Харченко Светлана Николаевна
Дидактическое пособие для речевого развития «Весёлый шнурочек»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие «Весёлый шнурочек»
Цель: формирование и совершенствование речевого развития детей.
Задачи:
- развивать фонематический слух;
Публикация «Дидактическое пособие для речевого развития „Весёлый шнурочек“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2023
- развивать умение определять на слух звуки в словах;
- учить определять фонетическую характеристику звука;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать внимание и интерес к играм со звуками;
- совершенствовать чёткое произношение звуков.
Актуальность
Игра в коррекционно-педагогическом процессе воспитания детей с речевыми нарушениями приобретает особое значение, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и их полноценного развития. Игра – основной вид деятельности дошкольников, следовательно, высока и потребность детей в игре. Занимательный характер игры повышает речевую мотивацию и работоспособность. Играя, ребёнок раскрепощается, снижается тревожность, следовательно, улучшается результат работы. Во время игры происходит процесс так называемого непреднамеренного обучения. Выполняя игровые задания, ребёнок может самостоятельно достичь цели, что немаловажно для детей имеющих речевой дефект. Именно в игре осуществляется естественное развитие речевой активности всех компонентов речевой деятельности.
Авторское дидактическое пособие «Весёлый шнурочек» может быть использовано в работе с детьми, как и с речевыми нарушениями, так и с нормальным речевым развитием, и рассчитано на детей дошкольного возраста 5-7(8) лет.
Дидактическое пособие можно использовать как с одним ребёнком на индивидуальных занятиях, так и с небольшой подгруппой детей (2-3 человека).
Используя это пособие ребёнок (под руководством взрослого) учится самостоятельности и усидчивости. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.
В результате использования дидактического пособия «Весёлый шнурочек» у детей будет повышаться учебная мотивация, гораздо быстрее будут формироваться речевые навыки, также будет формироваться адекватная самооценка, будет появляться познавательная и устойчивая потребность в достижении успехов, что благоприятно сказывается на формировании личностных качеств детей дошкольного возраста.
Применение
Дидактическое пособие «Весёлый шнурочек» представляет собой небольшое поле с предметными картинками и буквами.
Логопед выкладывает на поле три предметные картинки и три буквы, на которые эти слова начинаются (буквы выкладываются хаотично). Педагог предлагает ребёнку определить первый звук в слове и соединить картинку с нужной буквой при помощи шнурка. После того, как задание будет выполнено, ребёнок определяет фонетическую характеристику звука. Для этого он использует специальную символику (разноцветные фишки и символы).
В коррекционной работе учителя-логопеда, по моему мнению, весьма актуально применение наглядно-зрительных опор при формировании фонематической стороны речи, развитии фонематического восприятия и обучение навыками звукового анализа. Тем более что дети с ОНР при обучении навыкам звукового анализа нуждаются в дополнительной зрительной опоре. Такой опорой являются зрительные символы звуков. Красная фишка – это гласный звук, синяя – твёрдый согласный звук, зелёная – мягкий согласный звук; колокольчик – звонкий звук, а шляпа – глухой звук. Наглядные средства позволяют сделать процесс обучения разнообразным и интересным.
Из чего сделано пособие
Как уже было сказано выше, дидактическое пособие представляет собой небольшого поля (16х29см, которое сделано из дерева. На нём приклеен фетр, на фетре приклеены липучки, сверху и снизу сделаны отверстия. (Приложение №1, рис. 1,2).
На верхние липучки помещаются картинки, а на нижние – буквы. (Приложение №1, рис. 3). В дальнейшем, дети могут самостоятельно играть друг с другом. К этому пособию прилагается разноцветный шнурок, а также фишки и символы. Все предметы собраны в отдельные конверты.
Вот такое, на мой взгляд, яркое и многофункциональное пособие у меня получилось. Надеюсь, что оно будет долго радовать детей и незаметно для них даст им знания о фонетической характеристике звуков.