Любовь Левченко
Дидактическое пособие «Кубики помощники «Ассоциации»
▼ Скачать + Заказать документы
НАЗНАЧЕНИЕ
Данный методический, познавательный материал рекомендован воспитателям дошкольных учреждений, студентам педагогических ВУЗов и колледжей, а также может быть использован родителями. Дидактическое пособие можно использовать в различных видах детской деятельности, как в индивидуальной так и подгрупповой работе с детьми. Кубики помощники «Ассоциации»– новейший способ организации учебной деятельности с дошкольниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности с ребёнком. Кубики помощники помогут детям быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме.
Публикация «Дидактическое пособие „Кубики помощники „Ассоциации“» размещена в разделах
Дидактическое пособие используется в рамках реализации основной образовательной программы детского сада.
АКТУАЛЬНОСТЬ
В психологии есть несколько теорий мышления, одной из них является ассоциативная. Она берет свое начало в XVII веке. Основателем ее является английский педагог и философ Джон Локк, он и предложил использовать термин "ассоциация" в науке. Он заметил, что любое обучение опирается на конкретный наглядный материал. Это значит, что человек не может чему-то научиться, если он не получил чувственное познание - различные представления и образы. Кроме того, получая их, человек стимулирует свое сознание процессам обобщения, анализа, сравнения. То есть, изобретая ассоциативные ряды, человек расширяет границы своих способностей. Специалисты доказали, что ассоциативное мышление ребенка не может в нужной степени функционировать самостоятельно, ему нужна помощь взрослых – родителей и педагогов. Ассоциативное мышление дает преимущества в следующем: - у ребенка развивается воображение; - малыш уже в детском возрасте может продуцировать необычные идеи; - в дошкольном возрасте ребенок уже может образовывать новые смысловые связи, делает логические выводы. Ассоциативное мышление ребенка можно стимулировать еще в раннем возрасте. Ассоциативные цепочки помогают лучше усваивать информацию извне, запоминать события и факты, анализировать их. Тренировка ассоциативного мышления с раннего детского возраста помогает ребёнку знакомиться с окружающим миром, формировать личные понятия, устанавливать смысловые связи, тренировать память. Что такое ассоциации и ассоциативное мышление? Мышление – основной познавательный процесс. С его помощью ребёнок отражает в своём сознании окружающий мир, воссоздаёт внешнюю реальность. В общем виде мышление представляет собой анализ и синтез информации, которая поступает к нам извне. Выстраивание ассоциативных цепочек играет здесь ключевую роль. Деятельность мозга по выстраиванию ассоциативных связей называют ассоциативным мышлением. Это способность человека устанавливать взаимосвязи между предметами и образами, находить сходства. Ассоциации играют очень важную роль в строении лексической системы языка. Дидактическое пособие кубики помощники «Ассоциации»- это игровая методика, направленная на обогащение словаря, развитие познавательной активности - это одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей в дошкольных учреждениях. Пособие позволяет вносить элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. Познавательное развитие оказывает важное воздействие на общее развитие: формируется интеллектуальные, личностные качества ребёнка. Кубики помощники – развивающее пособие, с помощью которого можно решать множество образовательных задач: развитие логического мышления; тренировать наглядно-образное мышление: воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели: активизировать словарный запас и совершенствовать развитие связной речи.
ЦЕЛЬ
Формировать у детей интеллектуальные способности, умения самостоятельно рассуждать, сопоставлять, сравнивать, анализировать, через познавательный интерес к кубикам помощникам - «Ассоциации».
ЗАДАЧИ:
1. Учить детей строить связь, основываясь на существенные, выделяющиеся признаки предметов.
2. Развивать построение связей на базе более мелких, косвенных и второстепенных признаков, которые выделяются из различных типов отношений. По принципу: Часть-целое (дом - окно, дерево - лист, машина - колесо). Противоположность свойств (холодное - горячее, день - ночь, соль - сахар и др.). Сходные или противоположные функции предметов (карандаш - ручка - мелки, карандаш - ластик и др.). Обобщение предметов к общему классу (банан, яблоко, груша - фрукты, майка, носки, шорты - одежда).
3. Упражнять в развитии ассоциативного мышления и укреплять в мозгу ребенка связи между предметами. 4. Развивать логическое и абстрактное мышление, воображение, творческие способности. 5. Воспитывать самостоятельность и любознательность. 6. Формировать у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. 7. Учить детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях. 8. Систематизировать и углублять знания ребёнка. 9. Учить мыслить креативно, нестандартно.
10. Развивать навыки анализа, синтеза, сравнения (аналитические способности, помогая находить связи между самыми разрозненными предметами).
11. Активизировать разнообразные умственные процессы. 12. Доставить эмоциональную радость детям.
ОПИСАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ
«КУБИКОВ ПОМОЩНИКОВ- «АССОЦИАЦИИ»
Это необычный набор кубиков, лёгкие и удобные. Изготовлены из– пластмассы. Размеры кубиков – 6х6 см., кубики обшиты тканью из хлопка жёлтого цвета. Изображения наклеены на кубик с применением технологии цветной печати и ламинирование.
Пособие состоит из 9 кубиков. На гранях, которых расположены картинки в количестве- 54 штуки на различную тематику тематику.
Кубики- помощники «Ассоциации» направлены на развитие логики и образного мышления дошкольников. Поворачивая кубики, ребёнок тренирует мелкую моторику рук. Дидактическое пособие вызывает огромный интерес у детей дошкольного возраста.
Классический подход к развитию мышления ребенка по части построения логических связей состоит из трех этапов. Этап 1. "Картинка-картинка" ("Предмет-предмет"). На этом этапе ребенка обучают соотносить друг с другом предметы, которые находятся непосредственно перед ним. На этом этапе ребенок учится воспринимать предметы, их свойства, особенности и функции, а также строить связи между предметами. Этап 2. "Картинка-слово". Более сложный этап в обучении ребенка и развитии у него логического мышления. Малышу показывают картинку, а его задача - найти связь, сопоставить показываемый предмет с другими, названными словесно. Это требует от ребенка четкого знания предмета, названного словесно, а также его свойств и функций. Этот переходный этап помогает ребенку устанавливать связь между образами и словами, переходить к более высокому уровню абстрактного мышления. Этап 3. "Слово-слово". Наиболее обширный этап развития ассоциативного мышления. Можно называть словами сами предметы и предлагать ребенку найти между ними связь, а можно назвать какой-то признак или свойство и попросить ребенка предложить предметы или явления, соответствующие этому признаку. Чем более второстепенны и абстрактны признаки - тем сложнее будет задача, но тем большую пользу раннему развитию будут приносить упражнения. Увеличивают сложность упражнений постепенно, начиная с конкретных предметов, свойств, и далее углубляясь в абстракции.
Упражнения и игры для развития ассоциативного мышления.
Упражнение 1. Ищем ряд ассоциаций.
Сначала мы называем два слова, а потом составляем такой ряд, который начинался бы первым словом, а заканчивался вторым. К примеру: кисть – музей. Кисть – холст – художник – картина – музей.
Упражнение 2. Создаём цепочку ассоциаций.
Придумываем слово, подбираем к нему слово-ассоциацию и со следующим словом поступаем так же. Например: зонт – дождь – холод – тёплый чай – камин – дом и т. д. Эти цепочки будут уникальны, потому что у каждого человека возникнет свой ассоциативный ряд.
ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «КУБИКОВ ПОМОЩНИКОВ- «АССОЦИАЦИИ» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
Использование дидактического пособия в работе с детьми старшего дошкольного возраста дало положительный результат:
• у детей сформировались важные ингегративные качества личности ребенка: любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость;
• умеет вести диалог с педагогом (слушает и понимает заданный вопрос);
• расширился и обогатился словарный запас, активизировалась речь;
• умеет мыслить нестандартно, находя оригинальные решения;
• может находить связи между самыми разрозненными предметами;
• может проследить нить рассуждений, расширился круг ассоциаций;
• умеет строить диалог в процессе общения, отвечать на вопрос;
• доброжелателен со сверстниками в процессе взаимодействия;
• испытывает положительные эмоции во время игры.