Наталья Кулакова
Дидактические игры со счётными палочками для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Дети, особенно в дошкольном возрасте, очень любознательны. Задача взрослых - помочь им познавать мир не только с помощью игрушек, явлений природы, конкретных бытовых предметов, но и при помощи абстрактных обучающих средств, одними из которых являются обыкновенные счетные палочки. Специалисты подчеркивают: в раннем возрасте, когда малыши только начинают свой путь к познанию предметов, счетные палочки можно использовать в качестве игрового материала, изучать с их помощью цвета, конструировать фигуры различного размера и форм.
Психологи рекомендуют
Публикация «Дидактические игры со счётными палочками для детей средней группы» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Средняя группа
- Счетные палочки. Игры и занятия
- Темочки
1. Возраст, с которого стоит вовлекать детей в занятия с набором счетных палочек, 3-4 года. Но специалисты все же рекомендуют не нагружать мозг малютки слишком рано. Оптимально начинать занятия приблизительно с трехлетнего возраста.
2. Вначале стоит дать малышу ознакомиться с дидактическим материалом – позволить поиграть, поскладывать фигурки, пирамидки. Так маленькому ученику проще будет изучить форму и цвет деталей, попробовать на ощупь материал, из которого они сделаны. Только так дети смогут сделать умозаключение относительно того, что одни палочки короче других, уловить их цветовые отличия.
3. Начало занятий необходимо сделать игровым – ребенок не должен чувствовать давления со стороны взрослых, иначе в дальнейшем у него сформируется отвращение к математике. Ко всем выводам и ответам малыш должен прийти сам – именно самостоятельное мышление сделает его знания прочными и долговечными. Так утверждают специалисты в области педагогики.
Наукой доказано, что развитие речи и мыслительной деятельности ребенка напрямую зависит от мелкой моторики рук. С тренировкой пальчиков рука будущего школьника готовится к письму. Поэтому крайне важно помогать ему в этом с помощью развивающих игр, к числу которых относятся и игры с счетными палочками. Они являются простым и в то же время универсальным пособием для разработки кистей рук и стимулирования интеллектуальных способностей одновременно.
Польза счетных палочек в математическом развитии дошколят
1. Они помогают учить цвета, складывать и изучать геометрические фигуры, конструировать замысловатые замки, решать логические задачи. Поэтому счетные палочки могут стать прекрасным учебным пособием при организации домашних занятий.
2. С помощью этого простого и многофункционального пособия можно изучать порядок чисел и их состав, понятия «короче-длиннее», «больше-меньше», «выше-ниже».
3. Стоит также прислушаться к мнению психологов, которые просто настаивают на том, что наряду с мелкой моторикой игры и занятия с этими счетными элементами помогают развивать у дошкольника.
4.
* интеллект;
* самостоятельность;
* воображение и творческое мышление;
* внимание;
* интерес к исследованиям и познанию;
* активность;
* волю к победе;
* целеустремленность;
* настойчивость;
* самостоятельность;
* способность к планированию, контролю и оценке собственной деятельности;
* сосредоточенность.
* усидчивость.
Повторить рисунок.
Понадобится лист бумаги с изображением какого-либо понятного ребенку предмета домика, конфеты, бабочки, елочки, кораблик, башня, ракета и т. п., выполненного в двух-трех цветах. Ребёнок должен выложить этот рисунок палочками, повторяя цвета на бумаге. В завершении попросить дошкольника назвать цвета, с помощью которых он создал свою картину. Такое упражнение помогает изучать цвета, развивать мелкую моторику детских пальчиков, а также творческое воображение. Цель такого игрового упражнения - развивать у детей пространственное, логическое и творческое мышление.
Логика, логическое мышление – понятия, о которых, казалось бы, рано говорить в дошкольном возрасте. Ведь умея логически рассуждать, анализировать, обобщать, делать правильные выводы обладает не каждый взрослый, а что уж говорить о дошкольнике! Зачем это ребёнку? Дело в том, что навыки и умения, приобретенные в младшем дошкольном возрасте, служат фундаментом для получения знаний и развития познавательных способностей в более старшем возрасте. Важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет даваться учёба – решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребёнка, снизится интерес к учению. Овладев логическими операциями, ребёнок становится более внимательным, мыслит ясно и чётко, умеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.
«Счетные палочки как средство интеллектуального развития дошкольника»
Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе позволяет, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной вначале совместно с педагогом, а потом и самостоятельно. Об одной многофункциональной игрушке, которая может развивать и интеллектуальные, и творческие способности, сегодня и пойдет речь. С этой игрушкой можно играть по-разному, использовать в творческих занятиях, сюжетно-ролевых играх. Что же это за игрушка? Это хорошо нам знакомые обыкновенные счетные палочки! Каким же образом такая простая и почти примитивная игра, как счетные палочки, могут помочь ребенку развивать абстрактное мышление, формировать базовые дошкольные знания и становиться с каждым днем умнее и изобретательнее? Конечно, для того чтобы заинтересовать современного ребенка, стоит потрудиться. Обязательно, представляем наши палочки «волшебными». И на примере показываем, что считать, рисовать, изображать различные фигуры могут именно они. А дальше все зависит от нашего воображения и творчества при занятии с детьми. Насколько интересно и занимательно мы сможем построить игру, поставить задачу или волшебное превращение -- от этого зависит результат интеллектуального занятия. Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения каждой новой задачи ребёнок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели – видоизменить или построить пространственную фигуру. Это является хорошим средством воспитания у детей дошкольного возраста интереса к математике, к логике и доказательности суждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Игры и упражнения с палочками являются одним из эффективных средств в работе по развитию речи и обучению грамоте. Включение в эту работу упражнений по выкладыванию букв формирует знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой, что важно для последующего обучения чтению. Кроме того, упражнения с палочками способствуют выработке гибкости и точности движений рук, развитию глазомера. Упражнения со счетными палочками развивают ручную умелость, ловкость, координацию, внимание, воображение, мышление, сообразительность; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помочь детям овладеть конструктивными навыками и познакомить их с понятием «симметрия». В младшем дошкольном возрасте детям вместо палочек можно предлагать карандаши, так как им трудно координировать движения рук и пользоваться мелкими предметами. Составление фигур начинается с простого изображения. Упражнения выполняются совместно со взрослыми и сопровождаются пошаговыми инструкциями. В процессе выполнения задания необходимо объяснять ребёнку, как называется та или иная фигура, как сложить домик или солнце, дорожку или забор. Показ образцов изображений сопровождается стихами, загадками, потешками, изображениями реальных предметов. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка возникал не только зрительный, но и слуховой образ, а также для поддержания интереса к данному виду деятельности. В среднем дошкольном возрасте изображения, предлагаемые детям усложняются: они состоят из двух – трёх частей. Это может быть телевизор, ёжик, флажок и др. В этом возрасте детям выдаются разноцветные счётные палочки. Результаты детской деятельности рассматриваются и анализируются. В старшем дошкольном возрасте предлагаемые фигуры усложняются: теперь они состоят из большого количества элементов, которые дошкольники могут объединить одним небольшим сюжетом. Дети уже в состоянии выполнять самостоятельно задание. Дошкольникам старших групп можно предложить спички (со срезанной серой). Это усложняет задачу: от детей требуются более чёткие движения пальцев рук и пальцев. Обязательным условием остается анализ результатов деятельности. В этом возрасте ребятам необходимо предлагать составить фигуры из заданного количества спичек, что способствует формированию навыков счёта. Выполняют дети и творческие задания (по замыслу, дающие возможность проявить свою фантазию. Кроме того, дошкольники выполняют задание на выкладывание ритмического рисунка, что развивает умение слышать и воспроизводить ритм, а также играют в игры на развитие внимания с использованием выполненных детьми изображений. Дошкольники шестилетнего возраста способны создавать изображения, состоящие из множества деталей, проводить анализ изображения, а также придумывать и выкладывать различные фигуры: людей, животных, растения, машины и т. п. Старшим дошкольникам нравятся соревнования: каждый самостоятельно выкладывает придуманные им фигуры из заданного количества палочек. Желательно, чтобы фигуры, придуманные каждым ребёнком, были сюрпризом для другого, тогда их интереснее сравнивать. Играть можно на время или на использование определённого количества палочек. «Кто раньше выложит фигуру», «Использовать в фигуре с ем ь палочек». Когда фигуры готовы, дети показывают их друг другу, проверяя, сколько использовано палочек, и фигуры с «неправильным» числом палочек не засчитываются. С готовыми фигурами можно поиграть в игры, например, «Найди, что изменилось». Один ребёнок отворачивается, а другой (или воспитатель) добавляет к солнышку два и три луча. Первый, глядя на изображение, должен определить, какие фигуры изменились и как. Возможностей их видоизменять много: можно надевать на людей шляпы, пристраивать дома, удлинять или укорачивать вагоны и т. п. Игра со счётными палочками – это не только увлекательное занятие, которое способствует развитию мышления, пространственной ориентировки, но и доставляет детям удовольствие, вызывает у них положительные эмоции!