МААМ-картинки

Дидактические игры и упражнения в самостоятельной деятельности детей

Тамразян Анна Ашотовна
Дидактические игры и упражнения в самостоятельной деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы

Дидактические игры и упражнения в самостоятельной деятельности детей.

Важной формой сенсорного воспитания в повседневной жизни являются дидактические игры и упражнения, которые возникают по желанию детей или проводятся с помощью воспитателя в разные периоды дня (утром, на прогулке, после дневного сна и т. д.). По сенсорному содержанию зги игры и упражнения весьма разнообразны, направлены на совершенствование восприятий и представлений о величине, форме, цвете и других свойствах предметов, на развитие фонематического слуха ("Эхо", "Телефон"? на закрепление представлений о явлениях природы, о свойствах песка, воды, снега и других природных материалов.

Публикация «Дидактические игры и упражнения в самостоятельной деятельности детей» размещена в разделах

Задачи и содержание сенсорного воспитания в такого рода самостоятельных играх и упражнениях в целом остаются такими же, как и в соответствующей деятельности на занятиях. Воспитательно-образовательные функции, естественно, меняются: на первый план выдвигается восприятие многообразия свойств предметов и явлений окружающего мира, закрепление имеющихся знаний, умений и навыков. Особое значение имеют игры и упражнения для расширения практических ориентировок, использования полученных знаний и умений в жизненных ситуациях.

Как и в воспитательно-образовательной работе на занятиях, основными условиями правильного руководства дидактическими играми и упражнениями в течение всего дня являются следующие: знание педагогом общих и конкретных задач сенсорного воспитания (в зависимости от овладения содержанием, имеющихся у детей знаний, умений, уровня развития познавательной и игровой деятельности); использование разных видов игр и упражнений с целью осуществления многообразных задач; подбор и педагогическая обработка дидактических игр и пособий, необходимых в данный момент; обучение детей самостоятельному использованию нужных дидактических игр и материалов; систематическая помощь и контроль педагога за играми и упражнениями в зависимости от возможностей детей; эпизодическая организация педагогом игр и упражнений со всей группой, с отдельными детьми.

Вместе с тем руководство играми и упражнениями вне занятий имеет свои особенности, осуществляется в специфических условиях. Прежде всего педагог в повседневной жизни не может ограничиться узким программным содержанием, организовать деятельность всех детей в одном направлении, а должен всегда иметь широкую ориентировку в общих и более конкретных целях как для всей группы, так и для отдельных детей, исходит!" из многообразия потребностей и интересов, взаимоотношений детей в каждый момент жизни группы. Все это требует педагогической чуткости, большого такта.

По-разному воспитатель поступает и в зависимости от того, возникают ли игры по желанию отдельных детей или в их организации ему принадлежит ведущая роль. Ориентировка в целях сенсорного воспитания и в реальных возможностях детей в первом случае помогает педагогу поддержать, развить, уточнить, направит!", обогатить самостоятельно возникшую деятельность ребенка, использовать подходящие ситуации для совершенствования его сенсорного опыта. Если же педагог сам организует игры и упражнения, то создаются условия для более целенаправленного воздействия на детей (одних он упражняет в назывании геометрических фигур, в использовании их в качестве эталона формы; других привлекает к различению свойств материалов, из которых сделаны окружающие предметы; у третьих закрепляет знания о последовательности цветов в спектре, со всеми детьми организует игру с элементами соревнования в быстроте сенсорных ориентировок). В одном случае педагог лишь наблюдает, частично корректирует деятельность детей, в другом оказывает более активное воздействие, планирует и осуществляет нужную работу, обеспечивает решение поставленных задач. (Но не превращает эти игры в занятия.)

Успешное руководство дидактическими играми и упражнениями во многом зависит от оборудования педагогического процесса, наличия и правильного использования широкого арсенала дидактических средств и пособий.

При руководстве самостоятельными дидактическими играми следует также иметь в виду их двоякое значение как дидактического средства и как своеобразной формы организации детской жизни и деятельности в коллективе сверстников. Так, использование интересных, доступных и полезных дидактических игр разного характера позволяет воспитателю обеспечить решение не только образовательных, сенсорных задач (улучшает восприятие формы, учит различать цвета, материалы и др., но и воспитывать поведение и взаимоотношения детей.

Важным условием осуществления задач сенсорного воспитания является знание педагогом игр и систематическое обучение детей этим играм, развитие у них умения самостоятельно играть в доступные и интересные их возрасту игры.

Лучшим периодом для организации дидактических игр является вторая половина дня. В это время дети могут спокойно и длительно заниматься разными играми, а воспитатель, удовлетворяя их интересы, играет с ними, оказывает помощь, учит новой игре.

Методика руководства дидактическими играми и упражнениями в разных возрастных группах имеет свои особенности.

В дидактических играх и упражнениях, проводимых во второй младшей группе, педагогу следует опираться на сенсорный опыт, который приобрел ребенок в первые три года. По-прежнему главное место в сенсорном воспитании занимают игры с народными дидактическими игрушками и материалами (катание шариков, надевание колечек, собирание башенок из колец разных по цвету и величине и др., а также различные игры и упражнения с предметами обихода, с игрушками.

В этой возрастной группе самостоятельная игра в одних случаях поддерживается и контролируется тем, что, играя с картинками, предметами, ребенок находит пару, в других случаях он накладывает картинки цветных овощей на их контурное изображение; в третьих - находит и накладывает предметы на их изображение. Формирование у детей умения действовать с игрушками и материалами, правильно их использовать, доводить начатое до конца, употребляя все детали, вкладыши, остается важной задачей педагога. Индивидуальная игра, игра рядом - залог развития совместной игры малышей. Вместе с тем надо активнее развивать у детей умение играть вместе, вступать в несложные взаимодействия: организовать прокатывание шаров в одни ворота, предложить собирать шарики в одну корзину, нанизывать кольца на один стержень и др.

Игры и упражнения с большим количеством детей, со всей группой организует и проводит педагог. Малыши еще не умеют сами соблюдать правила игры, соотносить действия большого количества играющих. Но дети охотно играют с воспитателем и при этом получают необходимый опыт участия в коллективной игре, овладевают умениями и навыками для последующих самостоятельных объединений.

В средней группе дети в основном овладевают действиями с дидактическими игрушками и материалами.

Четырех-пятилетних детей начинают привлекать элементы соревнования в играх с дидактическими игрушками (как и с предметами обихода, и с обычными игрушками). Они с удовольствием играют в игры типа "Кто быстрее соберет башенку", "Кто быстрее найдет пару", "Кто правильнее разложит предметы по форме (назначению, материалу и т. д.)". В этих играх дети объединяются уже не только одинаковым у всех материалом (у всех матрешки или башенки, но и общим игровым действием - элементом соревнования.

Новое у детей этой группы - возрастающий интерес и возможности самостоятельно играть в несложные настольно-печатные игры : различные предметные лото и другие игры с картинками ("Цветная посуда", "Соберем урожай", "Домино предметов", "Домино форм", "Лото малышам" и др.). Но предлагаемые детям игры и упражнения имеют более сложные правила, во многих должен быть ведущий. Конечно, вначале роль ведущего выполняет педагог: он контролирует выполнение дидактических, сенсорных задач и приучает действовать по правилам - поочередно, ждать нужную карточку и т. д. Затем ведущими становятся дети, которые лучше освоили данную игру.

В игры детей средней группы надо смелее вводить материалы типа геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, круг, овал и др.) и тел (куб, призма, брусок, а также наборы палочек, фигурок, окрашенных в основные цвета и их оттенки. Хорошо, когда, играя и упражняясь, дети одновременно действуют с предметами разных цветов, величин, форм.

В старшей группе возможности сенсорного воспитания значительно возрастают. Разнообразнее, интереснее и богаче становятся самостоятельные игры и упражнения.

В процессе дальнейшего развития у детей ориентировок в свойствах более широкого круга предметов и явлений, а также совершенствования обобщенных представлений, ознакомления с системой геометрических фигур, с последовательностью цветов в спектре и т. д. на первое место начинают выдвигаться собственно дидактические игры с правилами.

Детям 5-6 лет становятся доступными достаточно сложные настольно-печатные игры ("Подбери но цвету", "Времена года", "Семь в ряд", "Геометрическое лото" и др., словесные игры ("Отгадай, о каком предмете так можно сказать", "Назови предметы. формы. цвета", "Скажи наоборот" и др., словесно- подвижные ("Чей домик", "Чье звено быстрее подберет предметы" и т. д.). Большое организующее значение приобретают в этой возрастной группе (как и в подготовительной к школе) игры и упражнения для развития глазомера и координации движений ("Летающие колпачки", "Кто больше", "Настольный кольцеброс", а также игры-головоломки ("Загони шарик", "Сложи картинку", "Наведи порядок" и др., игра в шашки.

Таким образом, усложнение игр идет как по линии сенсорных задач, так и овладения детьми более сложными игровыми действиями. Интерес к играм и ее участникам становится все более избирательным: дети объединяются в самостоятельных играх на основе интереса к определенным играм, симпатии к товарищам и др. Педагог должен видеть эту основу и направлять интересы и взаимоотношения детей, совершенствовать навыки самостоятельной игры.

По сенсорному содержанию особое значение в старшей группе приобретают игры и упражнения, в которых дети закрепляют свои представления о многообразии свойств предметов и явлений окружающей действительности.

Со старшими детьми необходимо также проводить дидактические игры тина "Семь в ряд", "Геометрическое лото", "Подбери по цвету" и др., основной задачей которых является развитие у детей умения обобщать, группировать предметы по общим свойствам, сопоставлять их с соответствующими эталонами.

В подготовительной к школе группе возможности организации самостоятельных игр и упражнений еще более возрастают. Главным содержанием сенсорного воспитания, как и в старшей группе, является расширение ориентировок в многообразии свойств и качеств предметного мира и особенно закрепление обобщенных представлений, знание сенсорных эталонов, умение их применять в качестве меры конкретных свойств предметов и вещей.

Ведущее место в этой группе принадлежит разным настольно- печатным играм и упражнениям в различении, назывании, группировке сенсорных эталонов (геометрических фигур, цветов спектра, последовательности величин и т. д.).

Важное место в самостоятельной игровой деятельности начинают занимать разнообразные словесные дидактические игры с правилами. В частности, среди них могут быть: 1) игры типа загадок на выделение характерных признаков предметов, на сравнение ("Какой предмет загадали", "Да - нет", "Похоже - непохоже"); 2) игры на развитие умения обобщать, группировать предметы по определенным признакам ("Назови три предмета", "Кому что нужно" и др.); 3) игры на развитие умения отличать реальные явления от нереальных, делать правильные умозаключения ("Кто больше заметит", "Бывает - не бывает"); 4) игры на развитие выдержки, быстроты реакции на слово, находчивости ("Факты", "Где мы были, мы не скажем" и др.).

Очень важная задача, стоящая перед воспитателем подготовительной к школе группы,- совершенствование опыта самостоятельной игры, развитие у детей умения играть в разные игры, вступать с товарищами по игре в добрые отношения, действовать в соответствии с правилами, играть честно.

Ознакомлению детей с настольно-печатными играми предшествует предварительное изучение игры педагогом, рассмотрение разных вариантов, приспособление игры для данной возрастной группы. Затем следует внесение игр разного типа, начиная каждый раз с самой простой по правилам и действиям; обучение детей одной игре данного вида; на основе этого - ознакомление с новыми, более сложными играми; обязательный контроль педагога и помощь детям в зависимости от этапа овладения игрой и возникших ситуаций. Можно выделить следующие основные этапы овладения игрой: внешнее знакомство (радость от встречи, обследование всех элементов игры, попытки угадать, как играть); знакомство с содержанием и правилами игры (объяснения и показ педагога или товарища); проба сил (участие в игре под контролем педагога или знающего игру товарища); освоение игры (самостоятельное участие в игре под некоторым наблюдением педагога); свободное владение игрой, передача своего опыта товарищам (самостоятельное выполнение правил, контроль за игрой товарищей, советы играющим).

Опишем ряд игр, которые наряду с бытующими в детских садах с успехом могут быть использованы при решении задач сенсорного воспитания. Игра "Светофор" направлена на освоение правил уличного движения.

Игра "Ледоход".

Дидактическая цель этой игры - упражнение детей в более точной дифференцировке геометрических фигур по их свойствам. Игровая задача - быстрее провести своего туриста по реке до конечного пункта, соблюдая правила: передвигаться можно только по льдинам определенной формы.

Игра "Школа".

Может использоваться с разными дидактическими задачами : упражнение в различении и группировке геометрических фигур и тел, основных и дополнительных цветов спектра, закрепление пространственных представлений: вверх, вниз, правый верхний угол, левая сторона и т. д. Воспитатель в роли учителя каждый раз ставит перед детьми-учениками задания, проверяет правильность их выполнения, переводит детей в следующий класс (учителем могут быть и дети). Игровая задача, цель игры для детей заключается в том, чтобы хорошо учиться, переходить из класса в класс.

Игра-соревнование между командами "Кто больше знает и умеет".

Все приведенные игры направлены на формирование у детей обобщенных представлений, но в отличие от ранее рассмотренных имеют более сложную игровую форму, состоят не из одного, а из двух игровых действий: изображения элементарных сюжетно-ролевых отношений и соревнования. Опыт показывает, что в старшей и подготовительной к школе группах организация такого рода игр вполне оправдана. Игры доступны, интересны детям, и систематическое проведение их обогащает самостоятельную игровую деятельность старших дошкольников.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения «Безопасность жизни и здоровья» «Безопасность жизни и здоровья». Дидактические игры и упражнения. Игры позволяют познакомить детей с источниками опасности, мерах предосторожности.

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин» как средство стимулирования самостоятельной игровой деятельности детейАтрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин» как средство стимулирования самостоятельной игровой деятельности детей Самое начало жизни ребенка, это дошкольный возраст, когда он только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями.

Дидактические игры и упражнения «Найди слово со звуком»Дидактические игры и упражнения «Найди слово со звуком» Дидактическая игра, разработанная мной, направлена на работу по дифференциации звуков б-п, д-т, в-ф, з-с, р-л. Игровой материал: карточки,.

Дидактические игры и упражнения детей старшего дошкольного возраста с раскрашенными камнями «Цветные камешки»Дидактические игры и упражнения детей старшего дошкольного возраста с раскрашенными камнями «Цветные камешки» Лето, наверное, самое благоприятное время для игр детей с природным материалом. Во-первых, дети большую часть времени находятся на прогулке.

Дидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурахДидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ. (младший и средний дошкольный.

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группеДидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группе У нормально развивающегося ребенка развитие речи начинается рано. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается.

Дидактические игры, упражнения и загадки для детей младшей группы Дидактические игры, упражнения и загадки для детей младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу представить вашему вниманию игры.

Использование технологии «Час игры» как способ создания условий для свободной самостоятельной игровой деятельности детей в ДОУИспользование технологии «Час игры» как способ создания условий для свободной самостоятельной игровой деятельности детей в ДОУ Игра - одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его.

Консультация для педагогов «Игры в самостоятельной деятельности детей младшего дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Игры в самостоятельной деятельности детей младшего дошкольного возраста» Самостоятельная деятельность детей рассматривается как деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, при.

Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения»Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения» Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет через дидактические игры и упражнения» Вид проекта: краткосрочный Тип проекта:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дидактические игры и упражнения в самостоятельной деятельности детей
Опубликовано: 15 января 2023 в 22:33
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры и упражнения в самостоятельной деятельности детей» (включая файлы) размещена пользователем Тамразян Анна Ашотовна (УИ 464820) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД