Приложение МААМ

Дидактические игры в ДОУ (старшая группа)

Татьяна Шикина
Дидактические игры в ДОУ (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Дидактические игры – это одно из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала

Дидактические игры :

«ВСЕ НАОБОРОТ»

Публикация «Дидактические игры в ДОУ (старшая группа)» размещена в разделах

Цель: создать условия для обучения детей образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.

Материал: Две обезьянки (игрушки).

Ход:

Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Послушайте мой рассказ. У мамы обезьянки были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую - Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица. ( интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу: откроет). Если принесет. (унесет, пришьет. (оторвет, вычистит. (испачкает, замолчит. (заговорит, повесит. (снимет) и т. д.

«ГОВОРИ НАОБОРОТ»

Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса.

Ход:

Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:

веселый - грустный

быстрый - медленный

красивый - безобразный

пустой - полный

худой - толстый

умный - глупый

трудолюбивый - ленивый

тяжелый - легкий

трусливый - храбрый

твердый - мягкий

светлый - темный

длинный - короткий

высокий - низкий

острый - тупой

горячий - холодный

больной - здоровый

широкий - узкий

«СКАЖИ, КАКОЕ»

Цель:способствовать обучению детей называть не только предмет, но и его признаки, качества, действия; обогащать речь именами прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу

Ход:

— Когда мы хотим рассказать о предмете, какой он, какие слова

называем?

— Послушай стихотворение М. Щеловановой «Утро» :

Какое сегодня утро?

Сегодня не будет солнца.

— Почему же плохое утро?

— Почему же не будет солнца?

Сегодня хорошее утро,

Наверное, будет солнце,

Сегодня веселое утро

Обязательно будет солнце

И тучи уходят прочь.

И прохладна синяя тень.

— О чем говорится в этом стихотворении? (О солнечном и пасмурном утре.) Как сказано про первый день в стихотворении, какой он? (Хмурый, серый.) Как сказать другими словами про этот день? Подберите слова, близкие по смыслу (дождливый, грустный, скучный, неприветливый). А если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? Подберите слова, близкие

по смыслу (веселое, радостное, голубое, безоблачное). Что еще может быть хмурым? (Настроение, погода, небо, человек.) Что может быть солнечным?

— Есть еще слова, которые называют, что делает человек, что можно делать с тем или иным предметом. Если человек хмурится, как об этом сказать по-другому? (Грустит, печалится, расстроился, обиделся.

— А есть такие слова и выражения, которые выражают смысл не совсем точно. Я слышала, как другие дети говорили: «Папа, иди шепотом», «Это я проснул сестричку», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как надо сказать правильно?

«СЛОВА – ВРАГИ»

Цель: расширение словаря антонимов - прилагательных.

Ход:

Подбери к словам слова – враги.

Дедушка старый, а внук …

Дерево высокое, а куст …

Море глубокое, а ручеёк …

Дорога широкая, а тропинка …

Перо легкое, а гиря …

Летом нужна летняя одежда, а зимой …

Пирожное сладкое, а лекарство …

Ночью темно, а днем …

У волка хвост длинный, а у зайца …

Хлеб мягкий, а сухарь …

Чай горячий, а лед …

«КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ»

Цель: способствовать обучению слышать и выделять на слух слова, противоположные по смыслу (антонимы, обогащать речь детей.

Ход:

- Какие вы знаете пословицы? Я тоже знаю пословицы, в них есть разные слова, сейчас посмотрим, кто из вас внимательный и быстро найдет противоположные слова. Слушайте:

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Труд кормит, а лень портит.

Глазами плачет, а сердцем смеется.

Слушай больше, говори меньше.

Умел начать, умей окончить.

Родная сторона — мать, а чужая — мачеха.

Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит.

Хлеб — батюшка, вода — матушка.

Примечание: после выявления двух противоположных слов, провести работу над пониманием смысла слов. Например. Как вы понимаете «глазами плачет?»(слезы льет). Какими другими словами можно сказать, что человек плачет? (рыдает, хнычет, ноет, ревет, заливается слезами). Как можно назвать мальчика, который все время плачет? (плакса, нюня, рева, ревушка-коровушка). А что значит сердце «смеется»(ему весело, смешно). Как по-другому можно сказать слово «смеется»? (хихикает, фыркает, хохочет, заливается смехом).

«НАЗОВИ СЛОВО»

Цель: упражнять детей в подборе антонимов.

Ход:

Воспитатель приглашает детей в круг, просит сказать какую – нибудь считалочку, выбрать водящего. Называет любое слово и одновременно бросает мяч водящему. Тот ловит мяч и называет слово, противоположное первому по значению. Затем водящий бросает мяч педагогу и т. д.

Словарный материал: далеко, темно, сыро, весело, тихо, холодно, ветрено, солнечно.

«КАКИЕ ИГЛЫ БЫВАЮТ»

Цель:дать детям представление о многозначном слове «игла», упражняться в подборе однокоренных слов, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже.

Ход:

— Какие иглы вы знаете? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские).

Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие.)

— Какой иглой мы шьем и вышиваем? (Швейной). Что шьют швейной иглой? (Одежду). Что делают медицинской иглой? (Укол.)

Есть у ежика и елки

Очень колкие иголки.

В остальном на елку еж

Совершенно не похож.

— Где живет еж? Для чего ему нужны иголки? (Защищаться). От кого еж защищается? Вспомните стихотворение Бориса Заходера про ежа:

— Что ж ты, еж, такой колючий?

— Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Волки, лисы и медведи.

Ответьте на мои вопросы: можно ли ежа погладить рукой? Почему нельзя вдеть нитку в ежиную иголку?

Закончите предложения: «Ты ежа не трогай лучше, потому что он. (колючий). Лиса потрогала ежа и. (укололась)».

— У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат. (короткие и тонкие).

Иглы на елке еловые, а на сосне. (сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней?

— Придумайте рассказ про девочку, которая пошла в лес за грибами и встретила ежика.

«У КОГО? У ЧЕГО?»

Цель: способствовать обучению детей подбирать предметы к многозначным словам.

Ход:

Предлагаются вопросы: «У кого?», «У чего?» это есть.

Например: Ручка — у человека, у двери, у чемодана, у сумки. Язычок — у человека, у ботинка. Глазок — у ребенка, у двери. Горлышко — у ребенка, у бутылки. Ножка — у стула, у ребенка, у гриба.

«НАЗОВИ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ПРЕДМЕТОВ»

Цель:активизация словаря существительными, продолжать развивать умение подбирать слова по смыслу.

Ход:

Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово - делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.

«ГДЕ ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ»

Цель: активизация глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

Ход:

— Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы, ягоды, слушать птиц, отдыхать.) Что можно делать на реке? (Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке (катере, теплоходе, ловить рыбу.)

После этого предлагается сюжет: собрались в лес – отдыхали – собирали грибы, ягоды; пошли на речку – купались – загорали – весело отдохнули.

«СКАЖИ КАКОЙ»

Цель: способствовать обучению выделять и называть признаки предмета.

Ход:

Взрослый достает из коробки предметы, называет их: «Это груша». Ребенок называет признаки: «Она желтая, мягкая, вкусная». — «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». — «Это огурец». — «Он продолговатый, зеленый, хрустящий»

«НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»

Цель:способствовать обучению заменять выражение одним словом, обобщать.

Ход:

- Я буду описывать что-то, а ты назови, то, о чем я рассказываю одним словом:

часы, которые помогают проснуться,

большая ложка, с помощью которой наливают суп,

утренняя еда,

человек, который направляется в дальние страны и т. д. "

Ребенок называет слово. Потом играющие меняются ролями. Эта роль будет совсем непростой для ребенка, помогайте ему составить нужное описание, если у него не получается. Только тогда будет неинтересно вам отгадывать получившуюся задачку.

«ПОДБЕРИ СЛОВЕЧКО»

Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.

Ход:

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать «свежий»(воздух, огурец, хлеб, ветер); «старый»(дом, пень, человек, ботинок); «свежая»(булочка, новость, газета, скатерть); «старая»(мебель, сказка, книга, бабушка); «свежее»(молоко, мясо, варенье); «старое»(кресло, сиденье, окно).

«КТО У КОГО»

Цель: соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных.

Дидактический материал : картинки с домашними животными и их детенышами (Приложение, рис. 1).

