Татьяна Павловна Белоусова
Дифференцированный подход в коррекционно-образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Нет ни одного ребёнка идентичного другому. Дети рождаются с разными возможностями. У каждого ребёнка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации. Эти особенности развиваются, изменяются, поддаются коррекции.
Поэтому: требование учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения – традиционно. Необходимость в нем очевидна.
Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференциация- это создание оптимальных условий для развития и обучения каждого. Дифференцированный подход - это способность научить всех!
Публикация «Дифференцированный подход в коррекционно-образовательном процессе» размещена в разделах
В основу дифференциации положена теория Л. С. Выготского о зоне о зоне актуального и ближайшего развития. Уровень актуального развития ребенка – то, что ребенок в силе сделать сейчас самостоятельно. Зона ближайшего развития ребенка – то, что ребенок делает с помощью взрослого, но завтра сможет сделать самостоятельно.
Существуют следующие варианты дифференциации:
- по умственному развитию (общеобразовательная группа, группа для ЗПР, группа для У\О, группа с ТНР);
- возрастному составу (подготовительная группа - старшая группа-средняя группа и т. д);
- по полу (мужские, женские, смешанные группы);
- личностно-психологическим типам (тип мышления, темперамент);
-уровню здоровья (физкультурные группы, группа ослабленного зрения, слуха);
-области интересов (музыкальные, хореографические, языковые, математические и т. д.).
Технология дифференцированного обучения и воспитания тесно связана и перекликается с другими технологиями:
• с технологией личностно-ориентированного обучения
• с технологией проблемного обучения
Совокупность данных технологий повышают результат обучения.
Что нужно знать (делать) педагогу, чтобы работа была с учетом дифференциации? Алгоритм действий педагога
1. Диагностика детей:
• уровень обученности и обучаемости;
• уровень общих умственных способностей;
• уровень речевых способностей
• скорость усвоения;
• индивидуальный стиль умственной деятельности;
• психофизические особенности.
2. Деление детей на группы (по уровню обучаемости)
3. Целеполагание (целевые установки в рамках одного занятия совпадают у сильной группы и слабой)
4. Постановка задач (задачи могут отличаться)
5. Выбор способов выполнения задания (они различны в зависимости от нарушений)
Характерные особенности групп (вариантов) и задачи по работе с ними:
1 группа – дети с высокими возможностями, имеющие достаточный фонд знаний, высокий уровень познавательной активности, развитые познавательные мыслительные операции. Они гораздо меньше утомляются от активного, напряженного умственного труда, обладают высоким уровнем самостоятельности. Поэтому, работая с ними, необходимо предусмотреть тщательную организацию их деятельности, подбор заданий высокой трудности, соответствующих их высоким познавательным возможностям.
Задача - воспитание у этой группы ребят трудолюбия и высокой требовательности к результатам своей работы (добиваемся качества, такой ребенок - помощник педагога, его «правая рука».
2 группа - дети со средними возможностями. При работе с этой группой главное внимание необходимо уделять развитию их познавательной активности, участию в разрешении проблемных ситуаций, воспитанию самостоятельности и уверенности в своих познавательных возможностях. Необходимо постоянно создавать условия для продвижения в развитии этих детей постепенного перехода части из них в 1 группу.
Задача - развивать их способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах.
3 группа - дети с пониженными способностями в результате особенностей развития или педагогической запущенности. У таких детей значительно хуже развиты навыки выделения главного, самостоятельность мышления, навыки планирования, самоконтроля. Более часто проявляется отрицательное отношение к занятиям, часто отсутствует дисциплина.
Задача - уделить особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, работать некоторое время только с ними на занятии, пока I и 2 группы работают самостоятельно, помогать усваивать какое то понятие, формировать умение проговаривать вслух и т. д.
Необходимо отметить, что дифференциация не получает в современной педагогике однозначной оценки; в ней имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.
Положительные аспекты:
1. Исключается неоправданная и нецелесообразная для общества уравниловка и усреднение детей.
2. Отсутствие в группе неуспевающих повышает % показатели качества обучения.
3. Возможность более эффективно работать с сильными и слабыми детьми.
4. Повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях.
5. Повышается уровень мотивации учения в сильных группах.
Отрицательные аспекты:
1. Деление детей по уровню развития негуманно.
2. Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними. Т. е. «планка для слабых» снижена.
3. Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети.
4. Понижается уровень Я-концепции: в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости.
5. Понижается уровень мотивации учения в слабых группах.
Когда можно сказать, что педагог осуществляете дифференцированный подход?
Признаки наличия дифференцированного подхода:
1. Общая познавательная цель единая, задачи общие по теме, но каждый ребенок решает их на своем уровне.
2. Объяснение нового материала происходит для всех одинаково.
3. Вывод после объяснения нового материала - это образцовый ответ сильного ребенка или самого педагога.
4. При подведении итогов занятия озвучивается достижения каждого ребенка, ребенок сравнивается с самим собой вчерашним.
5. Использование в большом количестве опорных схем, таблиц, наглядности, графического изображения.
6. Постоянное повторение изученного, возврат к старому материалу.
7. Индивидуализация домашнего задания (для слабых, для сильных).
• Содержание домашнего задания для слабых дублирует то, что было на занятии.
• Содержание домашнего задания для сильных – то, что было на занятии, но в новых условиях. Задание содержит творческий элемент.
8. Формирование у слабых детей самоконтроля, а у сильных - взаимоконтроля.
9. Наличие дидактического материала (карточек, заданий) различной сложности.
Соблюдение вышеперечисленных требований позволяет сделать учебный процесс более эффективным, увидеть индивидуальность ребенка и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.