МААМ-картинки

Дидактические материалы по формированию звуковой культура речи (5 фото)

Татьяна Величко
Дидактические материалы по формированию звуковой культура речи
▼ Скачать + Заказать документы

Звуковая культура речи: гласные и согласные звуки.

Согласные звонкие и глухие; твердые и мягкие.

[/b]

При знакомстве со звуковой стороной речи, при работе со звуками дети сталкиваются с определенными трудностями. Чтобы их преодолеть, я сделала дидактические пособия – подсказки, с помощью которых можно и играть, и запоминать материал.

Публикация «Дидактические материалы по формированию звуковой культура речи» размещена в разделах

При использовании традиционных отдельных синего и зеленого домиков, да еще когда дополнительно говорим о звонкости/глухости, дети путаются в этих понятиях. А в результате использования совмещенных домиков работает хорошая схема, и дети правильно характеризуют звук.

Кроме того, я придумала небольшие стихи для легкого запоминания материала.

Вот что у меня получилось:

Дидактические материалы по формированию звуковой культура речи

Сначала учимся отличать гласные от согласных – обращаем внимание на красный домик для гласных звуков и домики с синей крышей для согласных звуков.

Гласный звук легко поется

А-А-А, О-О-О, У-У-У – как песня льется,

Э-Э-Э, И-И-И, Ы-Ы- Ы – пропой и ты,

Дом их красный, посмотри!

Фото №1 Звуковая культура речи гласные и согласные звуки

Если звуки не поются,

То согласными зовутся.

И жужжанье, и шипенье,

Рокот, шепот, свист и рык –

Звуки эти издаются,

Когда работает язык!

Фото №2 Согласные звонкие и глухие твердые и мягкие

Согласные звонкие и глухие

На следующем этапе работаем с согласными звуками (домики с синими крышами): учимся отличать звонкие и глухие согласные. Если звук звонкий, то «селим» его в дом с колокольчиком, если глухой – то «селим» в дом, где колокольчик зачеркнут. Я придумала для легкого запоминания стих-подсказку, и дети с его помощью без особых затруднений научились различать звонкие и глухие согласные.

Как не запутаться, как различить

Звонкий звук или глухой?

Чтоб быть уверенным, я приложу

К шее свою ладонь.

Если голос спокойно спит

В домике своем –

Это звук глухой согласный, будь уверен в нем!

Если голос не спит, бушует,

Стенки дома дрожат –

Это звук звонкий согласный, его легко выделять!

Согласные твердые и мягкие

И последний этап – учимся различать согласные твердые и мягкие. Обратите внимание, что половина для твердых звуков синего цвета, но чтобы ассоциации были ярче, я сделала кирпичные ступеньки и кирпичную стену. Для мягких звуков – ступеньки и стена из перышек. Это очень помогает не путаться при «заселении» звука в дом. И опять короткий и содержательный стих-подсказка нам всегда поможет:

Как не запутаться, как отличить

Твердый и мягкий звук?

Если он нежный и ласковый

Как первая зелень вокруг

То это - не сомневайся – мягкий согласный звук!

Если же злой и жесткий

Как синяя глыба льда,

То это - согласный твердый

Звук вырвался изо рта!

Таким образом, с использованием трех пособий – домиков мы сразу даем полную характеристику звука: гласный/согласный, согласный звонкий/глухой, согласный твердый/мягкий.

А закрепляем мы полученные знания тоже в игровой форме: рассматриваем картинки, думаем и анализируем слоги и слова (сначала короткие – бинт, бант, затем длинные) и для каждой картинки ищем свой вагончик. Кстати, большое колесо у паровозика раскрашено таким образом, чтобы можно здесь же повторить цвета радуги.

Фото №3 При знакомстве со звуковой стороной речи при работе со звуками дети сталкиваются с определенными трудностями Фото №4 Чтобы их преодолеть я сделала
Публикации по теме:

Буквенный фриз.Буквенный фриз. Этот буквенный фриз сделан в виде поезда. Паровозик везет вагоны с буквами. Первый вагон это гласные. У всех букв артикуляция звуков (ротик.

Памятка для родителей «От предложения — к звуку» Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические материалы по формированию звуковой культура речи
Опубликовано: 1 марта 2015 в 12:06
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические материалы по формированию звуковой культура речи» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Величко (УИ 240495) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД