Получи документы

Дифференцированный подход в коррекционно-образовательном процессе

Татьяна Павловна Белоусова
Дифференцированный подход в коррекционно-образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы

Нет ни одного ребёнка идентичного другому. Дети рождаются с разными возможностями. У каждого ребёнка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации. Эти особенности развиваются, изменяются, поддаются коррекции.

Поэтому: требование учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения – традиционно. Необходимость в нем очевидна.

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Дифференциация- это создание оптимальных условий для развития и обучения каждого. Дифференцированный подход - это способность научить всех!

Публикация «Дифференцированный подход в коррекционно-образовательном процессе» размещена в разделах

В основу дифференциации положена теория Л. С. Выготского о зоне о зоне актуального и ближайшего развития. Уровень актуального развития ребенка – то, что ребенок в силе сделать сейчас самостоятельно. Зона ближайшего развития ребенка – то, что ребенок делает с помощью взрослого, но завтра сможет сделать самостоятельно.

Существуют следующие варианты дифференциации:

- по умственному развитию (общеобразовательная группа, группа для ЗПР, группа для У\О, группа с ТНР);

- возрастному составу (подготовительная группа - старшая группа-средняя группа и т. д);

- по полу (мужские, женские, смешанные группы);

- личностно-психологическим типам (тип мышления, темперамент);

-уровню здоровья (физкультурные группы, группа ослабленного зрения, слуха);

-области интересов (музыкальные, хореографические, языковые, математические и т. д.).

Технология дифференцированного обучения и воспитания тесно связана и перекликается с другими технологиями:

• с технологией личностно-ориентированного обучения

• с технологией проблемного обучения

Совокупность данных технологий повышают результат обучения.

Что нужно знать (делать) педагогу, чтобы работа была с учетом дифференциации? Алгоритм действий педагога

1. Диагностика детей:

• уровень обученности и обучаемости;

• уровень общих умственных способностей;

• уровень речевых способностей

• скорость усвоения;

• индивидуальный стиль умственной деятельности;

• психофизические особенности.

2. Деление детей на группы (по уровню обучаемости)

3. Целеполагание (целевые установки в рамках одного занятия совпадают у сильной группы и слабой)

4. Постановка задач (задачи могут отличаться)

5. Выбор способов выполнения задания (они различны в зависимости от нарушений)

Характерные особенности групп (вариантов) и задачи по работе с ними:

1 группа – дети с высокими возможностями, имеющие достаточный фонд знаний, высокий уровень познавательной активности, развитые познавательные мыслительные операции. Они гораздо меньше утомляются от активного, напряженного умственного труда, обладают высоким уровнем самостоятельности. Поэтому, работая с ними, необходимо предусмотреть тщательную организацию их деятельности, подбор заданий высокой трудности, соответствующих их высоким познавательным возможностям.

Задача - воспитание у этой группы ребят трудолюбия и высокой требовательности к результатам своей работы (добиваемся качества, такой ребенок - помощник педагога, его «правая рука».

2 группа - дети со средними возможностями. При работе с этой группой главное внимание необходимо уделять развитию их познавательной активности, участию в разрешении проблемных ситуаций, воспитанию самостоятельности и уверенности в своих познавательных возможностях. Необходимо постоянно создавать условия для продвижения в развитии этих детей постепенного перехода части из них в 1 группу.

Задача - развивать их способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах.

3 группа - дети с пониженными способностями в результате особенностей развития или педагогической запущенности. У таких детей значительно хуже развиты навыки выделения главного, самостоятельность мышления, навыки планирования, самоконтроля. Более часто проявляется отрицательное отношение к занятиям, часто отсутствует дисциплина.

Задача - уделить особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, работать некоторое время только с ними на занятии, пока I и 2 группы работают самостоятельно, помогать усваивать какое то понятие, формировать умение проговаривать вслух и т. д.

