Клетченкова О В
Дидактическое пособие «Макет «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Клетченкова Ольга
Дидактическое пособие — макет «Русская народная изба»
Актуальность темы : Проблему духовно- нравственного и патриотического
воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте.
Публикация «Дидактическое пособие „Макет „Русская изба“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Макеты. Изготовление наглядных пособий для детей
- Русская изба
- Русская изба. Макеты
- Темочки
Известно, что основой этого воспитания является культура общества, семьи – той среды, в которой живёт ребенок, в которой происходит его становление как личности. Детей надо воспитывать так, чтобы в будущем они сохранили то, что создали и сберегли для них предки.
Цель: Расширить кругозор детей о прошлом русского народа.
Задачи:
1. Познакомить с устройством крестьянского жилища, предметами домашнего
обихода.
2. Воспитывать любовь к Родине и народной культуре.
3. Обогатить словарный запас детей за счет новых слов.
4. Познакомить с пословицами и поговорками о доме, избе.
5. Развивать творческую и познавательную активность.
Направления работы с пособием :
1. «Русская изба» - беседы: знакомство с историей русской избы, интерьера, домашней утвари, укладом семьи.
2. «Фольклор» : знакомство с устным народным творчеством русского народа – сказания, легенды, игры, песни, придания, загадки, скороговорки, считалки (театрализация).
3. «Декоративно-прикладное искусство» : знакомство с народными промыслами русского народа.
4. «Народный костюм» : знакомство с русскими народными костюмами.
5. «Предания старины глубокой» : рассказы детям об истории родного края.
6. Театрализация сказок, сказаний, легенд, потешек, колыбельных.
7. Самостоятельная игровая деятельность (сюжетно-ролевые, режиссерские игры).
Давным давно на Руси предпочитали жить в деревянных домах, считая, что жить в них здоровее. Строили их из бревен и называли избами.
«Изба елова – сердце здорово!»
Крестьянский дом называли «родной», «родимый», как называли близкого человека.
Место для строительства выбирали «счастливое» : сухое, светлое, благополучное
Дом был тем сокровенным местом, в котором люди выражали представленияо себе, о мире.
Дом – это сакральное пространство, модель мира и жизни человека.
Потолок – небо
Пол - земля
Подпол – подземный мир
Окна – свет
Русская печь, как мать родная, накормит и обогреет, обсушит, когда надо и вылечит.
Варианты игр с пособием «Русская изба» :
«Крестьянский быт»
Цель: Учить детей составлять описательный рассказ по теме «Крестьянский быт». Отвечать на вопросы по теме. Обогащать словарь детей за счет слов: изба, печь, ухват, чугунок и другие.
Игровое задание: расскажи, что ты видишь в крестьянской избе.
Правила игры: описать как можно точнее предметы быта, сообща составить рассказ.
«Знакомство с кухонной утварью»
Цель: познакомить с многообразием предметов домашнего обихода русского народа, их названиями и назначением. Закреплять умение различать предметы по характерным признакам.
Игровое задание: найди предметы, которые относятся к кухонной утвари. Правила игры: детям предлагают описание вариантов действий с тем или иным предметом кухонной утвари (В чем варят еду в печи? Этим предметом достают чугунок из русской печи? и т. д.). Дети отгадывают предмет. Возможно в ходе игры использование русских народных потешек, загадок, пословиц.
«Угадай, что спрятали»
Разложить предметы обихода, показывая каждый предмет детям, которые называют, что это; затем вызывает ребенка, который становится спиной к столу; воспитатель убирает один из предметов; ребенок поворачивается к столу, осматривает предметы, угадывает и называет, что спрятали.
«Знакомство с родственными связями»
«Кто живет в семье».
Цель: активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи. Приобщать детей к народному фольклору.
Ход игры: дети рассматривают и называют каждого члена семьи.
Пословицы: У реб нка заболит пальчик, а у матери – сердце.
Не нужен и клад, когда в семье лад.
Всякой матери сво дитя мило.
«Знакомство с колыбелью, колыбельными песнями».
Цель: - познакомить детей с устным народным творчеством (пестушками, потешками, колыбельными)
«Закрепление знакомых сказок».
Цель: развивать речевую активность, художественно-творческие способности, воображение, эмоциональную сферу ребенка дошкольника.
Игровое задание: расскажи сказку, используя макет.
Правила игры: детям предлагаются герои знакомых сказок для самостоятельного обыгрывания сказки с помощью макета русской избы.
После детального ознакомления с устройством жилища дети ведут самостоятельные игры по мотиву «жизнь русской семьи». Они погружаются в быт наших предков через игровые ситуации, рассказы, сказки, потешки, пословицы, песенки, загадки, что позволяет им расширять свой кругозор, словарный запас, развивать познавательную деятельность в плане русских традиций и русского быта.