Папки-передвижки

Дидактические игры и упражнения по формированию эмоциональной лексики дошкольников

Вакурина Светлана Владимировна
Дидактические игры и упражнения по формированию эмоциональной лексики дошкольников

Формирование эмоциональной лексики является важным условием эмоционального развития и нравственного воспитания дошкольников.

Формировать и расширять эмоциональный словарь ребенка следует в два этапа: с детьми 3–5 и 5–7 лет.

Чтобы сформировать у детей эмоциональный словарь необходимо соблюдать 4 правила.

1. Связывать слова, которые обозначают эмоции, с конкретной ситуацией, экспрессией.

2. Формировать эмоциональный словарь в ходе работы по развитию речи.

Публикация «Дидактические игры и упражнения по формированию эмоциональной лексики дошкольников» размещена в разделах

3. Знакомить детей с легкими, понятными базовыми эмоциями и словами, их обозначающими, и постепенно переходите к более сложным.

4. Учитывать индивидуальные способности, возможности и потребности дошкольников.

Все игры и упражнения можно распределить на 3 последовательных этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Цель подготовительного этапа - расширение эмоционального опыта ребенка и подготовка к правильному и точному восприятию эмоциональных состояний, через изучение и уточнение различных эмоциональных состояний и формирование умения передавать заданное эмоциональное состояние мимическими средствами.

К этому этапу относятся игры на соотнесение графических изображений эмоциональных состояний. Например: «Лото настроений» у детей большие карточки с несколькими изображением людей, животных, птиц, в различных эмоциональных состояниях. У педагога разрезные карточки. Педагог показывает картинки, называет их, а дети находят, у кого есть такая же картинка и закрывают ее. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все картинки.

Игры на узнавание эмоций по словесному описанию. Например: «Подними маску». У детей наборы пиктограмм. Педагог рассказывает небольшой рассказ или стихотворный текст и просит подобрать пиктограмму, соответствующую настроению. (Катя вышла во двор, взяла санки и стала кататься с горки, ей было очень весело.).

Игры на понимание и выражение эмоциональных состояний с опорой на графические изображения. «Кубик» : На грани наклеены пиктограммы. Ведущий бросает кубик, дети изображают соответствующую эмоцию. Тот, кто удачнее других выполнит задание, становится ведущим.

Игры на выражение эмоциональных состояний без зрительной опоры. Разыгрывание этюдов.

Цель основного этапа - формирование эмоциональной лексики.

Игры на называние эмоциональных состояний. «Угадай настроение» : педагог или ребенок показывает разные эмоциональные состояния, дети называют.

Игры на подбор антонимов «Вредный Буратино» : в гости к детям приходит Буратино. Педагог рассказывает, что он очень вредный и делает и говорит все наоборот. Педагог предлагает сказать детям слова, а Буратино будет говорить все наоборот.

Игры на подбор синонимов : «Слова-приятели». Детям предлагают выбрать из 3 слов 2 слова - приятеля. Грустный, печальный, глубокий. Храбрый, звонкий, смелый.

Игры на словообразование существительных с уменьшительным значением. «Большой и маленький» : педагог предлагает детям пригласить в гости куклу, она маленькая, называет ее «куколка». Дети рассматривают куклу и называют ласково части тела, одежды куклы, посуду, мебель, которая предназначена для куклы

Упражнения на образование превосходной степени имен прилагательных: «Какой, если». Например: Как назвать петуха (какой он, если он обхитрил хитрую лису? – Петух наихитрейший. Какой торт, если он вкуснее вкусного? – Наивкуснейший.

Следует отметить, что игры на словообразование можно использовать с детьми не младше 4 – 4,5 лет, так как именно в этом возрасте при речевом развитии соответствующем возрастной норме активно формируется данная языковая функция.

Цель заключительного этапа - актуализация эмоциональной лексики в речи детей. Например «Исправь ошибку». В гости к детям приходит Незнайка, он начинает рассказывать, какие он составил предложения. Дети слушают и исправляют ошибки Незнайки: Грустная девочка весело играла. Храбрый заяц спрятался в кустах.

«Я удивлюсь, если» Каждый ребенок по очереди продолжает фразу: Я удивлюсь, если наш кот заговорит человеческим голосом. Или игра обратная данной: Если папа придет с работы в костюме клоуна, то я …

Игры картотеки можно адаптировать под возраст детей, опираясь на словарь базовых эмоций определённого возраста.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения для развития связной речи «Дидактические игры и упражнения для развития связной речи» Консультация для педагогов Материал подготовила Долгая Е. А., воспитатель «Подбери.

Дидактические игры и упражнения направленные на обогащение и активизацию словаря детей с ОНР «Дидактические игры и упражнения направленные на обогащение и активизацию словаря детей с ОНР» Воспитатель МБДОУ города Мценска «Детский.

Арт-терапевтические и психологические игры, упражнения, этюды для работы с дошкольниками по развитию эмоциональной сферы Игра «Я радуюсь, когда…» Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Петя, скажи нам,.

Дидактические игры и коррекционные упражнения для детей ОВЗ Составила:воспитатель старшей группы компенсирующей направленности Пашина Кира Александровна Упражнение «Построй дорожку» Цель: развитие.

Дидактические игры и упражнения по теме «Перелетные птицы» (подготовительная группа) ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ Перелетные птицы. Улетающим птицам зимой есть нечего. Многие перелетные птицы едят насекомых. Однако с наступлением.

Дидактические игры и упражнения по цветоведению «Волшебные цвета» Цель: В процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии.

Дидактические игры и упражнения по цветоведению для детей старшего дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию дидактические игры и упражнения по цветоведению, направленные на знакомство детей с понятием «колорит», возможными.

Дидактические игры и упражнения по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков измерительной деятельности Задание №1 Задачи: сформировать знания детей о мере измерения жидких веществ; учить детей пользоваться мерным стаканчиком. Материал: большой.

Формирование эмоциональной лексики у дошкольников ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Обогащение лексики дошкольника является основополагающей в развитии речи. Но особый интерес.

Картотека «Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения в эмоциональной сферы» Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения в эмоциональной сферы. «РУКИ ЗНАКОМЯТСЯ. РУКИ ССОРЯТСЯ. РУКИ.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дидактические игры и упражнения по формированию эмоциональной лексики дошкольников
Опубликовано: 25 марта 2019 в 21:52
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД