анастасия бочкарева
Дидактическое пособие-игротека «Полянка доброты»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: воспитатели средней группы №2, Бочкарева Анастасия Анатольевна, Мазунина Наталья Анатольевна
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства».
В соответствии с целевыми ориентирами этого документа, духовно-нравственная культура дошкольников складывается из установки положительного отношения к миру; способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам; умения сопереживать и сорадоваться; адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Публикация «Дидактическое пособие-игротека „Полянка доброты“» размещена в разделах
Наблюдая за поведением детей 4-5 лет в нашей группе, мы заметили, что многие из них испытывают трудности в общении, некоторые проявляют постоянную склонность к враждебности, не желают делиться игрушками, решают спор кулаками. У многих слабо развиты навыки сочувствия и сопереживания. Агрессивность в той или иной форме присуща большинству детей нашей группы.
В процессе поиска путей решения данной проблемы, мы учли, что:
1. Одним из видов игровой деятельности детей является дидактическая игра, позволяющая в доступных формах приобщить их к интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственным и эстетическим переживаниям.
2. В 4-5 лет сверстники становятся для ребёнка более предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый.
3. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится через приобщение его к культурному наследию своего народа. Одним из них является сказка. В процессе представления о добре и зле происходит развитие внутреннего мира ребенка, формирование гуманных чувств, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка. В сказках дети получают замечательные образы нравственности и морали. Сказка – средство эмоционально – волевого развития.
Для того чтобы максимально эффективно использовать данные аспекты в воспитании нравственных качеств детей, нами была создана игротека «Полянка доброты».
Цель: создание условий для формирования духовно-нравственных ценностей, для общения и сотрудничества детей друг с другом, активизация самостоятельной игровой деятельности детей, развитие произвольности психических процессов: внимания, мышления, памяти через дидактические игры.
Задачи:
1. Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание героям литературных произведений, дружелюбие.
2. Формировать умение следовать игровым правилам в дидактических играх при помощи алгоритма.
3. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обогащать способы их игрового взаимодействия. Развивать стремление к совместным играм, взаимодействие в паре в практической деятельности.
4. Развивать мелкую моторику рук.
5. Развивать мышление, воображение, память.
Прогнозируемый результат ориентирован не только на проявление нравственных качеств, но и на развитие интереса к познанию, стремление к самостоятельности и сотрудничеству, преодолению трудностей.
Описание и методика использования дидактического пособия-игротеки «Полянка доброты».
Игротека предназначена для организации самостоятельной деятельности детей 4 - 7 лет. Она представляет собой игровое поле с конвертами, крепящимися на липкую ленту, в которых содержатся игры. Основной мотивацией для детей является помощь сказочным героям. Ребенок может выбрать игру по желанию, использовать упрощенный или усложненный вариант. К каждой игре прилагается алгоритм.
Алгоритм указывает количество игроков, цель, предмет деятельности (о ком необходимо позаботиться, что для этого нужно сделать, средства (при помощи чего достигается результат, способы (последовательность игровых действий, результат (что должно получиться).
На экране вы видите алгоритмы ко всем играм. Ребенок видит игровую задачу, поставленную перед ним. Так, в игре «Наведи порядок в комнате вместе Золушкой», ребенку предлагется помочь Злушке, для этого нужно взять игровое поле с условными обозначениями, указывающими где и какой предмет должен стоять. Условные обозначения в данной игре аналогичны с обозначениями в Блоках Дьенеша. Дале ребенок берет изображения предметов, выбирает те, которые обладают нужными характеристиками и расствляет их на места. Результат – порядок наведен.
Одновременно в каждую из четырех игр могут играть 1-2 ребенка. Ребенок сам решает, как играть: одному или пригласить друга. При первоначальном выборе игр может быть использована жеребьевка, далее играющие двигаются по часовой стрелке.
Этапы работы:
1 этап – организационный.
Цель: знакомство детей с игротекой «Полянка доброты».
Содержание:
• загадывание загадок о сказочных героях;
• беседа о сказках и их главной морали;
• презентация игротеки.
2 этап – мотивационный.
Цель: усвоение детьми игровых правил, пояснение (расшифровка) алгоритмов.
Содержание:
• беседа о необходимости помогать другим;
• совместная игровая деятельность воспитателя с детьми;
• обучение умению выстраивать последовательность действий от задумки до результата при помощи алгоритма.
3 этап – практический.
Цель: организация самостоятельной деятельности в игротеке.
Содержание:
• самостоятельная игровая деятельность детей.
Важно отметить, что игротека отвечает всем требованиям ФГОС ДО. Оно разработано с учетом современных педагогических принципов, способствующих социализации, активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения и воспитания. Ее применение позволяет учитывать интересы и возможности каждого ребенка в отдельности. При желании дети могут объединяться в пары по интересам и индивидуальным особенностям. Личностно-развивающий подход позволяет каждому ребенку самостоятельно решать игровую задачу, находиться при этом в ситуации успеха, добиваясь результата методом проб и ошибок. Вариативность заданий способствует проявлению также гендерной индивидуальности.
Например, в игре «Помоги сказочным героям починить транспорт», девочки погут ремонтировать ковер-самолет или карету для Золушки, а мальчики – автомобиль для Незнайки или печь для Емели.
Сюжетно-дидактические игры, представленные в данном пособии, соответствуют возрастным особенностям детей 5 года жизни. Данное пособие содержательно-насыщено – игровой материал можно постоянно пополнять и обогащать. Пособие безопасно и доступно – располагается в среде группы на столе, все материалы легкие и удобные для самостоятельного использования.
В результате использования игротеки наблюдается:
• Проявление интереса детей к пособию;
• Активизация общения детей, посредством сотрудничества;
• Дети используют игротеку в самостоятельной деятельности;
• Умение детей планировать свою деятельность с помощью алгоритмов;
• Дети проявляют интерес к сказкам, рассматривают новые книги.
Опрос детей показал, что им нравится самостоятельно помогать сказочным героям, делать добрые дела. Наблюдения за деятельностью детей в игротеке позволяют сделать выводы об умении детей договариваться с партнером по игре, бесконфликтно решать вопросы очередности хода, распределения игрового материала.
Практическая значимость для нас состоит в том, что использование игротеки в педагогическом процессе позволило снять излишнюю дидактичность обучения, расширить границы самостоятельной игровой деятельности детей.
В перспективе планируем продолжать работу по духовно-нравственному воспитанию, создать аналогичную игротеку «Милый сердцу уголок», сделав акцент на формирование у детей первичных представлений о малой родине.
Идея создания игротеки подразумевает возможность тиражирования, а также создание подобных игротек по разным образовательным областям и темам.
А сейчас приглашаем вас на «Полянку доброты»!
Список литературы.
1. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада /Сост. Бондаренко А. К., Матусик А. И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1983.
2. Миронова Р. М. Игра в развитии активности детей. Минск: Народная освета,1989.
3. В. И. Логинова, Т. И. Бабаева «Комплексная программа развития и воспитания детей в детском саду».
4. ФГОС ДО.
Приложение.
Игры, представленные в игротеке:
«Расскажи малышам сказку»
Задачи:
1. Формировать умение отражать логическую и эмоциональную последовательность событий в сказке.
2. Развивать внимание, мышление, память, речь, мелкую моторику рук, коммуникативные навыки.
3. Воспитывать интерес к сказкам, желание рассказывать их для других.
Игровая задача для ребенка: в гости пришли малыши, их необходимо развлечь, рассказав сказку.
Правила: в игре может принимать участие 1-2 человека, когда сюжет выстроен, можно пригласить желающих послушать сказку.
Игровые действия: ребенок выбирает 2 карточки с сюжетом одной сказки, вставляет в кармашки, закрепляет шнурок возле картинок в соответствии с последовательностью сюжета.
Игровые атрибуты: игровое поле, цветные иллюстрации к сказкам с непоследовательным сюжетом, шнуровка.
Результат: логически выстроенная последовательность сказки.
«Помоги поросятам построить домики»
Задачи:
1. Совершенствовать навыки самостоятельной конструктивной деятельности.
2. Развивать воображение и фантазию.
3. Способствовать развитию мелкой моторики.
4. Воспитывать желание быть творцом, созидателем, помощником.
Игровая задача для ребенка: поросятам необходима помощь, они затрудняются построить красивые и прочные домики.
Правила: играют 1-2 человека, можно договорившись, строить один домик, можно устроить соревнование «Кто быстрее».
Игровые действия: ребенок выбирает поросенка, для которого будет строить дом, выбирает материал и конструирует. Далее игра может перейти в режиссерскую с обыгрыванием постройки. Можно придумать свою сказку.
Игровые атрибуты: игровое поле, три поросенка, конструкторы из шпателей и губок.
Результат: для всех поросят построены разные домики, ребенок умеет конструировать на плоскости.
«Помоги сказочному герою выйти из леса»
Задачи:
1. Формировать пространственные представления.
2. Развивать, координацию движений, мелкую моторику рук.
3. Обогащать тактильные ощущения.
4. Воспитывать желание прийти на помощь.
Игровая задача для ребенка: сказочные герои заблудились в лесу, для них необходимо проложить безопасный путь из леса.
Правила: играют 1-2 человека, играть можно на одном или на нескольких полях сразу, устроив соревнования «Кто быстрее выведет героя из леса»
Игровые действия: ребенок выбирает лабиринт со сказочным героем, выбирает материал, из которого будет выложена дорожка, надевает на пальчики героя и «шагает» по дорожке
Игровые атрибуты: игровые поля-лабиринты, сказочные герои: Красная шапочка, Машенька, Колобок и др., пластинки с шипами, бусы для выкладывания дорожки.
Результат: сказочный герой выведен из леса, ребенок обладает пространственными представлениями.
«Спрячь сказочных героев от злого волшебника»
Задачи:
1. Совершенствовать умение соотносить реальное изображение с силуэтом.
2. Развивать память, наблюдательность.
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Игровая задача для ребенка: злой волшебник хочет навредить сказочным героям, спрячь их.
Правила: играют 1-2 человека, по желанию можно соревноваться «Кто больше героев спрячет».
Игровые действия: ребенок берет игровое поле, на котором изображены герои сказок, ему необходимо накрыть изображения подходящим силуэтом.
Игровые атрибуты: игровые поля с изображением сказочных героев, силуэты.
Результат: герои сказок укрыты от злого волшебника, ребенок умеет анализировать, соотносить реальные изображения с силуэтом.
«Помоги сказочным героям починить транспорт»
Задачи:
1. Развивать аналитическое восприятие.
2. Упражнять в выделении признаков, присущих одному и тому же предмету.
3. Воспитывать желание быть творцом, созидателем, помощником.
Игровая задача для ребенка: у сказочных героев сломался транспорт, они просят помощи в ремонте.
Правила: 1-2 человека, по желанию можно соревноваться «Кто больше героев спрячет».
Игровые действия: ребенок выбирает сказочный транспорт, и его фрагменты, ему необходимо подобрать соответствующий фрагмент к каждому виду транспорта.
Игровые атрибуты: изображения сказочного транспорта: ковер-самолет, карета Золушки, автомобиль Винтика и Шпунтика, ступа Бабы Яги, печь Емели.
Результат: весь транспорт починен, необходимые детали поставлены, ребенок умеет анализировать, сравнивать, обобщать.
«Спрячь козлят от волка»
Задачи:
1. Совершенствовать умение соотносить реальные изображения со схематическими.
2. Развивать пространственные представления. Осваивать порядок действий.
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Игровая задача для ребенка: волк ворвался в избушку козы, козлятам необходима помощь, их нужно спрятать.
Правила: в игре принимают участие 1-2 человека, необходимо как можно быстрее спрятать козлят.
Игровые действия: ребенок берет игровое поле с изображением домика козлят, на схемах изображены местоположения козлят: над, под, за, в, соответственно с этими схемами необходимо спрятать козлят.
Игровые атрибуты: игровое поле, козлята, схемы.
Результат: ребенок обладает пространственными представлениями, умеет анализировать схему.
«Наведи порядок в комнате вместе с Золушкой»
Задачи:
1. Осваивать умение самостоятельно находить из множества предмет, обладающий определенными характеристиками (цвет, форма, размер).
2. Развивать представления о моделях и знаках для классификации предметов заданными свойствами.
3. Воспитывать желание оказать помощь в наведении порядка.
Игровая задача для ребенка: Помоги Золушке расставить вещи по местам.
Правила: в игре принимают участие 1-2 человека, необходимо как можно быстрее навести порядок.
Игровые действия: ребенок расставляет предметы в соответствии с характеристиками, обозначенными на игровом поле.
Игровые атрибуты: игровые поля с изображением разных комнат и характеристиками предметов, которые должны располагаться в комнате: цвет, форма, размер.
Результат: в комнате наведен порядок, ребенок умеет находить предметы, обладающими указанными характеристиками.