МААМ-картинки

Дидактическое пособие «Звуковичок» (1 фото)

Харченко Светлана Николаевна
Дидактическое пособие «Звуковичок»

Дидактическое пособие «Звуковичок»

Цель: формирование и совершенствование речевого развития детей.

Задачи:

- развивать умение определять на слух звуки в словах;

- определять место звука в слове;

- подбирать предметную картинку с заданным звуком;

- развивать фонематический слух;

- развивать внимание и интерес к играм со звуками;

- совершенствовать чёткое произношение звуков.

Актуальность

Публикация «Дидактическое пособие „Звуковичок“» размещена в разделах

Игра в коррекционно-педагогическом процессе воспитания детей с речевыми нарушениями приобретает особое значение, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и их полноценного развития. Игра – основной вид деятельности дошкольников, следовательно, высока и потребность детей в игре. Занимательный характер игры повышает речевую мотивацию и работоспособность. Играя, ребёнок раскрепощается, снижается тревожность, следовательно, улучшается результат работы. Во время игры происходит процесс так называемого непреднамеренного обучения. Выполняя игровые задания, ребёнок может самостоятельно достичь цели, что немаловажно для детей имеющих речевой дефект. Именно в игре осуществляется естественное развитие речевой активности всех компонентов речевой деятельности.

Авторское дидактическое пособие «Звуковичок» может быть использовано в работе с детьми с речевыми нарушениями: фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР, общее недоразвитие речи (ОНР, а также с детьми с нормальным речевым развитием.

Дидактическое пособие можно использовать как с одним ребёнком на индивидуальных занятиях, так и с небольшой подгруппой детей (2-3 человека).

Используя это пособие ребёнок (под руководством взрослого) учится самостоятельности и усидчивости. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

В результате использования дидактического пособия «Звуковичок» у детей будет повышаться учебная мотивация, гораздо быстрее будут формироваться речевые навыки, также будет формироваться адекватная самооценка, будет появляться познавательная и устойчивая потребность в достижении успехов, что благоприятно сказывается на формировании личностных качеств детей дошкольного возраста.

Применение

Дидактическое пособие «Звуковичок» представляет собой небольшой коврик с предметными картинками и буквами.

Логопед предлагает ребёнку среди всех картинок выбрать только те, в которых имеется заданный звук. После того, как задание будет выполнено, педагог предлагает определить позицию звука в каждом слове и прикрепить картинку на нужное место. Перед тем, как приступить к этой игре, ребёнку нужно объяснить, что такое схема слова и показать, как она выглядит. Схема слова – это небольшая полоска, которая разделена на три квадрата. Если буква закреплена в первом квадрате, значит, звук находится в начале слова. Если во втором, то в середине слова, а если буква стоит в последнем квадрате, то звук находится в конце слова. Если ребёнок ещё не усвоил такие понятия, как звук и буква, то, работу необходимо начать с закрепления этих знаний. Объяснять, что у каждого звука есть своя буква, а также показать, как она выглядит. Постепенно знания о звуках и буквах нужно расширять. Необходимо говорить о том, что звуки бывают гласными и согласными. Одни бывают твёрдыми, другие мягкими. Также каждый звук может быть звонким или глухим и т. д. Всё это сопровождается наглядным демонстрационным материалом.

В коррекционной работе учителя-логопеда, по моему мнению, весьма актуально применение наглядно-зрительных опор при формировании фонематической стороны речи, развитии фонематического восприятия и обучение навыками звукового анализа. Тем более что дети с ОНР при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно и в слуховой и зрительной опоре. Такой опорой являются зрительные символы звуков. Красный кружок – гласный звук, синий – твёрдый согласный, зелёный – мягкий согласный и т. д. Наглядные средства позволяют сделать процесс обучения разнообразным и интересным.

Известно, что формирование навыков звукового анализа начинается с гласных звуков, так как их проще воспринять, выделить в слогах, в словах. Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее. Поэтому я в своём пособии и использую согласные звуки. Но со временем планирую дополнять его, в том числе и гласными звуками.

Я надеюсь, что предложенный мною материал поможет комплексно подойти к проблеме устранения речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста 6-7(8) лет.

Из чего сделано пособие

Как уже было сказано выше, дидактическое пособие состоит из коврика, предметных картинок и букв.

Коврик выполнен из плотной ткани, которая собрана в несколько слоёв. Чтобы зафиксировать ткань между собой, необходимо стороны будущего коврика прошить. Размер коврика составляет 45х45 см.

Далее на поверхность получившегося коврика я наклеила квадраты разноцветного фетра. И это не случайно! Ведь цвет не только влияет на психоэмоциональное состояние ребёнка, но и на его интеллект. Психологи утверждают, что цвет способен повысить самооценку человека. Размер каждого квадрата 15х15 см. Для этого пособия мне понадобилось 9 таких квадратов.

Для того чтобы скрыть стыки между квадратами и разделить коврик на отдельные небольшие зоны, нужно приклеить тесьму.

На каждую зону поместила схему слова и предметную картинку, которую можно менять. К каждой схеме прикрепила букву. Её также можно сменить. Буквы и схема выполнены из фетра. Предметные картинки представляют собой ламинированные фотографии с разными изображениями. Дополнительные предметные картинки и буквы собраны в отдельные конверты.

Вот такое, на мой взгляд, яркое и многофункциональное пособие у меня получилось. Надеюсь, что оно будет долго радовать детей и незаметно для них даст им знания о звукобуквенном анализе слов.

Дидактическое пособие «Звуковичок»

Цель: формирование и совершенствование речевого развития детей.

Задачи:

- развивать умение определять на слух звуки в словах;

- определять место звука в слове;

- подбирать предметную картинку с заданным звуком;

- развивать фонематический слух;

- развивать внимание и интерес к играм со звуками;

- совершенствовать чёткое произношение звуков.

Актуальность

Игра в коррекционно-педагогическом процессе воспитания детей с речевыми нарушениями приобретает особое значение, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и их полноценного развития. Игра – основной вид деятельности дошкольников, следовательно, высока и потребность детей в игре. Занимательный характер игры повышает речевую мотивацию и работоспособность. Играя, ребёнок раскрепощается, снижается тревожность, следовательно, улучшается результат работы. Во время игры происходит процесс так называемого непреднамеренного обучения. Выполняя игровые задания, ребёнок может самостоятельно достичь цели, что немаловажно для детей имеющих речевой дефект. Именно в игре осуществляется естественное развитие речевой активности всех компонентов речевой деятельности.

Авторское дидактическое пособие «Звуковичок» может быть использовано в работе с детьми с речевыми нарушениями: фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР, общее недоразвитие речи (ОНР, а также с детьми с нормальным речевым развитием.

Дидактическое пособие можно использовать как с одним ребёнком на индивидуальных занятиях, так и с небольшой подгруппой детей (2-3 человека).

Используя это пособие ребёнок (под руководством взрослого) учится самостоятельности и усидчивости. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

В результате использования дидактического пособия «Звуковичок» у детей будет повышаться учебная мотивация, гораздо быстрее будут формироваться речевые навыки, также будет формироваться адекватная самооценка, будет появляться познавательная и устойчивая потребность в достижении успехов, что благоприятно сказывается на формировании личностных качеств детей дошкольного возраста.

Применение

Дидактическое пособие «Звуковичок» представляет собой небольшой коврик с предметными картинками и буквами.

Логопед предлагает ребёнку среди всех картинок выбрать только те, в которых имеется заданный звук. После того, как задание будет выполнено, педагог предлагает определить позицию звука в каждом слове и прикрепить картинку на нужное место. Перед тем, как приступить к этой игре, ребёнку нужно объяснить, что такое схема слова и показать, как она выглядит. Схема слова – это небольшая полоска, которая разделена на три квадрата. Если буква закреплена в первом квадрате, значит, звук находится в начале слова. Если во втором, то в середине слова, а если буква стоит в последнем квадрате, то звук находится в конце слова. Если ребёнок ещё не усвоил такие понятия, как звук и буква, то, работу необходимо начать с закрепления этих знаний. Объяснять, что у каждого звука есть своя буква, а также показать, как она выглядит. Постепенно знания о звуках и буквах нужно расширять. Необходимо говорить о том, что звуки бывают гласными и согласными. Одни бывают твёрдыми, другие мягкими. Также каждый звук может быть звонким или глухим и т. д. Всё это сопровождается наглядным демонстрационным материалом.

В коррекционной работе учителя-логопеда, по моему мнению, весьма актуально применение наглядно-зрительных опор при формировании фонематической стороны речи, развитии фонематического восприятия и обучение навыками звукового анализа. Тем более что дети с ОНР при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно и в слуховой и зрительной опоре. Такой опорой являются зрительные символы звуков. Красный кружок – гласный звук, синий – твёрдый согласный, зелёный – мягкий согласный и т. д. Наглядные средства позволяют сделать процесс обучения разнообразным и интересным.

Известно, что формирование навыков звукового анализа начинается с гласных звуков, так как их проще воспринять, выделить в слогах, в словах. Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее. Поэтому я в своём пособии и использую согласные звуки. Но со временем планирую дополнять его, в том числе и гласными звуками.

Я надеюсь, что предложенный мною материал поможет комплексно подойти к проблеме устранения речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста 6-7(8) лет.

Из чего сделано пособие

Как уже было сказано выше, дидактическое пособие состоит из коврика, предметных картинок и букв.

Коврик выполнен из плотной ткани, которая собрана в несколько слоёв. Чтобы зафиксировать ткань между собой, необходимо стороны будущего коврика прошить. Размер коврика составляет 45х45 см.

Далее на поверхность получившегося коврика я наклеила квадраты разноцветного фетра. И это не случайно! Ведь цвет не только влияет на психоэмоциональное состояние ребёнка, но и на его интеллект. Психологи утверждают, что цвет способен повысить самооценку человека. Размер каждого квадрата 15х15 см. Для этого пособия мне понадобилось 9 таких квадратов.

Для того чтобы скрыть стыки между квадратами и разделить коврик на отдельные небольшие зоны, нужно приклеить тесьму.

На каждую зону поместила схему слова и предметную картинку, которую можно менять. К каждой схеме прикрепила букву. Её также можно сменить. Буквы и схема выполнены из фетра. Предметные картинки представляют собой ламинированные фотографии с разными изображениями. Дополнительные предметные картинки и буквы собраны в отдельные конверты.

Вот такое, на мой взгляд, яркое и многофункциональное пособие у меня получилось. Надеюсь, что оно будет долго радовать детей и незаметно для них даст им знания о звукобуквенном анализе слов.

Дидактическое пособие «Звуковичок»
Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Наш Буквоград»Дидактическое пособие «Наш Буквоград» "Наш Буквоград" Мастер класс. У нас появился город, который помогает воспитанникам быстрее и легче в занимательной форме запомнить все.

Дидактическое пособие «Алфавит»Дидактическое пособие «Алфавит» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Представляю вам развивающее пособие для детей 5-7 лет "Алфавит". Оно поможет в игровой форме без.

Дидактическое пособие «Круглый год»Дидактическое пособие «Круглый год» ЦЕЛЬ :-Развивать мелкую моторику рук. -Систематизировать представления детей о временах года. - учить детей определять времени года по.

Дидактическое пособие «Куб ПДД»Дидактическое пособие «Куб ПДД» Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. С каждым годом всё сложнее становиться дорожное.

Дидактическое пособие «Куб с буквами»Дидактическое пособие «Куб с буквами» Игра с буквами на кубе Для этой игры мы сделали яркий куб с буквами. Нам потребовались яркие лоскуты ткани и картон. Цель. Развивать.

Дидактическое пособие «Куб-эрудит»Дидактическое пособие «Куб-эрудит» Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу познакомить вас с новым дидактическим пособием, которое я сделала своими руками. "Куб-эрудит".

Дидактическое пособие — лэпбук по ПДДДидактическое пособие — лэпбук по ПДД Дaнное дидaктическое пособие является развивающим средством обучения, содержит мaтериал для оргaнизации, как коллективной творческой.

Дидактическое пособие «Робот Звуковичок»Дидактическое пособие «Робот Звуковичок» Дидактическое пособие разработано и выполнено в соавторстве с Мутыгуллиной А. Х. Робот «Звуковичок» - это многофункциональное дидактическое.

Дидактическое пособие «Витамины»Дидактическое пособие «Витамины» Кто такие витамины? Для чего проникли в лук, В молоко и в мандарины, В черный хлеб, в морковь, в урюк? Рассмотрю-ка их в окрошке, Через.

Дидактическое пособие «ПДД-стол»Дидактическое пособие «ПДД-стол» Методическая разработка «ПДД - стол» - дидактическое пособие для ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасного поведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическое пособие «Звуковичок»
Опубликовано: 1 апреля 2021 в 11:43
+223Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД