Татьяна Егорова
Дидактические игры по математике и развитию речи для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Начиная c раннего возраста ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.
Публикация «Дидактические игры по математике и развитию речи для средней группы» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
Дидактические игры проходят в виде учебных занятий. Они отличаются наличием правил, системой оценки, а также структурой игровой деятельности.
Содержанием дидактических игр является окружающая действительность: природа, люди, быт, труд, события общественной жизни и др.).
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок. Правила воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
КАКОЙ?
Цель: Совершенствовать умение сравнивать 2 предмета по величине (длине, ширине, сравнивать 2 предмета по толщине, используя прилагательные
Материал : ленты разной длины и ширины.
Ход игры : На столе разложены лены, кубики. Воспитатель просит детей найти ленты одинаковой длины, длиннее-короче, шире-уже. Дети проговаривают используя прилагательные.
УГАДАЙ ИГРУШКУ
Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
Материал : 3-4 игрушки (по усмотрению воспитателя)
Ход игры : Воспитатель рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки. Ребенок угадывает игрушку.
КОГО Я ЗАГАДАЛА
Цель: Развитие наблюдательности, умения ориентироваться на основные признаки описываемого объекта
Ход игры : Воспитатель описывает одного из сидящих перед ним детей, называя детали его одежды и внешнего вида, например: «Это мальчик, на нем шорты и футболка, волосы у него темные. Он любит собирать пазлы».
УГАДАЙ ГДЕ
Цель: развивать умение определять пространственные направления от себя.
Материал : игрушки или предметы по усмотрению воспитателя
Ход игры : Воспитатель прячет игрушку, а ребенок должен его найти, следуя указаниям воспитателя, например: «Тебе нужно найти игрушку. Сначала сделай два шага вперед, поверни направо сделай три шага вперед… и т. д.»
ЛОТО «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ»
Цель: Развитие представлений о геометрических фигурах
Материал : Карточки с иображением геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, шар, куб и прямоугольник. Карточки с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной и т. д. форм.
Ход игры : Воспитатель раздает детям карточки с изображением геометрических фигур и просит найти предмет такой же формы.
СРАВНИ РАЗНЫХ ЗВЕРЯТ
Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.
Материал : Игрушки (животные) или картинки животных.
Ход игры : Воспитатель предлагает рассмотреть и сравнить животных (медведя и волка, медведя и мышку и т. д.)какие они, что любят, где живут.
РЕЖИМ ДНЯ
Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».
Материал : Карточки с изображением частей суток
Ход игры : Воспитатель показывает карточку с изображением части суток дети должны назвать. Можно попросить их разложить карточки в правильной последовательности при этом называя части суток когда это бывает.
ОПИШИ ПРЕДМЕТ (картину)
Цель: Развитие умения рассказывать.
Материал : Игрушки (картины)
Ход игры : Воспитатель сначала сам описывает игрушку (картину, а потом просит ребенка описать по своему выбору игрушку (картину).
НАЗОВИ ТРИ СЛОВА
Цель: активизация словаря.
Ход игры : Дети становятся в ряд. Каждому задается вопрос по очереди. Делая три шага вперед, нужно давать с каждым шагом слово-ответ. Например: Что можно варить (суп, кашу, картошку) Кто может летать (муха, летчик, бабочка)
КТО ЛУЧШЕ ПОХВАЛИТ
Цель: уметь называть признаки животных, развивать диалогическую речь.
Материал : игрушки по усмотрению воспитателя
Ход игры : Воспитатель берет себе одну игрушку (лису, а ребенку дает зайца. И начинает --у меня- лиса
- у меня заяц
- у лисы шубка рыжая
-у зайца шубка серая и т. д. Потом воспитатель рассказывает о лисе и просит рассказать ребенка о зайчике.
УГАДАЙ ЗВУК
Цель: Развитие фонематического слуха: различение на слух и называние слов, начинающих на определенный звук.
Ход игры : Воспитатель показывает игрушку, например слон и спрашивает есть ли в слове звук с. Если есть дети хлопают в ладоши. Затем просит назвать слова на этот звук.
ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цель: Употребление сложноподчиненных предложений.
Ход игры : Воспитатель начинает предложение, дети должны докончить. Например: Бабушка пошла на рынок, чтобы….(купить продукты) Маша не пришла сегодня в садик, потому что …. (заболела) и т. д.
КТО КЕМ БЫЛ
Цель: активизация словаря и расширение знаний об окружающем мире
Ход занятий: Воспитатель задает вопросы : «Кем раньше был теленок (цыпленок, лягушка, муха и т. д.). Если дети затрудняются воспитатель помогает. Можно использовать картинки. Также можно использовать неодушевленные предметы (шкаф – доской).
ПОДБЕРИ РИФМУ
Цель: Развитие фонематического слуха.
Ход игры : Воспитатель объясняет, что слова звучат по разному. Но среди них есть такие которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово. Можно использовать любые стихи.
НАЗОВИ ЧАСТИ ПРЕДМЕТА
Цель: Обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части и расширение знаний об окружающем мире.
Материал : Картинки с изображением дома, дерева, цветов, кошки и т. д.
Ход игры : Воспитатель показывает картинку, дети по очереди называют части предмета. Можно каждому ребенку раздать по картинке и он называет части сам.
ЧТО НАПУТАЛ НЕЗНАЙКА
Цель: находить ошибки в описании и исправлять их
Материал : кукла Незнайка, картинки с изображением животных и предметов
Ход игры : Вгости к ребятам приходит Незнайка. Он принес картинки. Незнайка описывает животных и предметы, делая ошибки и допуская неточности. Ребенок исправляет.
ГДЕ ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ
Цель: Активизация глаголов
Ход игры : Воспитатель задает вопросы, например: Что можно делать дома? Что можно делать в лесу? Что можно делать в садике? И т. д. Рбенок должен отвечать.