Необходимо отметить, что дифференциация не получает в современной педагогике однозначной оценки; в ней имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.

Положительные аспекты:

1. Исключается неоправданная и нецелесообразная для общества уравниловка и усреднение детей.

2. Отсутствие в группе неуспевающих повышает % показатели качества обучения.

3. Возможность более эффективно работать с сильными и слабыми детьми.

4. Повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях.

5. Повышается уровень мотивации учения в сильных группах.

Отрицательные аспекты:

1. Деление детей по уровню развития негуманно.

2. Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними. Т. е. «планка для слабых» снижена.

3. Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети.

4. Понижается уровень Я-концепции: в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости.

5. Понижается уровень мотивации учения в слабых группах.

Когда можно сказать, что педагог осуществляете дифференцированный подход?

Признаки наличия дифференцированного подхода:

1. Общая познавательная цель единая, задачи общие по теме, но каждый ребенок решает их на своем уровне.

2. Объяснение нового материала происходит для всех одинаково.

3. Вывод после объяснения нового материала - это образцовый ответ сильного ребенка или самого педагога.

4. При подведении итогов занятия озвучивается достижения каждого ребенка, ребенок сравнивается с самим собой вчерашним.

5. Использование в большом количестве опорных схем, таблиц, наглядности, графического изображения.

6. Постоянное повторение изученного, возврат к старому материалу.

7. Индивидуализация домашнего задания (для слабых, для сильных).

• Содержание домашнего задания для слабых дублирует то, что было на занятии.

• Содержание домашнего задания для сильных – то, что было на занятии, но в новых условиях. Задание содержит творческий элемент.

8. Формирование у слабых детей самоконтроля, а у сильных - взаимоконтроля.

9. Наличие дидактического материала (карточек, заданий) различной сложности.

Соблюдение вышеперечисленных требований позволяет сделать учебный процесс более эффективным, увидеть индивидуальность ребенка и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ» Садриева Наиля Фаукатовна Воспитатель детского сада №36 Введение В мире.

Дифференцированный подход к коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи (из опыта работы) Современный этап развития теории и практики специальной психологии и коррекционной педагогики характеризуется повышенным вниманием к обучению.

Дифференцированный подход к работе с родителями Дифференцированный подход к работе с родителями, как процесс непрерывного воспитания родителей направленный на формирование экологической.

Дифференцированный подход в освоении навыков волейбола, в рамках проекта Lesson study Дифференцированный подход для овладения навыками волейбола в 5 классах. Одним из основных требований, предъявляемых к учителям физической.

Индивидуально-дифференцированный подход к детям раннего возраста при взаимодействии с родителями Первые годы жизни - начало формирования личности ребенка, многих ее сторон и качеств. Ни в один из последующих периодов ребенок не развивается.

Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании младших дошкольников Здоровье – это одна из главных ценностей человеческой жизни, и беречь его необходимо с детства. Ведь период дошкольного детства является.

Индивидуально-дифференцированный подход в организации коррекционно-образовательного процесса ФГОС ДО определяет одним из качеств основных принципов дошкольного образования: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных.

Индивидуально — дифференцированный подход в развитии физических качеств дошкольников при обучении катанию на коньках Индивидуально – дифференцированный подход в развитии физических качеств дошкольников при обучении катанию на коньках. Актуальность В последнее.

Мастер-класс: «Применение предметно-развивающей среды в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда ДОУ»Мастер-класс: «Применение предметно-развивающей среды в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда ДОУ» Мастер-класс: "Применение предметно-развивающей среды в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда ДОУ" Цель: распространение.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУЗдоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ Теучеж Фатимет Аскеровна, воспитаьтель МБДОУ№20. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ. Забота о здоровье — это.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дифференцированный подход в коррекционно-образовательном процессе
Опубликовано: 8 июня 2016 в 11:33
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дифференцированный подход в коррекционно-образовательном процессе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Павловна Белоусова (УИ 304316) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД