Дидактические и речевые игры по краеведению

Галина Парникова
Дидактические и речевые игры по краеведению

Дидактические и речевые игры по краеведению

Уважаемые коллеги! Этот материал поможет всем, кто интересуется краеведением. Разработанные мною игры без труда можно адаптировать и гармонично вписать в работу по ознакомлению с вашим родным краем. Над темой краеведения работаю уже не первый год. Почему именно эта тема? Не оставили равнодушными к ней слова академика Д. С. Лихачёва: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».

Поэтому главная задача педагогов – не допустить такого безразличия среди наших детей. И начинать надо с воспитания у ребёнка эмоционально положительного отношения к себе, к семье, к тому месту, где он родился.

В одной из записей блога я уже приводила любимую мною китайскую пословицу: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай действовать – и я пойму!». Ничто так не закрепляет знания детей, как дидактическая игра. Так и возникла идея разработки краеведческих игр, которые применяю во всех видах деятельности с детьми.

(В прилагаемой презентации эти игры можно увидеть и применять их в индивидуальной, подгрупповой работе).

1. «ГЕРБ НАШЕГО ПОСЁЛКА»

Цель. Закреплять знания детей о гербе родного посёлка. Активизировать словарь.

Как ты думаешь, что означает герб нашего посёлка?

Как бы ты назвал форму герба?

Какие цвета присутствуют на гербе?

Что изображено на гербе?

Подумай, зачем посёлку нужен герб?

2. «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

Цель. Развивать речь детей, умение образовывать ласково-уменьшительные слова. Воспитывать любовь к родному посёлку.

Посёлок,

улица,

флаг,

праздник,

Ордынское.

3. «ПРОДОЛЖИ ФРАЗЫ»

Цель. Развивать умение завершать предложения, подбирая по смыслу подходящие слова. Закреплять знания о родном посёлке. Воспитывать любовь к родному посёлку.

Наш посёлок называется…

Жителей нашего посёлка называют…

Наш посёлок расположен на реке…

Зимой в нашем посёлке…

Больше всего я люблю в нашем посёлке…

4. «ПОДБЕРИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ К СЛОВАМ»

Цель. Активизировать в речи детей прилагательные. Развивать память, мышление.

Ордынск (родной, любимый, славный, красивый и др.).

Обь (глубокая, холодная, широкая и др.).

Детский парк (зеленый, чистый, красивый и др.).

Мост (длинный, новый, шумный и др.)

5. «КАКОЕ ИЗ ЭТИХ ЖИВОТНЫХ НЕ ЖИВЁТ В ЛЕСАХ РОДНОГО ПОСЁЛКА?»

Цель. Закреплять знания о животных родного края.

6. «КАКАЯ ПТИЦА ЕСТЬ НА ФЛАГЕ ОРДЫНСКОГО?»

Цель. Закреплять знания о флаге родного посёлка.

7. «КАКОЕ ИЗ ЭТИХ ДЕРЕВЬЕВ НЕ РАСТЁТ В ОРДЫНСКИХ ЛЕСАХ?»

Цель. Закреплять знания о деревьях родного края.

8. «КАКОЕ СЛОВО ЛИШНЕЕ И ПОЧЕМУ?»

Цель. Развивать логическое мышление, речь.

Флаг, герб, знамя.

Парк, бор, лес.

Новосибирск, Ордынское, проспект Революции.

Дом, улица, проспект, переулок.

Матрешка, березка, машина.

9. «ИСПРАВЬ ОШИБКИ»

Цель. Развивать логическое мышление.

Ордынское — столица России.

Мы живем на домах.

На гербе Ордынского изображена берёза.

На флаге родного посёлка есть изображение дятла.

Самая длинная улица нашего посёлка – проспект Ленина.

С первого этажа видно дальше, чем с последнего.

Ордынское стоит на реке Енисей.

Новосибирск меньше Ордынки.

10. «ОТГАДАЙ НАЗВАНИЕ РЕКИ»

Цель. Совершенствовать умение детей решать ребусы. Развивать логическое мышление.

11. «ОДИН – МНОГО»

Цель. Совершенствовать умение детей образовывать слова во множественном числе.

Один дом, улица, житель, человек, ребёнок, автобус, герб, флаг, магазин, детский сад и др.

Много.

12. «ПОДБЕРИ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА»

Родина — родной, народ, родители, родиться, родня и др.

13. ЭКСКУРСИЯ

Цель. Способствовать развитию умения ориентироваться в родном посёлке. Закреплять знания о его достопримечательностях.

Дети садятся на стульчики, поставленные в 2 ряда, как сиденья в автобусе. На переднем стульчике сидит «водитель». Он держит в руках воображаемый руль. Один ребенок одет в костюме светофора.

Дети: Мы в автобус дружно сели

И в окошко посмотрели.

Наш шофер педаль нажал,

И автобус побежал.

Дети ритмично покачиваются, водитель «крутит руль».

Светофор (показывает крупную фотографию):

Стоп! Машинам красный свет.

Дальше вам дороги нет.

Посмотрите-ка в окошки

И подумайте немножко:

Что за здание перед вами?

Отвечайте быстро сами.

(Что за улица пред вами? Что за памятник пред вами? Что за здание пред вами)

(Ответы детей)

Светофор: Свет зеленый зажигаю

И вас дальше отправляю.

Так дети путешествуют по родному посёлку и возвращаются на улицу, где находится детский сад.

14. РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ.

Обратите внимание!

Рассказ взрослого является образцом для детей, поэтому необходимо:

• сопровождать рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками;

• обращаться к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому;

• не называть дат: они затрудняют восприятие материала;

• использовать доступную детям лексику, значение незнакомых слов объяснять, не употреблять специальной терминологии, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.

15. ЗАГАДКИ О РОДНОМ ПОСЁЛКЕ

Цель. Закрепить знания детей о родном посёлке, развивать воображение, память.

Ход игры: воспитатель загадывает загадку о каком-либо месте в посёлке, а дети отгадывают.

Например:

Это здание стоит на проспекте Революции. Оно большое, двухэтажное, с множеством окон. Каждое утро родители приводят туда своих детей, чтобы они играли, занимались, общались друг с другом. (Детский сад)

Это здание находится на улице Ленина. Красивое, с белыми колоннами. Все жители Ордынского любят ходить туда на концерты и праздничные мероприятия. (Дом культуры)

Это деревянное здание расположено среди множества сосен в центре Ордынского по проспекту Революции. Его посещают дети, которые очень любят книги. (Детская библиотека)

Это место любимо как взрослыми жителями Ордынского, так и ребятишками. Туда часто ходят отдыхать, насладиться красотой природы, подышать свежим воздухом, посидеть у реки Орды и полюбоваться её крутыми берегами всей семьёй. А зимой покататься с горки, на лыжах, коньках. (Парк Лунёвка)

Варианты игры. Загадки можно загадывать по типу игры «Да - нет» (Дети задают наводящие вопросы, а воспитатель отвечает «да» или «нет», также можно поменяться ролями).

16. «ТАК БЫВАЕТ»

Цель. Развивать умение рассказывать о посёлке, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивающие мышление и воображение.

Ход игры: воспитатель называет словосочетание, ребенок раскрывает его значение.

Например:

холодный Ордынск (посёлок зимой,

веселый Ордынск (посёлок в дни праздников,

тёмный Ордынск (посёлок ночью,

молодой Ордынск (новостройки, молодые жители) и т. д.

7. СОСТАВЬ РАССКАЗ О СВОЕМ РОДНОМ ПОСЁЛКЕ ПО ПЛАНУ:

А) Как называется твой посёлок?

Б) Главная улица в твоём посёлке?

В) Название рек в твоем посёлке.

Г) Главные достопримечательности твоего любимого посёлка.

Д) Твое отношение к родному посёлку.

18. СОСТАВЬ РАССКАЗ НА ТЕМУ «МОЯ УЛИЦА» ПО ПЛАНУ:

А) Как называется улица? Почему?

Б) Какая она, эта улица (тихая, шумная, широкая, зеленая и т. д. ?

В) Что расположено на этой улице? (Магазин, парк, больница и др.)

Г) Где находится эта улица?

Д) Твое отношение к этой улице.

19. СОСТАВЬ РАССКАЗ ПО КАРТИНКАМ

(5 шт. с видами посёлка, в котором живут дети).

20. СОСТАВЬ НЕБОЛЬШОЙ РАССКАЗ ПО СЛЕДУЮЩЕМУ ПЛАНУ:

А) Назови адрес, по которому ты живешь.

Б) Почему нужно знать свой адрес?

В) Кому можно говорить свой адрес, а кому — нет?

Составь рассказ о флаге нашего посёлка по плану:

Составь описательный рассказ о гербе родного посёлка.

21. ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГО-ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА СЛОВА

Составь слово из выделенных букв этих слов

РОССИЯ

РОСИНКА

ДОМ

ЛЫЖИ

НЕБО

РЕКА

ИГРА

22. РАБОТА С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

Сколько слов в этом предложении?

Назови 1-е, 2-е, 3-е, 4-е слово.

Назови 2-е слово. Как оно звучит?

Назови 4-е слово. Как оно звучит?

Я ЖИВУ В ОРДЫНСКЕ.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчёт по краеведению «Мой край — Башкортостан»Фотоотчёт по краеведению «Мой край — Башкортостан» Фото-отчёт по краеведению "Мой край - Башкортостан" Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости моего блога! Предлагаю вашему вниманию фото.

Тематический план Знакомство детей с родным краем старшая разновозрастная группа детского сада Региональный компонент Приоритетным направлением деятельности детского сада является социально-личностное направление. В нашем современном обществе важной проблемой.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Дидактические и речевые игры по краеведению
Опубликовано: 18 апреля 2014 в 21:07
+85Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 84.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 июня. День часов на МААМ

Часам и времени посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы научить детей определять время по часам и привить им полезную привычку...

25 июня. День мореплавателя

День мореплавателя, или День моряка – это международный праздник ООН, учреждённый в 2010 году по инициативе Всемирной морской организации. Он подчёркивает значимость этой профессии и посвящается именно...


Горячие темочки