Ход

Ребенок рассматривает рисунки— животные с детенышами: курица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду, кошка и котенок лакают молоко (вариант — играют клубочком, собака и щенок грызут кость (вариант — лают, корова и теленок щиплют траву (вариант — мычат, лошадь и жеребенок жуют сено (вариант — скачут, утка и утенок плавают (крякают).

— Назови животных и их детенышей.

Подбери определения к названиям детенышей животных: скажи, какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь, какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок?

«ЧТО НЕ ТАК?»

Цель:продолжать учить соотносить названия животных и их детенышей, учить находить и исправлять ошибки, активизировать словарь детей.

Ход:

Найдите ошибку, скажите правильно.

У волка – лисята.

У медведя – зайчата.

У лисы – медвежата.

У ежа – бельчата.

У зайца – ежата.

У белки – волчата.

(Дети исправляют, и говорят правильно: - У волка – волчата, и т. д.)

«ПОМОГИ ДЕТЕНЫШАМ НАЙТИ СВОЮ МАМУ»

Цель:соотносить названия домашних животных и птиц и их детенышей.

Материал: коврик зелёного цвета, картинки домашних животных, птиц и их детенышей

Ход:

Дети располагаются около ковра. На зелёном лугу (ковре) пасутся и бегают домашние животные и домашние птицы (коза, корова, свинья, лошадь, овца, кошка, собака, утка, гусь). А у детей картинки детёнышей этих животных.

- Детки заблудились, потерялись, мамы очень расстроены, помогите каждой маме найти своего детёныша.

Дети: рассматривают и говорят:

«У меня телёнок, он детёныш коровы»

«У меня козлёнок, он должен быть рядом со своей мамой козой»

«У меня жеребёнок, он детёныш лошади»

«У меня маленький, розовый поросёнок, он детёныш свиньи»

«У меня щенок, я знаю его маму – это собака»

«А у меня котёнок, он хочет сидеть рядом со своей мамой кошкой»

«У меня утенок, он детеныш утки».

-Теперь все детёныши нашли своих мамочек. Какие вы молодцы, ребята, вы всё сделали правильно.

«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ»

Цель:соотносить названия диких животных и их детенышей.

Материал: коврик зелёного цвета, картинки диких животных и их детенышей.

Ход:

- А сейчас я хочу с вами не много поиграть, слушайте внимательно. Животные со своими детёнышами гуляли на лужайке, малыши заигрались и потерялись. Помогите детёнышам найти своих мам и назовите их!

Лисёнок (лисята) – у лисицы;

Зайчонок (зайчата) – у зайчих;

Бельчонок (бельчата) – у белки;

Ежонок (ежата) – у ежихи;

Волчонок (волчата) – у волчицы;

Медвежонок (медвежата) – у медведицы.

Молодцы, помогли детёнышам найти своих мам!

«МЯЧ БРОСАЙ И НАЗЫВАЙ»

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Ход:

В зависимости от темы игры возможны варианты :

«Мяч бросай, и игрушки называй»;

«Мяч бросай, ты животных называй»;

«Мяч бросай, и растения называй»;

«Мяч бросай, и одежду называй»;

«Мяч бросай, ты посуду называй»;

«Мяч бросай, четко фрукты называй» и т. д.

Вариант 1. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Взрослый: - Посуда; Дети: - Ложки, вилки, стаканы, чашки, тарелка, кастрюля…

Взрослый: - Игрушки; Дети: - Машина, мяч, кукла, конструктор…

Взрослый: - Животные; Дети: -Медведь, лиса, корова, собака, кошка и т. д.

Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова. Взрослый: Огурец, помидор, репа: Ребенок: Овощи.

«НАЗОВИ ЛИШНЕЕ СЛОВО»

Цель: способствовать обучению детей по определенному признаку отбирать лишние слова.

Ход:

Воспитатель называет слова и предлагает детям назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

а) «Лишнее» слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

автобус, комбайн, трамвай, велосипед, мотоцикл;

зима, апрель, весна, осень, лето;

мама, подруга, папа, сын, бабушка;

море, озеро, река, мост, пруд;

круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник;

Николай, Саша, Иванов, Миша, Петр;

Москва, Новгород, площадь, Петербург, Псков;

молоток, топор, ложка, пила, клещи;

Илья, Федор, Петров, Андрей, Женя;

сыр, будка, мороженое, масло, творог;

бутылка, банка, сковородка, кувшин, стакан;

молоко, сливки, сыр, сало, сметана;

дом, сарай, изба, хижина, здание;

береза, сосна, дерево, дуб, ель;

книга, альбом, блокнот, краски, тетрадь;

кисточка, карандаш, лист, краски, картина;

торт, портфель, сумка, рюкзак, чемодан;

месяц, день, год, небо, час;

гнездо, кора, муравейник, курятник, берлога;

молоток, гвоздь, топор, клещи, долото;

минута, секунда, час, вечер, сутки;

грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

б) «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

крепкий, далекий, прочный, надежный;

дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий;

смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;

глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

в) «Лишнее» слово среди глаголов:

думать, ехать, размышлять, соображать;

бросился, слушал, ринулся, помчался;

ненавидеть, презирать, наказывать;

приехал, прибыл, убежал, прискакал;

пришел, явился, смотрел;

выбежал, вошел, вылетел, выскочил;

налил, насорил, вылил;

подбежал, вошел, подошел.

«НАЙДИ ТРАНСПОРТ»

Цель: продолжать учить детей находить и выделять слова, обозначающие какое – либо понятие.

Ход:

- Послушайте слова. Какие из них обозначают транспорт? .

Грузовик, метро, самолет, скамейка. Автобус, дорога, вертолет, пассажир.

Поезд, купе, пароход, якорь. Трамвай, водитель, троллейбус.

«НАЙДИ ОВОЩ»

Цель: продолжать учить детей находить и выделять слова, обозначающие какое – либо понятие.

Ход:

- Послушайте слова. Какие из них обозначают овощи?

Лук, репа, подорожник, укроп. Чеснок, редис, роза, брюква. Смородина, кабачки, петрушка, огурцы. Помидор, щавель, свекла, капуста. Картофель, яблоко, клубника, ромашка.

Публикации по теме:

Дидактические игры в ДОУДидактические игры в ДОУ Игра является ведущим видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. В работе ДОУ дидактические игры занимают важное место. Дидактическая.

Дидактические игры «Плетение коврика», «Игры с прищепками»Дидактические игры «Плетение коврика», «Игры с прищепками» Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки.

Дидактические игры с учетом регионального компонента часть вторая старшая группаДидактические игры с учетом регионального компонента часть вторая старшая группа Дидактическая игра «Найди и соедини пару» Цели: Совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем.

Современный подход к организации творческой игры (старшая группа) Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский.

Дидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возрастаДидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна. Вашему вниманию тему выступление: «Дидактические игры в обучении.

Игры с липучками. Дидактические игры по развитию артикуляционного аппаратаИгры с липучками. Дидактические игры по развитию артикуляционного аппарата Игры с липучками Дидактические игры по развитию артикуляционного аппарата Представляю коррекционно-развивающие игры на липучках, которые.

Игры-забавы с пасхальными яйцами (старшая группа)Игры-забавы с пасхальными яйцами (старшая группа) Вот и наступил самый главный праздник в нашем календаре, день великой радости – Пасха. Праздник взрослых и детей! К сожалению, в последнее.

Консультация «Казачьи народные игры» (старшая группа)Консультация «Казачьи народные игры» (старшая группа) Казаки - это степной народ, народ, всегда высоко ставивший самостоятельность человека, народ - "наездник". В этом проявлялся их образ жизни,.

Сценарий квест-игры «Путешествие в страну Знаний» (старшая группа)Сценарий квест-игры «Путешествие в страну Знаний» (старшая группа) Сценарий квест-игры «Путешествие в страну Знаний» старшая группа с фотоотчетом Оборудование: части картинки в конвертах, самокаты, корзина;.

Тема «Путешествие со снежинкой — Балеринкой». Возрастная группа: старшая группа Непрерывная образовательная деятельность воспитателя совместно с детьми старшей группы. Открытое занятие. ТЕМА «ПУТЕШЕСТВИЕ СО СНЕЖИНКОЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры в ДОУ (старшая группа)
Опубликовано: 5 февраля 2023 в 10:13
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры в ДОУ (старшая группа)» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Шикина (УИ 299830) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД