживать стремление подражать действиям взрослого
• Поощрять элементарные взаимодействия между детьми по поводу игровых материалов.
Образовательная область: познавательное развитие
• Учить детей обращать внимание на формы предметов, учитывать это свойство при выполнении элементарных действий
• Развивать восприятие, наблюдательность, внимание, мышление, память.
• Обогащать зрительно-осязательный опыт детей
• Закреплять умение группировать разнородные объекты по цвету, форме, величине, количеству.
• Закреплять представления и геометрической фигуре Круг,, учить подбирать к заданному образцу круг нужного размера, или цвета.
Образовательная область: речевое развитие
• Развивать речь, активизировать в речи слова «большой», «маленький»
• Развивать слуховое внимание посредством игр и игровых упражнений;
• Закреплять умение группировать однородные объекты, ориентируясь на слова «такой, не такой»
• Пополнять активный словарь названиями знакомых предметов, их качеств, действий;
• Побуждать проговаривать вслед за воспитателем, а затем самостоятельно звукоподражания животным (бе-бе, му-му, ме-ме, пи-пи-пи, хрю-хрю) и предметам ( машина: би-би); развивать фонематический слух;
• Понимать слова «большой», «маленький», такой, не такой, разные.
Образовательная область: физическое развитие
• Развивать мелкую мускулатуру рук, координацию рук под зрительным контролем.
Формы работы:
поручения;
игры-забавы;
игры-предположения;
игры-поручения;
игры-загадки;
игры-имитации
игровая речевая ситуация;
наблюдения;
рассматривание игрушек;
индивидуальная, групповая и подгрупповая работа
Как играть?
С данным пособием можно играть в несколько игр :
1. Подбери по цвету. Ребенок подбирает кружочки нужного цвета, закрывая белый кружок на карточке, «закрашивает» картинку
2. Большой-маленький. Ребенок подбирает кружочки определённого размера, закрывая белый кружок на карточке, «закрашивает» картинку. Тут можно подбирать цвета по желанию детей, проявить воображение.
3. Выложи по образцу. Ребёнок выкладывает кружочки по образцу, создавая определённый образ.
4. Придумай узор или рисунок. Ребенок самостоятельно выкладывает на магнитной доске узор или рисунок.
5. Нарисуй. С помощью водного маркера можно рисовать на белом поле. Затем изображение легко стирается. Можно дополнять изображение магнитными фишками, придумывать, творить.
Таким образом, дидактическая игра «Забавные магнитики» прямым образом повлияет на успешность деятельности как педагога с ребенком, так и в дальнейшей жизни самого ребенка, послужит основой познания мира.
Содержание игры создадут необходимые предпосылки для формирования психических функций - зрительного, слухового, тактильного и других видов ощущений и восприятий, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения.
Ранний возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире и наиболее сенситивным для сенсорного развития детей.
Желаю успехов!