Марина Лагуткина
Дидактическое пособие «Дерево знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие : «Дерево знаний»
Выполнила: Лагуткина Марина Александровна, воспитатель
МДОУ «Детский сад № 34 «Василек-1» г. Ершова Саратовской области»
Задачи:
Дидактическое пособие «Дерево знаний» позволяет:
1. Формировать лексико-грамматический строй речи;
Публикация «Дидактическое пособие „Дерево знаний“» размещена в разделах
2. Развивать связную речь;
3. Систематизировать знания и углублять представления об окружающей действительности в ходе изучения лексических тем, подходящих для применения данного пособия («Осень»; «Зима»; «Весна»; «Лето»; «Птицы» : перелетные, зимующие; «Деревья»; «Фрукты»);
4. Расширять и активизировать словарный запас (предметный и глагольный словарь, внедрение качественных и притяжательных прилагательных);
5. Формировать способность детей переключаться от реальной визуализации к образной и абстрактной, что способствует развитию мышления, воображения, восприятия, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.);
6. Усваивать разные стороны грамматического строя речи: система словоизменения - правила склонения и спряжения, словообразование (уменьшительно-ласкательные, формы существительных, образование сущ., прил., глаголов, сложных слов, согласование (сущ. с прил. ; сущ. с числит., формирование фразы, усвоение предлогов (перед, через, от, до, в, на, между, над, из, по, у, за, мимо, из-за, для, без, вокруг, около, впереди, среди, вблизи, под, внутри, сзади, сквозь);
7. Повышать педагогическую компетентность родителей воспитанников через взаимодействие при изучении лексических тем (в виде демонстрационного стенда).
Описание пособия :
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», как говорил В. А. Сухомлинский.
Дидактическая игра – это активная образовательная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
Речевая игра – одна из форм обучающего воздействия на ребенка. Любые дидактические и словесные игры – это игры обучающего характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей, формировать речевое общение дошкольников и учить культуре поведения.
Дидактическое пособие «Дерево знаний» сделано из экологически чистого материала – дерево, имеющее контактную ленту на кроне дерева, что позволяет многоразовое, легкодоступное, многофункциональное, использование.
Данное пособие является сочетанием дидактической задачи, реализацией речевых возможностей, визуализацией конкретных образов, допустимости манипуляций с этими образами.
Цель дидактического пособия : - формировать грамматический строй речи через использование дидактической игры, активизировать словарь, поддерживать интерес детей, развивать мыслительные процессы.
Основные достоинства дидактического пособия «Дерево знаний» :
1. Доступность;
2. Многофункциональность (как со всей возрастной группой, так и индивидуально, применение, как в организованной образовательной деятельности, так и включение в режимные процессы, и в самостоятельную деятельность детей);
3. Возможность замены учебного материала;
4. Использование в качестве образовательной и игровой мотивации.
Методика работы:
Работа с пособием направлена на закрепление знаний детей о мире людей : природе и характерных признаках времени года, животном и растительном мире, развитие связной речи, закрепление умения составлять небольшие предложения и рассказы, развитие психических процессов (мышления, воображения, памяти, внимания, восприятия, развитие познавательных и творческих способностей, совершенствование лексико-грамматических категорий языка.
Как и в любой дидактической игре, при проигрывании с использованием данного пособия реализуются несколько этапов:
1. Постановка дидактической задачи (в зависимости от выбора игры, которая реализуется через игровую задачу;
2. Игровая задача определяет игровые действия, которые становятся задачей самого ребенка;
3. Результат, т. е. решение поставленной задачи.
Дополнительно к пособию подобраны тематические картинки и карточки: птицы: зимующие и перелетные; цифры от 1 до 20, картинки с сезонными явлениями и признаками; набор картинок и фигурок для работы с предлогами; подбор картинок с гласными и согласными буквами и звуками, слогами.
Примеры игр и игровых заданий:
1. Цель: формирование лексико-грамматического строя
- «Жадина» ( назвать своим каждый предмет : мой, например, шарф, моя шапка, мое, мои);
- «Посчитай» (от 1 до 20, например, одна перелетная птица, две перелетных птицы, и т. д.);
- «Варенье» или «Что из чего сделано?» (например, варенье из сливы какое? –сливовое);
- «Чья, чей, чьи, чье?» (У льва голова – львиная, хвост львиный, туловище -львиное);
- «Я, ты, он, она, мы, вы, они» (я смотрю на лампочку, ты смотришь на лампочку….);
- «Назови одним словом»;
- «Что в банках» (составление предложений, например, с предлогом -из - из чего сок, если в банках груши – из груш);
- «Чего не стало»;
2. Цель: Обогащение и активизация словарного запаса
- «Кто, что делает?» (например, белка: прыгает, чистит, грызет, собирает, меняет);
- «Найди и назови все желтые» (например, фрукты);
- «Игры - загадки»;
3. Цель: развитие связной речи
- «Что где находится»;
- «Кто, где спрятался» (игра на предлоги);
4. Цель: Систематизация знаний и представлений об окружающей действительности
- «Зима, лето, весна, осень» (дети выбирают сезонные признаки);
- «Выбери» (например, всех перелетных птиц, всех зимующих)
- «С какого и какой?» (например, лист березы, значит, он березовый; можно усложнить, и определить по контуру, по описанию);
Систематическое применение речевых игр позволяет детям устанавливать разнообразие связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями, сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употреблении сложноподчиненных предложений, в целом — в улучшении строя детской речи, в овладении словообразованием, формообразованием и синтаксическими структурами.