Приложение МААМ

Дидактические игры с куклой как средство ознакомления детей третьего года жизни с навыками по самообслуживанию

Елена Мишенева
Дидактические игры с куклой как средство ознакомления детей третьего года жизни с навыками по самообслуживанию
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема формирования навыков самообслуживания у детей раннего и дошкольного возраста является актуальной на протяжении десятилетий. Вопросами гигиены детей передовые ученые и врачи России стали заниматься с начала создания сети дошкольных учреждений, с целью научного обоснования вопросов, связанных с воспитанием детей. Н. М. Аксарина, Г. М. Лямина, Н. М. Щелованов определили, что навыки самообслуживания, привитые в раннем возрасте, напрямую связаны со здоровьем человека.

Публикация «Дидактические игры с куклой как средство ознакомления детей третьего года жизни с навыками по самообслуживанию» размещена в разделах

Задачи, связанные с охраной и укреплением здоровья детей, начиная с раннего возраста, занимают ведущее место в «Концепции дошкольного воспитания» и в ряде нормативно-правовых документов (Закон РФ «Об образовании» (ст. 51). Ранний возраст сензитивный период для формирования навыков самообслуживания, т. к. ведущей в раннем возрасте является предметная деятельность, возникает потребность в самостоятельности, независимости от взрослых, все это выражается в доступном для детей раннего возраста виде труда - труде по самообслуживанию (Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, направленном на обслуживание ребенком самого себя (С. А. Козлова, Т. А. Куликова). Навыки, приобретенные в труде по самообслуживанию, являются одним из показателей нервно-психического развития детей третьего года жизни (Н. М. Аксарина, Г. В. Пантюхина). Несмотря на длительность изучения поднятой нами проблемы, практика работы ДОУ показывает, что подавляющее большинство детей имеют низкий уровень навыков обслуживания себя, не знают последовательности осуществления бытовых процессов. Педагоги – практики ведут поиск эффективных средств устранения этого недостатка, используя в работе традиционные способы ознакомления детей : показ способов действий, художественное слово, упражнение. К сожалению эти способы требуют длительного времени использования, чтобы у дошкольников был сформирован определенный навык.

В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» указывается, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста на современном этапе должна стать игра, в том числе дидактическая. Дидактическая игра – это сложное педагогическое явление, которое является методом обучения, формой организации обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего воспитания личности. Дидактическая игра, как метод обучения, направленна на расширение, углубление, систематизацию знаний об окружающем мире и на воспитание познавательного интереса у детей. К сожалению в методической литературе есть описание лишь отдельных игр, которые возможно использовать для формирования у детей умений обслуживать себя в разных видах бытовой деятельности, но не представлена последовательность их организации, не определен комплекс задач применения этих игр.

Объект исследования: ознакомление с трудом по самообслуживанию детей раннего возраста.

Предмет исследования: ознакомление с трудом по самообслуживанию детей третьего года жизни посредством дидактических игр с куклой.

Цель исследования: изучить возможности применения дидактических игр с куклой как одного из средств ознакомления детей третьего года жизни с трудом по самообслуживанию.

Задачи исследования:

1)изучить теоретические основы проблемы ознакомления с трудом по самообслуживанию детей раннего возраста

2)выявить уровни сформированности и описать особенности навыков самообслуживания детей третьего года жизни

3)изучить состояние работы педагогов групп раннего возраста по ознакомлению детей с трудом по самообслуживанию

4)разработать и внедрить серию дидактических игр с куклой с целью ознакомления с трудом по самообслуживанию детей третьего года жизни

5)проверить эффективность серии дидактических игр с куклой для ознакомления с трудом по самообслуживанию детей третьего года жизни.

Гипотеза: мы полагаем, что дидактические игры с куклой могут стать эффективным средством ознакомления детей третьего года жизни с трудом по самообслуживанию, если осуществить:

- отбор содержания знаний и умений, необходимых для ознакомления с трудом по самообслуживанию, доступных возрастным возможностям детей 3 года жизни;

- разработку дидактических игр с куклой, направленных на ознакомление с трудом по самообслуживанию;

-поэтапное включение серии дидактических игр с куклой в игровые образовательные ситуации с детьми.

Поэтому цель нашего исследования: изучить возможности применения дидактических игр с куклой как одного из средств ознакомления детей третьего года жизни с трудом по самообслуживанию.

Одной из задач исследования стало: выявить уровни сформированности и описать особенности навыков самообслуживания детей третьего года жизни и изучить состояние работы педагогов групп раннего возраста по ознакомлению детей с трудом по самообслуживанию, что является целью констатирующего эксперимента. Методика констатирующего эксперимента включала в себя беседу с ребенком о знании названий предметов, необходимых в разных режимных процессах, их назначении, и наблюдения за ребенком в ходе проведения режимного процесса. В результате исследования нами были определены уровни сформированности навыков самообслуживания у детей третьего года жизни, 10 из которых посещают детский сад второй год, а 14- первый год.

По результатам констатирующего эксперимента видно, что наибольшее затруднение при формировании навыков самообслуживания у детей, посещающих д/с второй год, вызывает одевание-раздевание, большинство детей находится на среднем уровне сформированности навыков самообслуживания, средний уровень получает ребенок, знающий назначение предметов, но допускающий незначительную неточность в использовании предметов по назначению, путающий правильную последовательность действий, пользующийся небольшой помощью взрослого. Также наибольшее затруднение у детей, посещающих детский сад 1 год, вызывает одевание - раздевание, на низком уровне сформированности навыков находится более половины детей. Низкий уровень ставится ребенку, который не знает назначение и не использует предметы по назначению, не соблюдает последовательность действий, стремления к самостоятельности нет, ожидает помощи даже в освоенных микропроцессах. Уже на этапе констатации видно, что дети, посещающие д/с второй год, продемонстрировали результаты более высокие, по сравнению с детьми, посещающими д/с первый год. Поэтому детей, посещающих д/с первый год, мы включили в экспериментальную группу (группу В). При этом в работах и исследованиях ученых доказана возможность достижения детьми этого возраста значительно более высокого уровня знаний и умений в обслуживании себя. Если дети испытывают большие трудности в обслуживании себя, они не могут быть самостоятельными и независимыми от взрослых, а это именно те новообразования, которые характерны для детей 2-3 лет. Имеются расхождения между реальным уровнем сформированности навыков самообслуживания у детей и показателями нервно-психического и анатомо-физиологического развития детей третьего года жизни. Как показал анализ констатирующего эксперимента, традиционные условия, создаваемые воспитателем, не способствуют эффективному формированию навыков самообслуживания у детей третьего года жизни. Мы предположили, что дидактические игры с куклой могут стать эффективным средством ознакомления детей третьего года жизни с трудом по самообслуживанию. Целью формирующего эксперимента стала 4 задача исследования. Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи: 1)определить содержание знаний и умений, необходимых для формирования труда по самообслуживанию, доступных возрастным возможностям детей 3 года жизни;2)разработать дидактические игры с куклой на основе отобранного содержания;3)поэтапно включить дидактические игры в игровые обучающие ситуации с детьми 4) проверить эффективность проведенной работы по формированию навыков самообслуживания у детей третьего года жизни. Мы определили знания и умения, необходимые детям третьего года жизни при умывании, при приеме пищи, для осуществления одевания-раздевания, так как этот процесс наиболее сложен для детей третьего года жизни по результатам констатирующего эксперимента. Также, как показывает практика, обучению этому режимному процессу родители уделяют меньше внимания, взрослому легче самому одеть-раздеть ребенка. Формирование знаний и умений, необходимых детям третьего года жизни при одевании-раздевании, аналогичны формированию знаний и умений при умывании, а также при приеме пищи.

Обучение всем режимным процессам (умыванию, приему пищи, одеванию-раздеванию) происходит в одной логике:

1) формирование знаний о видах труда:

а) знание о предметах, необходимых в режимном процессе (умывании, приеме пищи, одевании-раздевании);

б) знание о последовательности проведения режимных процессов;

в) знание о способах обращения за помощью ко взрослым.

2) формирование умений:

а) называть предметы, необходимые в режимном процессе;

б) последовательно проводить режимный процесс;

в) обращаться за помощью ко взрослым (через д/и с куклой)

Для решения второй задачи мы разработали дидактические игры согласно принципам :

- доступности обучения (соответствие возрастному и психическому развитию);

- последовательности (от простого к сложному);

- систематичности обучения.

Для решения 3 задачи мы распределили дидактические игры на 3 блока, установили количество и последовательность проведения игр в каждом блоке.

Сначала дидактические игры проводили :

1)в играх-занятиях, по подгруппам, на подгруппы детей делили по уровням сформированности навыков в режимном процессе,

2)затем в ходе проведения режимных процессов;

3) в самостоятельной деятельности детей.

Реализация серии д/и с куклой, направленных на ознакомление детей 3 года жизни с трудом по самообслуживанию, проходила в течении 4 месяцев. Для проверки эффективности серии дидактических игр с куклой был проведен контрольный эксперимент, методика контрольного эксперимента аналогична методике констатирующего. Результаты контрольного эксперимента улучшились наполовину, например при одевании-раздевании на констатирующем эксперименте низкий уровень был у 43% детей, на контрольном лишь у 22% детей.

Таким образом, мы можем сказать, что проведенная нами серия дидактических игр с куклой для ознакомления с трудом по самообслуживанию детей третьего года жизни оказалась эффективной: у детей экспериментальной группы стало больше знаний о труде по самообслуживанию, вследствии этого повысился уровень сформированности навыков в обслуживании себя.

Публикации по теме:

Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста. Цель Создание условий для естественного.

Презентация «Ребенок и здоровье» Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры с куклой как средство ознакомления детей третьего года жизни с навыками по самообслуживанию
Опубликовано: 13 сентября 2014 в 13:21
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры с куклой как средство ознакомления детей третьего года жизни с навыками по самообслуживанию» (включая файлы) размещена пользователем Елена Мишенева (УИ 187671) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД