Папки-передвижки

Дидактический синквейн: оптимизация речевого развития дошкольников

Елена Денисенко
Дидактический синквейн: оптимизация речевого развития дошкольников

Владение родным языком является основой для развития личности ребёнка и закладывается в дошкольном возрасте. Одним из условий полноценного развития ребёнка является правильная грамотная речь. Чем грамотнее речь ребёнка, тем шире его возможности в познании действительности окружающего мира, тем активнее происходит его психическое развитие. Но не все дети могут легко овладеть родным языком в виду наличия речевых отклонений или ограниченного словарного запаса.

Публикация «Дидактический синквейн: оптимизация речевого развития дошкольников» размещена в разделах

В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая, не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Новая технология способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий. Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала. Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но и способствует развитию памяти, внимания, мышления. Лексические темы, которые усваивают дети, служат темами синквейнов.

Использовать дидактический синквейн в работе с дошкольниками, целесообразно, начиная со второго полугодия первого года обучения, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение».

Уместно начинать на начальном этапе обучения детей составлению синквейна с использования дидактические игр и упражнений. В группе созданы картотеки дидактических игр : «Подбери определения», «Узнай предмет по определению», «Кто что делает?», «Что чем делают?», «Назови часть целого», «Кто больше» и др.

Большое значение на данном этапе отводится работе с родителями. Чтобы работа по созданию дидактического синквейна успешно проводилась не только в детском саду, но и дома, необходимо познакомить родителей с этой технологией.

·Синквейн позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи.

·Синквейн является диагностическим инструментом (даёт педагогу возможность оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала).

Синквейн позволяет ребёнку быть активным участником творческого образовательного процесса.

·Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли.

Нужно быть готовым к тому, что не всем детям, да и родителям, может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса, и умения выражать свои мысли.

Коррекционно-педагогическая работа над синквейном начинается в конце лексической недели. На первых порах при составлении синквейна работа с детьми проводится в подгруппах, затем в парах и только потом индивидуально.

Этап Содержание работы

Начальный этап На начальном этапе используются следующие упражнения: «Подбери признаки к слову» - например, к слову «яблоко». Какое оно? : спелое, сочное, румяное, вкусное. «Узнай предмет по определению»- белое, длинное, чистое, махровое (полотенце).

Второй этап

На втором этапе вводится понятие: “слово-предмет”, предъявляется модель-существительное, модель предмет (игрушка, картинка). Дети на этапе овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы. «Назови часть целого» - дерево … (ствол, ветки, корень, листья); и др. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме. Дети составляют предложения по картинкам.

Третий этап На третьем этапе вводится понятие «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовится платформа для последующей работы над предложением. Подбор действия к предмету

«Кто что делает?». - повар … (варит, жарит, печет); лист … (падает, кружится, летит, растет).

«Что чем делают?» рисуют карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой)

Четвертый На четвертом этапе, давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», дети накапливают материал для распространения предложения определением.

Использование наглядно-графических схем помогают детям быстрее усвоить

эти понятия.

Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых. При творческом использовании синквейна на занятиях, он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

Примеры синквейнов, которые составляют дети.

Тема «Игрушки».

1. Медвежонок

2. Коричневый, мягкий

3. Сидит, умывается, ест

4. Мишка косолапый любит мед

5. Игрушка.

Тема «Деревья».

1. Береза

2. Высокая, стройная

3. Качается, шелестит, растет

4. У березы собирают березовый сок

5. Дерево.

Тема «Воздушный транспорт»

1. Вертолёт

2. Быстрый, удобный

3. Летает, перевозит, садится

4. Вертолёт похож на стрекозу.

5. Транспорт.

Тема «Домашние животные их детеныши»

1. Котёнок

2. Чёрненький, пушистенький

3. Играет, спит, ест

4. Я люблю с ним играть.

5. Домашнее животное.

Литература:

1. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.

2. Акименко В. М. Речевые нарушения у детей. Ростов н/Д., 2008.

3. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 (2005).

4. Коноваленко В. В. Родственные слова. Лексико – грамматические упражнения и словарь для детей 6 – 8 лет. – ГНОМ и Д – Москва, 2009.

5. Ушакова О. С., СтрунинаЕ. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – Владос – Москва,2010.

6. Ушакова О. С. «Развитие речи и творчества дошкольников». – Т. Ц. Сфера, 2005.

7. Ушакова О. С. «Придумай слово». – Т. Ц. Сфера, 2010.

8. Лалаева Р. И. ,Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) СПб. 1999.

Публикации по теме:

Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС. Дидактический синквейн ВОСПИТАТЕЛЬ: Денисова Людмила Анатольевна МБДОУ» Березовский детский сад №3» п. г. т. Березовка 2016 г. Использование инновационных.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Дидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗДидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗ Семинар- практикум для педагогов ДОУ. Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.   Античная поговорка В современноммире активно происходят процессы.

Дидактические пособия для развития речевого дыхания у дошкольниковДидактические пособия для развития речевого дыхания у дошкольников Все знают, как важно развивать речевое дыхание детям с задержкой речевого развития, для освоения детьми правильного звукопроизношения. У.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Мастер-класс по изготовлению игры для развития речевого дыхания для младших дошкольников «Оживи картинку»Мастер-класс по изготовлению игры для развития речевого дыхания для младших дошкольников «Оживи картинку» Мастер-класс по изготовлению игры для развития речевого дыхания для младших дошкольников "Оживи картинку" 1. Для изготовления игры для развития.

Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНРМатериал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Педагогическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Синквейн как средство для развития речи. Часть 1.Синквейн как средство для развития речи. Часть 1. Синквейн как средство для развития речи. Часть 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Многие педагоги используют в своей работе дидактический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактический синквейн: оптимизация речевого развития дошкольников
Опубликовано: 30 января 2023 в 22:55
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД