Ольга Рыжайкина
Дидактические игры для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дидактические игры для детей раннего возраста».
Что нужно для того, чтобы ребенок рос любознательным, умным, сообразительным, чтобы мог реализовать все свои возможности, раскрыть способности? Необходимо прислушаться к малышу, понять особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные особенности. Малыш уже многое понимает, умеет и знает, стремится узнать еще больше. Наша задача – помочь ему в этом. Для умственного развития дошкольника первостепенное значение имеет знакомство с окружающими его предметами. Их форма, величина, цвет – вот это и привлекает ребенка. У детей раннего возраста важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения. Формирование математических представлений в раннем возрасте тесно связано с развитием сенсорного опыта ребенка. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: цвете, величине. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у ребенка потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике. Знакомство с величиной, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину предметов, правильно ориентироваться в пространстве. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен. Наиболее подходящей формой обучения первоначальным математическим представлениям является дидактическая игра. Главная особенность, дидактической игры, состоит в том, что задания дают в игровой форме. Ребенок, играя, сразу видит результат своей деятельности, достижение результата вызывает чувство радости. Для игр подбираю знакомые игрушки, чтобы детям было знакомо не только их название, но и возможность использования в играх. Для освоения у детей начальных представлений о величине предметов окружающего мира, обращаю внимание на размер предметов. Дидактические игры проводятся с малышами детского сада начиная с самого раннего возраста. Существует большое количество увлекательных игр, посредством которых педагоги знакомят маленьких воспитанников с объектами природы и предметами, их цветом, формой и величиной. От правильно организованной и интересной проведённой дидактической игры зависит общее развитие ребенка и его желание узнавать новое, общаться с ровесниками и взрослыми. Дидактические игры могут использоваться педагогами и родителями детей 2-3 лет. Они увлекательны для ребенка и просты в изготовлении. Эти игры направлены на развитие восприятия и сенсорных способностей детей раннего возраста. Не случайно, данная проблема привлекла психологов и педагогов. Ведь сенсорное восприятие, направленное на формирование полноценного восприятия служит основой познания окружающего мира. Поэтому очень важно, чтобы маленький ребенок научился различать и называть основные цвета и формы. Хотелось бы предложить несколько видов дидактических игр используемых в работе с детьми первой младшей группы детского сада.
Публикация «Дидактические игры для детей раннего возраста» размещена в разделах
Дидактическая игра : «Один большой–много маленьких» (с геометрическими фигурами)
Задачи:
1. Закреплять у детей понятие один-много.
2. Закреплять название геометрических фигур.
3. Закреплять название цветов.
4. Развивать способность осознанно видеть и группировать предметы по форме и цвету.
Оборудование: геометрические фигуры по одной большого размера: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник; эти же фигуры маленького размера и их большее количество.
Ход игры : Детям предлагается к одной большой фигуре определенного цвета, собрать много маленьких фигур такого же цвета.
Дидактическая игра : «Большой-маленький»
Задачи:
1. Формировать понятия о величине: большой, маленький.
2. Фиксировать внимание ребенка на различии и тождестве однотипных предметов по величине.
3. Пополнять его пассивный словарь словами: большой, маленький.
Оборудование: большие грибы и морковки, маленькие грибы и морковки, корзинки большая и маленькая.
Ход игры : Предлагается собрать в большую корзину большие грибы и большие морковки, а в маленькую маленькие.
Дидактическая игра : «Помоги божьей коровке»
Задачи: Закрепить знание основных цветов: красный, желтый, синий, зеленый.
Материалы: божьи коровки красного, желтого, синего, зеленого цвета, полянки таких же цветов.
Ход игры : на полянку прилетели цветные божьи коровки, детям предлагается помочь найти каждой божьей коровке свой цветок (с проговариванием названия цвета). Игру со временем можно усложнить, предложить например, для красной божьей коровке найти зеленый цветок и т. д. Также можно посадить божьи коровки на несоответствующие по цвету цветы и попросить детей назвать, какого цвета божья коровка и на каком цветке сидит.
Дидактическая игра по ознакомлению с природой: «Кто что ест?»
Цель:
1. Закрепить знания детей о том, чем же питаются разные домашние и дикие животные.
2. Развивать мышление, внимание, речь, мелкую моторику рук.
3. Воспитывать бережное отношение к диким и домашним животным.
Материалы: вырезанные из бумаги и заламинированные изображения животных (мордочки, приклеенные на деревянные прищепки, продукты питания, одно большое поле, разделенное пополам.
Играть можно двумя способами:
1. Подбирать животному угощение, например: «Ребята, коровка хочет есть, давайте найдем для неё угощение, что любит есть корова?».
2. Искать, кто из животных любит выбранное угощение, например: «Так, это у нас морковка, кто любит кушать морковку, кого мы накормим морковкой?».
Дидактическая игра по ознакомлению с природой: «Кто где живет?»
Цель:
1. Закреплять знания детей о диких и домашних животных и птицах, местах их обитания.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей, т. к. картинки приклеены на прищепки.
Материалы: вырезанные из бумаги и заламинированные изображения животных (мордочки, приклеенные на деревянные прищепки, место обитания, одно большое поле, разделенное пополам.
Ход игры : У каждого животного есть свой домик. Детям предлагается выбрать животное и прикрепить к его домику.
Таким образом, можно сделать вывод - формирование дидактической игры у детей раннего возраста происходит постепенно, при этом учитываются правильная организация детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.