Седова Наталья Владимировна
Дидактическое пособие «В гостях у сказки» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие «В гостях у сказки» для детей старшего дошкольного возраста.
Автор: Седова Наталья Владимировна, воспитатель МДОУ - Центр развития ребёнка - д/с №30, г. Жуковский.
Описание материала: данное пособие предназначено для работы с детьми по сказкам, ведь слушая сказку, дети всегда сопоставляют то, что видят, с тем, что слышат. Картинки помогают детям лучше воспринимать образы сказочных героев и осмысливать тексты сказок.
Публикация «Дидактическое пособие „В гостях у сказки“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Сказка. Дидактические игры и пособия по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июнь 2020
(Картинки переведены из раскрасок на плотный картон и раскрашены акварелью).
Цель: уточнять и обогащать знания детей о сказках;
Задачи:
Образовательные:
- вызвать у детей эмоциональный отклик на картинки и художественные образы по сказкам, желание их рассматривать;
- приобщать детей к народному творчеству;
- закреплять и расширять знания детей о знакомых сказках;
- создавать у детей радостное эмоциональное настроение;
- закреплять в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по фрагментам и иллюстрациям;
- учить рассказывать о том, что изображено на иллюстрациях;
Развивающие:
- развивать интерес и любовь к сказкам;
- развивать память и внимание;
- развивать художественное видение, зрительную память детей;
- развивать речь, воображение, фантазию, мышление;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к художественной литературе;
- воспитывать инициативность и любознательность, усидчивость и интерес;
- воспитывать доброту, любовь друг к другу, чувство ответственности за всё, что нас окружает;
Сказки. Произнося это слово, мы в мгновение ока переносимся в
волшебный сказочный мир.
Сказка по лесу идёт, сказку за руку ведёт,
Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот.
И за мной, и за тобой сказки бегают гурьбой,
Обожаемые сказки слаще ягоды любой.
В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит,
Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь открыт.
Сказки любят и дети, и взрослые, и я их очень люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости.
Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.
Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.
Народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда мы были маленькими, нам рассказывали сказки мамы или бабушки, а потом пошли в школу и сами научились их читать. Теперь и я читаю, пересказываю, рассказываю сказки, и конечно все это я сопровождаю показом картинок, которые я нарисовала сама. Ведь читая сказки, мы проникаем в чудесный, загадочный, таинственный мир.
Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Роль сказки в воспитании детей велика. Во-первых, они развивают воображение, подталкивают к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал. Сказкой можно снять тревогу у ребенка. Также можно поставить эмоциональную речь, сделать ее красивой и образной. Словарный запас расширяется, диалог строится правильно, связная логическая речь развивается.
В сказках заложена многовековая народная мудрость. Одним из самых главных моментов роли сказки в жизни ребенка – то, что здесь всегда побеждает добро. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.
Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Не секрет, что дети лучше всего воспринимают информацию, поданную в игровой форме. В то же время с помощью сказочных героев можно объяснить им все те же прописные истины, но сделать это в легкой, доступной для детского понимания форме. Сказки по праву считают мощнейшим инструментов обучения детей. Именно на примере героев сказок лучше всего усваивается важная жизненная информация.
Словесные и дидактические игры по картинкам.
«Вспомни, кого встретил Колобок?»
«Угадай сказку по картинке»
«Угадай сказку по главным героям сказки».
(Перечисляем персонажей сказки - дети отгадывают и называют сказку).
Например: Царь, три сына, стрела, болото («Царевна- лягушка»).
Злая мачеха, падчерица, дочка, дед Мороз («Морозко».)
Печка, прорубь, щука («По–щучьему велению»).
Туфелька, бал, Фея (Золушка)
Сапоги, шляпа, кот (Кот в сапогах)
Комар-Пискун, муха-горюха, мышка-погрызуха (Теремок)
Д/игра: «Узнай сказку» (по отрывку)
Цель: развитие слухового внимания.
Воспитатель читает отрывок по сказке «Маша и медведь», дети отгадывают.
Д/игра «Чья песенка?»
Закрепление знания песенок, использование их в пересказе сказок.
«Ау, ау, Снегурушка!
Ау, ау, голубушка!
У дедушки, у бабушки
Была внучка Снегурушка,
Ее подружки в лес заманили,
Заманили – покинули».
(Песенка Снегурушки; Сказка «Снегурушка и лиса»)
«Аленушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок…
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!»
(Братец Иванушка; Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
Д/игра «Отгадай-ка!»
Учить детей отгадывать сказку по словам – повторам, использовать их в пересказе.
«Спи, глазок, спи, другой». (Сказка «Хаврошечка»)
«Сестрица Аленушка, я пить хочу!» (Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
«Ловись, рыбка, и мала, и велика!» (Сказка «Лисичка – сестричка и серый волк»)
«Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы! Котик – братик, выручи меня!» (Сказка «Кот, петух и лиса»)
«Сяду на пенек, съем пирожок». (Сказка «Маша и медведь»)
Д/игра «Знаешь ли ты?»
Воспитывать интерес, развивать быстроту реакции, выдержку, дисциплинированность.
«Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки». (Сказка «Мужик и медведь»)
«Мамки – няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь! Приготовьте мне мягкий белый хлеб, какой я ела у родного батюшки». (Сказка «Василиса Премудрая»)
«Ты молодец: не хвастун, а храбрец». (Сказка «Заяц – хваста»)
«Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел – всю разбрызгал». (Сказка «Лиса и козел»)
Словесная игра «Расскажи сказку».
Воспитатель показывает ребёнку сюжетную картинку. Ребёнок называет сказку и описывает, что на ней изображено. При желании ребёнок может рассказать сказку полностью.
«Каких героев сказки встретил Колобок?»
Словесная игра «Назови сказку по главному герою»
Развитие быстроты реакции, активности, самостоятельности мышления, учить называть сказку по персонажу.
Предлагаются изображения героев сказки, дети называют, в каких сказках они встречаются. Например: петух – «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Зимовье», «Кот, петух и лиса» и др.
Д/игра «Кто говорит эти слова?»:
«Не пей, Иванушка, козлёночком станешь» - Алёнушка.
«Не садись на пенёк, не ешь пирожок» - Маша.
«Кто сидел на моём стуле и сломал его?» - Медвежонок.
«Ловись, ловись, рыбка, большая и маленькая» - Волк.
«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная» - Морозко.
"По щучьему велению, по моему хотению. " – Емеля
"Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, а от тебя, и подавно уйду!" – Колобок
"Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной как лист перед травой. " - Ваня (Иван-дурак)
"Но помни, как только часы пробьют двенадцать. " - фея – волшебница (Крестная)
Словесная игра «Сказочные зайцы».
Воспитатель предлагает детям вспомнить сказки, в которых есть зайцы.
Словесная игра «Опиши героя»
После прочтения сказки, воспитатель спрашивает: (например, сказка «Волшебник Изумрудного города») – Какой Страшила? Железный Дровосек?
Дети отвечают: «Добрый, смелый и т. д.
Словесная игра «Узнай героя сказки по описанию»
Воспитывать умение называть героя сказки по его характерным признакам, описаниям, воспитывать выдержку.
«Плотник, работник, хлебороб, мореход, стрелец, кузнец, певец»
Сказка «Семь Симеонов – семь работников»
«Такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Под косой месяц, на каждой волосинке по жемчужине».
Елена Прекрасная Сказка «Семь Симеонов – семь работников»
«…Такой птицы я никогда не видывала: и пёрышки – то какие красивые, и гребень – то какой – то красный, и голос – то какой звонкий!»
Петух Сказка «Петух да собака»
Была лягушкой, обернулась белой лебедью.
Василиса Премудрая Сказка «Царевна – лягушка»
Словесная игра «Отгадай загадку, найди отгадку» (развитие аналитико-синтетического мышления, учить детей соотносить описание сказки картинку с загадкой).
Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляла сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала.
Шила рубашки, узор вышивала.
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была? ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ
Вёдра он послал на речку,
Сам спокойно спал на печке.
Спал он целую неделю.
А зовут его… ЕМЕЛЯ
Сдобный, пышный, круглощёкий,
У него румяный бок.
Убегает по дорожке
И зовётся… КОЛОБОК
Унесла его лиса
Аж за тёмные леса,
Слышен тонкий голосок
Кто же это? ПЕТУШОК
Он герой нам всем известный
И с волшебным словом вместе
Может целую неделю
На печи лежать … ЕМЕЛЯ
Он гремит костями страшно.
Злобный, жадный и ужасный.
Ходит в чёрном он плаще
И зовётся царь… КАЩЕЙ
Кощеем заколдована,
Иваном очарована,
Зелёная подружка –
Царевна - … ЛЯГУШКА