Ольга Акимова
Дидактические игры как форма логопедического воздействия при подготовке детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры – как форма логопедического воздействия при подготовке детей к школе.
С 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Повысились требования готовности будущих первоклассников. В психологический портрет идеального первоклассника включены такие разделы как:
Публикация «Дидактические игры как форма логопедического воздействия при подготовке детей к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Дидактические игры
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
1. Педагогическая готовность (навыки чтения, навыки счета, звуковая культура речи (чистая речь, умеет развернуто ответить на вопрос, хороший словарный запас и т. д)
2. Интеллектуальная готовность (способность сформулировать вопросы, самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы и т. д.)
3. Мотивационная готовность (принятие системы требований, предъявляемых школой и учителем и т. д.)
4. Эмоционально-волевая готовность (сохранение работоспособности в течение одного урока и в течение учебного дня и т. д.)
5. Коммуникативная готовность (желание общаться со взрослыми и детьми и т. д.)
Успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку.
Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. У ребенка должны быть сформированы такие компоненты речевой системы как: звукопроизношение, фонематические процессы, лексика и грамматика.
Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной.
С каждым годом все больше детей у которых наблюдаются речевые нарушения и которым требуется помощь специалистов (учителя-логопеда, дефектолога).
Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего общения и воспитания.
Эти задачи решаются с помощью игры – как формы логопедического воздействия.
Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка.
Одним из эффективных медов – использование дидактической (обучающей) игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время – основного вида деятельности старшего дошкольника.
Таким образом, у дидактической игры две цели: одна их них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Играя ребенку, предоставляется широкое поле для фантазии и творчества. Игровые упражнения нужно проводить в спокойной и доброжелательной атмосфере. Дидактические игры подбираются в соответствии с процессами и уровнями нарушений речевой деятельности у детей. Количество предлагаемых ребенку заданий должно соответствовать его индивидуальным возможностям и рекомендациям логопеда.
Представленные дидактические игры позволяют в игровой форме, не навязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков, букв и чтения, развить фонематический слух. Важны для воспитания звуковой культуры речи детей, подготовки их к обучению грамоте, способствуют общеречевому развитию дошкольников.
Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие умения различать слова, близкие по звуковому составу.
«Повтори слова».
Цель: развивать умение различать на слух и произносить сходные по звучанию слова.
«Скороговорки».
Цель: упражнять детей в быстром темпе произносить рифмующиеся строчки со сходными словами. Учить четко и разборчиво проговаривать слова.
«Сходно ли звучат слова?»
Цель: учить вслушиваться в звучание слов, самостоятельно находить слова, сходные по звучанию.
Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие умения дифференцировать слоги, близкие по артикуляционным признакам.
«Скажи, как я».
Цель: учить воспроизводить слоговой ряд со сменой ударного слога.
«Повтори цепочку слов».
Цель: учить четко различать и произносить слоги, близкие по артикуляции «Какой слог лишний?»
Цель: учить дифференцировать сходные по артикуляционным признакам слоги, уметь обосновать свой ответ.
Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие умения дифференцировать фонемы, близкие по артикуляционным признакам.
«Жук жужжит»
Цель: различать на слух и выделять из разнообразия звуков звук / ж /.
«Подумай повтори».
Цель: учить детей дифференциации близких по артикуляции звуков, умению различать звуки на слух.
«Какой звук потерялся»
Цель: учить детей самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает одного заданного звука.
«Вставь звук».
Цель: закреплять понятие, что один звук может изменить все слово. Уметь ставить звук на заданное место.
В неразрывной связи с развитием речи в играх осуществляется и развитие мышления детей, способность сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать выводы и обобщения.
Значение дидактических игр в подготовке к школе трудно переоценить. Игры оказывают общее развивающее влияние на личность будущего школьника, а дидактические игры с правилами связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх происходит проигрывание дошкольником ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. Т. е. в игре происходит непосредственная подготовка ребёнка к переходу на новую ступень обучения — поступлению в школу.