Получи документы

Дидактические игры по развитию речи

Наталья Рубинчик
Дидактические игры по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов.

Ход: Педагог предлагает детям послушать двустишие и закончить фразу.

Не послушал зайка папу, отдавили зайке. (лапу).

Дети в скверике сидели и мороженое. (ели).

А возле этой елки бродили злые. (волки).

Часто к озеру напиться ходит рыжая. (лисица).

Стала жаба важно квакать: «Ква-ква-ква, не надо. (плакать)».

Мы не ели, мы не пили, бабу снежную. (лепили).

Публикация «Дидактические игры по развитию речи» размещена в разделах

Я не бегаю к врачу, я сама его. (лечу).

Я сегодня сбилась с ног, у меня пропал. (щенок).

Как у нашей дочки розовые. (щечки).

Лучше мама не пищи, ты мне няньку. (поищи).

Скажи наоборот.

Цель: формировать умение образовывать и правильно использовать в речи слова-антонимы.

Материал: карточки с противоположным значением предметов.

Ход: Ведущий называет слово, а игроки должны назвать слова, противоположные по смыслу: большой – маленький, добрый – злой, умный – глупый, твердый – мягкий, черное – белое, зима – лето, день – ночь и т. д.

Кто кем был?

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход: Педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

Цыплёнок – яйцом

Хлеб – мукой

Лошадь – жеребёнком

Шкаф – доской

Корова – телёнком

Велосипед – железом

Дуб – жёлудем

Рубашка – тканью

Рыба – икринкой

Ботинки – кожей

Яблоня – семечком

Дом – кирпичом

Лягушка – головастиком

Бабочка – гусеницей.

Один – много

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход: Педагог называет имена существительные в единственном числе. Дети называют существительные во множественном числе.

Пример: Стол – столы, стул – стулья, гора – горы, лист – листья, дом – дома, носок – носки, глаз – глаза, кусок – куски, день – дни, прыжок – прыжки, сон – сны, гусёнок – гусята, лоб – лбы, тигрёнок – тигрята.

Доскажи слово

Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Ход игры : Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра — начинается иг …

Ры-ры-ры — у мальчика ша.

Ро-ро-ро — у нас новое вед.

Ру-ру-ру — продолжаем мы иг…

Ре-ре-ре — стоит дом на го.

Ри-ри-ри — на ветках снеги.

Ар-ар-ар — кипит наш само.

Ры-ры-ры — детей много у го.

Какая, какой, какое?

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру.

Ход игры : Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Белка — рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

Пальто — теплое, зимнее, новое, старое…

Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая…

Дом — деревянный, каменный, новый, панельный…

Закончи предложение

Цели: учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.

Ход игры : Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

Сахар сладкий. а перец - …. (горький). Летом листья зеленые, а осенью ….(желтые). Дорога широкая, а тропинка. (узкая).

Кто больше назовет действий?

Цели: учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание.

Ход игры : Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами.

Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)

Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)

Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается.)

Что можно делать с одеждой? (Стирать, гладить, зашивать.)

Что можно сказать о дожде? (Идет, капает, льет, моросит, стучит по крыше) и т. д.

Игра в загадки

Цели: расширять запас существительных в активном словаре.

Ход игры : Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Придумай другое слово

Цель: расширять словарный запас; развивать внимание.

Ход игры : Воспитатель предлагает придумать из одного слова другое, похожее. Можно сказать: бутылка из-под молока, а можно сказать молочная бутылка. Кисель из клюквы (клюквенный кисель); суп из овощей (овощной суп); пюре из картофеля (картофельное пюре)

Подбери похожие слова

Цель: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко; развивать память внимание.

Ход игры : Воспитатель произносит слова близкие по звучанию: ложка — кошка, ушки — пушки. Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие, близкие по звучанию: ложка (кошка, ножка, окошко, пушка (мушка, сушка, кукушка, зайчик (мальчик, пальчик) и т. д.

Какое что бывает?

Цель: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять.

Ход игры : Расскажите, что бывает:

Зеленым – огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка…

Широкой – река, дорога, лента, улица…

Знаешь ли ты

Цель: обогащать словарный запас детей названиями животных.

Ход: Воспитатель выкладывает в первый ряд – изображение зверей, во второй – птиц, в третий – рыб, в четвертый – насекомых. Дети по очереди их называют. В следующий раз меняются картинки местами или меняются на другие.

Брать – не брать

Цель: увеличение словарного запаса по теме «Ягоды», дифференциация лесных и садовых ягод.

Ход: Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет, что будет произносить название лесных и садовых ягод. Если дети услышат название лесной ягоды, они должны присесть, а если услышат название садовой, потянуться, подняв руки вверх.

Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, черная смородина, брусника, малина.

О чем я сказала?

Цель: учить различать в слове несколько значений, сравнивать эти значения, находить общее и различное в них.

Ход: Воспитатель говорит, что есть слова близкие, есть противоположные по смыслу, а есть слова, которые мы употребляем часто и много разных предметов называем этими словами.

Голова – человека, куклы, лука, чеснока.

Иголка – у шприца, швейная, у ежа, у елки, сосны.

Нос – у человека, парохода, самолета, чайника.

Ушко, ножка, ручка, крыло и т. д.

Что это значит?

Цель: учить сочетать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов.

Ход: Можно ли так сказать? Как вы понимаете?

Свежий ветер – прохладный.

Свежая рыба – недавно выловленная, неиспортившаяся.

Свежая рубашка – чистая, выглаженная, выстиранная.

Свежая газета – новая, только что купленная.

Свежая краска – невысохшая.

Свежая голова – отдохнувшая.

Глухой старик – тот, кто ничего не слышит.

Глухая ночь – тихая, безлюдная, темная.

Глухой лай собак – отдаленный, плохо слышный.

Публикации по теме:

Дидактические игры для обучения грамоте и развития речиДидактические игры для обучения грамоте и развития речи Хочу поделиться с вами некоторыми дидактическими играми для обучения грамоте и развития речи: а) Игра "Волшебные часы" (Цель: учить детей.

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группеДидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группе У нормально развивающегося ребенка развитие речи начинается рано. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается.

Дидактические игры и задания для развития речиДидактические игры и задания для развития речи Дидактические игры и задания для развития речи. Одной из главных задач стоящих перед воспитателем научить ребенка правильно и четко произносить.

Дидактические игры по математическому развитию и развитию мелкой моторикиДидактические игры по математическому развитию и развитию мелкой моторики Хочу предложить вашему вниманию несколько игр по математическому развитию. 1) Игра "Собери матрешку" (цель: учить детей различать понятия.

Дидактические игры по развитию речи Дидактические игры по развитию речи. «Новое слово» Цель: научить детей образовывать новые глаголы при помощи приставок. Наглядный материал:.

Дидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука [р] в словахДидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука [р] в словах При работе с детьми среднего и старшего возраста, к сожалению часто воспитатели сталкиваются с проблемой того, что дети плохо или не отчетливо.

Дидактические игры с прищепками в развитии речиДидактические игры с прищепками в развитии речи Дидактические игры с прищепками в развитии речи. Иванова Ирина Сергеевна Картотека дидактических игр с прищепками. Муниципальное комбинированное.

Дидактические сказки по развитию речиДидактические сказки по развитию речи Дидактические сказки по развитию речи. «Кто в избушку проник?» Стояла избушка на курьих ножках, без окон, без дверей. Никто не мог проникнуть.

Мои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУМои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУ Всем известно, что ведущий вид деятельности у детей в ДОУ- игра. Еще А. С Макаренко сказал :«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять.

Перспективное планирование «Дидактические игры по развитию речи дошкольников в совместной деятельности» Первая младшая группа (2-3 год жизни) Сентябрь, октябрь, ноябрь Основные задачи развития речи Звуковая культура речи Учить детей : правильно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры по развитию речи
Опубликовано: 5 августа 2021 в 20:19
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры по развитию речи» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Рубинчик (УИ 2694938) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД