Получи документы

Дидактические речевые игры как средство профилактики аграмматизмов у дошкольников среднего возраста

Володина Людмила Алексеевна
Дидактические речевые игры как средство профилактики аграмматизмов у дошкольников среднего возраста

Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Именно в дошкольном возрасте речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива.

В настоящее время признанными и вполне обоснованными являются ран-нее выявление, диагностика и комплексная помощь детям с отклонениями в речевом развитии. Организуются группы детей для занятий с 4-летнего воз-раста. Это позволит компенсировать нарушенные функции уже на более ранней стадии и предупредит возникновение вторичных отклонений в разви-тии. Рано начатые логопедические занятия призваны активизировать дея-тельность различных систем головного мозга и тем самым ускорить их со-зревание.

Публикация «Дидактические речевые игры как средство профилактики аграмматизмов у дошкольников среднего возраста» размещена в разделах

Среди детей дошкольного возраста распространённым речевым нарушением является общее недоразвитие речи, которое имеет тенденцию к значитель-ному росту. Это нарушение часто сочетается с другими речевыми наруше-ниями, например, с заиканием, дизартрией стёртой формы. Всё это в даль-нейшем может отразиться на обучении ребёнка в школе при овладении чте-нием и письмом.

Согласно определению Р. Е. Левиной, общее недоразвитие речи – это раз-личные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено фор-мирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Выделяют три уровня речевого недоразвития, отражающих типичное состояние компонен-тов языка у детей дошкольного возраста.

Характерным для речи детей 4-5 летявляется недифференцированное про-изнесение звуков (в основном это свистящие, шипящие звуки, аффрикаты ис-оноры, нестойкие замены звуков в словах, смешения звуков. Множество ошибок наблюдается при проговаривании слов со сложной слоговой струк-турой – трех-четырехсложные слова (термометр, сковорода, и т. п.). На фоне относительно развёрнутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существи-тельные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами слово-образования создаёт трудности в использовании вариантов слов с помощью суффиксов и приставок. В свободных высказываниях преобладают простые распространённые предложения и почти не используются сложные кон-струкции. Отмечаются аграмматизмы – ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Большое количество неточностей наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.

К. Д. Ушинский подчёркивал необходимость с самых ранних лет формиро-вать привычку говорить правильно. Задача формирования грамматической правильности речи у детей актуальна для среднего дошкольного возраста и успешно может быть решенапри опоре на развитие лингвистического отно-шения к слову.

Основой для усвоения грамматического строя речи является познание от-ношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах.

Процесс усвоения ребёнком грамматического строя речи сложный, посколь-ку связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрылучёный- физиолог И. П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеоб-разная форма динамического стереотипа. Ребёнок, наблюдая реальные от-ношения предметов, воспроизводя их в речи, делает определённые выводы, обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам. У ре-бёнка вырабатывается определённый динамический стереотип (к примеру, при изменении имён существительных и других грамматических форм, ко-торым он пользуется в дальнейшем для выражения тех или иных мыслей.

Дошкольники среднего возраста испытывают определённые трудности в усвоении грамматического строя родного языка, что объясняется следую-щими причинами:

- особенностями возраста;

- закономерностями усвоения морфологической и синтаксической стороны речи;

- сложностью грамматической системы, особенно морфологии;

Возникают аграмматизмы в результате сложной организации развивающе-гося детского сознания по обобщению и анализу фактов воспринимаемой и собственной речи, активной ориентировочной поисковой деятельности, экс-периментирования, игры со словом.

Дидактические игры и упражнения грамматического содержания – важное средство стимулированияпоисковой деятельности детей в сфере грамматики. Широкий общеразвивающий эффект таких форм работывыражается в воз-никновении у детей положительных эмоций, стимулировании игровой и речевой активности.

Формы работы по профилактике аграмматизмов можно охарактеризовать в зависимости от основных морфологических ошибок в речи детей.

1. Употребление окончаний имён существительных в различных паде-жах.

Большой интерес вызывают у детей различные дидактические игры, пред-полагающие речевую активность детей и употребление в речи имён суще-ствительных в различных падежных формах. Это могут быть игры типа «Кто скорее найдёт?», «Магазин», «Угадай, кого поймал», «У кого что?», «Что спрятано?», «А это есть?», «Найди, что надо». Они предполагают отве-ты детей: «Я нашёл книгу», «Вова поймал бабочку», «Красное платье у кук-лы», «Суп едят ложкой», и т. п. Игры могут предполагать ответы как с упо-треблением предлогов, так и без них.

Очень нравятся дошкольникам игры с использованием чистоговорок, в хо-де которых у детей обогащается словарный запас, автоматизируется произ-ношение звуков, усваивается слоговая структура слова и нормы употребле-ния падежных окончаний.

К примеру, педагог начинает фразу: За-за-за – у меня (показывает кар-тинку с изображением козы, дети договаривают - коза.

Зы-зы-зы - у нас нет ….(козы)

Зу-зу-зу - я пасу (козу)

Зой-зой-зой - я иду с (козой)

В случае затруднений можно задать вопрос нужного падежа. Сначала дети договаривают слово, затем повторяют слово полностью. Для более старших детей игру можно проводить и без опоры на наглядность. Как усложнённый вариант – проводить игру с использованием мяча. (Педагог проговаривает начало фразы, посылая мяч кому-то из детей. Ребёнок заканчивает фразу, возвращая мяч обратно.) Такие игры позволяют координировать речь с движением, совершенствуют общую моторику, активизируют мыслительную деятельность, развивают быстроту реакции.

Интересной формой работы по становлению грамматической стороны речи является использование так называемых загадок-складок. С их помощью укрепляются слухопроизносительные связи, автоматизируются звуки, фор-мируется умение подбирать нужное по смыслу слово и употреблять его в нужной грамматической конструкции. К примеру:

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из… (лейки).

Спи, мышонок, до утра,

Дам тебе я (комара).

Собирали мы в лукошко

Очень крупную (картошку).

Бывает так, что при ошибочном исполнении может создаваться курьёзный эффект. Но это только вызывает живую эмоциональную реакцию, которая оказывает положительное стимулирующее действие на формирование про-износительных умений и навыков.

2. Употребление предлогов в речи.

Основной задачей является усвоение детьми смыслового значения каждого из предлогов и использование их в той или иной грамматической форме.

Ребенку постепенно объясняют, что на - это значит на поверхности чего-то (на столе, на шкафу); в - это значит внутри чего-то (в столе, в шкафу); под -внизу, под чем-то (под столом, под шкафом); над - вверху, над чем-то (над столом, над шкафом) ит. д.

Изучение каждого предлога должно сопровождаться соответствующими картинками и играми на закрепление понимания значения предлогов. Во время игр можно попросить ребенка выполнять какие-либо действия, свя-занные с предлогами. Изучение каждого предлога должно сопровождаться соответствующими картинками и играми на закрепление понимания значения предлогов. Например, игра «Выполни действие» - положи ручку на стол, в коробку, под книгу, за книгу, и т. д.

Также на своих занятиях мы широко используем обучающий стенд по фор-мированию навыков правильного употребления предлогов в падежных кон-струкциях (см. фото1).

На нём изображены различные предметы, объединённые в сюжетную карти-ну (домик, солнце, птицы, облака, животные, забор, дерево, и т. д.). Педагог, задавая вопросы о расположении предметов по отношению друг к другу, побуждает детей к употреблению в речи того или иного предлога. Например: «Где расположены облака? - над

Фото 1.

землёй»; «Куда летит птичка? – к дереву», «Откуда выглядывает зайчик? – из-за куста», и т. д. В процессе работы отрабатывается не только умение пользоваться предлогами, но и употребление падежных форм существитель-ных.

3. Образование множественного числа существительных.

Множественное число существительных дети учатся образовывать в ходе проведения таких дидактических игр как «Один-много», «А что у вас?», «Парные картинки», при использовании различных лото. Подобные игры также можно проводить с использованием мяча, что предполагает большую степень самостоятельности каждого ребёнка. Педагог посылает мяч, называя слово в единственном числе, а ребёнок возвращает его обратно, называя множественную форму заданного слова (двор –дворы; стол – столы; дом – дома, город - города и т. п.). Слова лучше сгруппировать по сходству окон-чаний.

4. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Предупреждение таких ошибок осуществляется с помощью игр «Что такого же цвета?», «Найди», «Узнай цветы (овощи, фрукты)», «Собери игрушки та-кого же цвета».

Дидактическая игра «Что такого же цвета?»

Закрепляются знания детей о цвете, формируется умение правильно согла-совывать прилагательные с существительными. Педагог показывает детям бумажный кружок синего цвета. Дети называют его цвет, а затем находят в окружающей обстановке предметы того же цвета, называя их при этом: синее платье, синий самолёт, синее ведро, синий мяч, синяя шляпа. Выигрывает тот, кто назовёт максимальное количество предметов нужного цвета. Задачу можно усложнить, задав вопрос: «Что ещё может быть синего цвета?», «Что всегда бывает синего цвета?». Такие игры, кроме возможности закрепить понятия «цвет», «форма», «размер», позволяют приобрести знания о каче-ствах и свойствах предметов; расширить пассивный и активный словарь за счёт словосочетаний, которые отрабатываются в ходе упражнений и входят в речь как определённая модель. При этом внимание детей направляется на смысловую сочетаемость слов, на обозначение словом как признака данного предмета, так и общих признаков, по которым можно объединить предметы в группы.

5. Употребление глагольных окончаний.

Накопление глагольного словаря, а вместе с тем и умение использовать правильные окончания глаголов формируется у дошкольников при проведе-нии таких дидактических игр как «Наша семья», «Кто как передвигается?», «Кто как голос подаёт?», «Вспомни и расскажи», и т. п. Это даёт возмож-ность не только расширить пассивный и активный глагольный словарь детей, а также учит соотносить действие со словом.

6. Согласование числительных с существительными.

При обучении этому виду согласования у ребёнка сначала формируются первичные числовые представления «один» и «много», затем – порядковый счёт на конкретном материале. Реальные изменения в предметном мире, вы-раженные изменением количества (числа) предметов, должны соотноситься со словосочетаниями, отражающими эти изменения («один мяч, два мяча, …пять мячей»). Используются игры : «Сколько?», «Кто бросил больше?», «Покорми цыплёнка», «Сосчитай». В процессе этих игр дети используют в речи количественные и порядковые числительные, учатся согласовывать их с существительными («одно окно – многоокон», а позже и с прилагательными (один большой дом, два больших дома, …пять больших домов»).

Немаловажным является использование в процессе обучающих игр яркой интересной наглядности, атрибутики. К примеру, на своих занятиях мы ча-сто задействуем учебно-методическое пособие «Теремок», выполненное в стиле лоскутной техники (см. фото 2).

К слову сказать, данное пособие с успехом использовалось в речевой работе с дошкольниками в рамках междуна- Фото 2.

родного образовательного проекта «Сказкотека» (Сказки России – детям России и Германии, участниками которого являются педагоги и специали-сты нашего ДОУ, а вариативность его применения получила признание и высокую оценку координаторов проекта.

Помимо использования пособия «Теремок» как атрибута всем известной народной сказки мы использовали его и на логопедических занятиях. Посо-бие очень яркое, красочное, и может применяться как для развития мелкой моторики, поскольку содержит множество «окошек» с различными застёж-ками (шнуровка, пуговицы, липучки, кнопки, «молнии», так и для форми-рования грамматически оформленных оборотов речи.

Предлагаем несколько вариантов использования представленного пособия на занятиях по формированию лексико-грамматического строя речи.

а) Работа с предлогами в, на, над, под, за.

Игра «Кто где живёт?». Дети отвечают на вопросы педагога, подбирая со-ответствующий ситуации предлог, при этом правильно употребляя падежные окончания существительных. Например, «Кто живёт над мышкой?», «Кто поселился в синем окошке?», «Кто живёт на чердаке?», Где живёт зайчик?», и т. д. Параллельно закрепляются пространственные представления до-школьников.

б) Согласование числительных с существительными.

Игра «Сосчитай». Детям предлагается посчитать обитателей теремка (один медведь, два медведя, …пять медведей, в ходе которого решаются за-дачи не только совершенствования навыков счёта, но и проводится работа по профилактике аграмматизмов.

в) Согласование существительных с прилагательными.

Игра «Исправь ошибку». Педагог произносит «неправильные» словосочета-ния, («зелёный лягушка, быстрая заяц, хитрый лиса, серое волк, большая медведь). Дети исправляют (зеленая лягушка, быстрый заяц, и т. д.). г) Со-ставление грамматически оформленных предложений.

г) Определение порядка слов в предложении.

Игра «Собери предложение». Логопед предлагает вниманию детей «раз-бросанные» слова, которые требуется назвать в нужном порядке, чтобы по-лучилось предложение. Например, пол, мышка, теремке, в, подмела. Пра-вильный ответ звучит так: Мышка подмела пол в теремке.

В любой из этих игр может использоваться и наглядный материал с изоб-ражением любых «жильцов» (птиц, насекомых, домашних животных, и даже неодушевлённых предметов, таких как овощи, посуда, цветы, игрушки. Таким образом, закрепляется умение детей классифицировать предметы по обобщающим группам.

Вывод:

Как известно, игра является своеобразной формой общественной жизни ребёнка-дошкольника, и потому занимает огромное место в его жизни. Опыт показывает, что значение игры в обучении детей среднего возраста особенно очевидно. Игра является эффективным средством логопедической работы с детьми. Ребёнок, играя, сам участвует в речевом процессе, - сначала пассив-но, затем всё активнее. Как способ профилактики аграмматизмов целесооб-разно использовать именно дидактическую, обучающую игру. Это вызывает у ребёнка определенный интерес, предусматривает различную степень уча-стия в речевом процессе в зависимости от вида игры и, что немаловажно, помогает скорректировать некоторые изменения в психической сфере (нега-тивизм, заторможенность, апатичность, повышенную раздражительность и пр.). Дидактические речевые игры можно с успехом проводить как на фрон-тальных, так и на индивидуальных занятиях. Однако предпочтительнее фронтальная форма работы, при которой может присутствовать некий эле-мент соревнования, и слабые дети усваивают грамматические нормы языка на примере ответов более сильных сверстников.

Все вышеуказанные и многие другие игры были апробированы в работе с детьми 4-5летнего возраста и эффективно способствовали предупреждению аграмматизмов в речи при соблюдении некоторых условий:

- длительность игры не должна превышать 5-7 минут;

- игра должна быть живой, интересной для ребёнка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования, красочное оформление;

- в игре необходимо добиваться активного участия всех детей, использо-вать по возможности и двигательное участие;

- следует развивать у детей навыки контроля за своей и чужой речью;

- в заключение игры следует обязательно поощрить всех детей, отмечая наиболее успешных.

Использование представленных форм работы на логопедических заняти-ях приводит к успешному освоению ребёнком грамматического строя языка, формированию способности к произвольному использованию в речи грам-матических средств и как следствие - является залогом школьной успеваемо-сти.

Список использованной литературы:

1. Н. В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», СПб, «Детство-пресс», 2003 г.

2. «Логопедия» под рук. Волковой Л. С. и Шаховской С. Н., М., 1998 г.

3. В. И. Селивёрстов «Речевые игры с детьми», М., «Владос», 1994 г.

4. Л. В. Лопатина, И. В. Серебрякова «Преодоление речевых нарушений у дошкольников», СПб, «Союз», 2001 г.

5. М. М. Алексеева, В. И. Яшина «Методика развития речи и обучения родно-му языку дошкольников», М., 1997 г.

Публикации по теме:

Дидактические игры с использованием конструктора Лего как эффективное средство развития речи дошкольников с ТНР Вымолова Л. Б., Магистр педагогики РГПУ им. А. И. Герцена Методическая разработка «Дидактические игры с использованием конструктора ЛЕГО и.

Дидактические игры для развития речи детей среднего дошкольного возраста Дидактические игры для развития речи детей среднего дошкольного возраста. Дошкольник усваивает родной язык практически в процессе общения.

Дидактические игры как средство развития речи младших дошкольников Дидактические игры как средство развития речи младших дошкольников. «Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Дидактические игры, направленные на ФЭМП у детей среднего дошкольного возраста МБДОУ № 37 «Родничок» Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного.

Дидактические игры по развитию речи для среднего дошкольного возраста «Кто больше заметит небылиц?» Цель: учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное.

Дидактические игры с Лего-конструктором с детьми младшего и среднего дошкольного возраста В настоящее время конструированию в дошкольных учреждениях уделяется особое внимание. Конструирование – одно из самых любимых детских занятий.

Консультация для родителей «Дидактические игры как средство формирования математических представлений у дошкольников» Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных.

Опыт работы «Дидактические игры как эффективное средство коммуникативно-речевого развития дошкольников» ОПЫТ РАБОТЫ по теме «Дидактические игры как эффективное средство коммуникативно-речевого развития дошкольников». Слайд №1. (заставка с.

Дидактические игры для детей среднего дошкольного возраста Герасимова О. Н., воспитатель ГБДОУ детский сад №80 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Дидактические игры для детей среднего дошкольного.

Дидактические игры как средство этнокультурного воспитания дошкольников Дидактические игры как средство этнокультурного воспитания дошкольников. Культуру России невозможно представить себе без народного искусства,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дидактические речевые игры как средство профилактики аграмматизмов у дошкольников среднего возраста
Опубликовано: 26 августа 2019 в 15:59
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД