Юлия Викторовна Александрова
Тезисы диссертации на тему «Взаимодействие педагога с родителями детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Александрова Ю. В.
Доклад к защите.
1 слайд.
Уважаемый председатель и члены государственной комиссии, Вашему вниманию представляется диссертация на тему : «Взаимодействие педагога с родителями детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ».
Во Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования говорится о необходимости взаимодействия педагогов Дошкольной образовательной организации с родителями.
Публикация «Тезисы диссертации на тему „Взаимодействие педагога с родителями детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Стандарт направлен на решение задач обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В свое работе Мы хотели бы подчеркнуть то, что родители остро нуждаются в помощи специалистов на всех этапах дошкольного образования. Проблема взаимодействия педагогов с родителями детей раннего возраста в период адаптации к ДОО является актуальной.
2 слайд.
Раннее детство – возраст от года до трех лет – особый период развития.
Безусловно, данный возрастной этап требует постоянного, целенаправленного общения ребенка и взрослого, так как именно взрослый является посредником между ребенком и окружающим миром, от него всецело зависит интенсивность развития ребенка.
Третий год жизни ребенка - это последний год раннего детства. Ребенок готовится к поступлению в дошкольную образовательную организацию.
Ранний возраст заканчивается кризисом трех лет, который психологи называют возрастом строптивости. Этот непростой период отмечен для родителей конфликтами и трудностями в воспитании ребенка
Своевременная адаптация детей к дошкольной образовательной организации помогает существенно облегчить социализацию ребенка, сохранить его психическое и физическое здоровье, она позволяет педагогам выйти на новый, партнерский уровень взаимодействия с семьей, в котором роль педагогического потенциала родителей возрастает.
Главное педагогическое требование, которое необходимо соблюдать при организации жизни вновь поступивших в дошкольную образовательную организацию детей, - это единство целей и задач воспитания в семье и дошкольной образовательной организации. Здесь большое значение имеет взаимодействие с семьей : ознакомление родителей с условиями жизни ребенка в дошкольной образовательной организации; изучение воспитателями индивидуальных особенностей и привычек детей, условий их жизни в семье.
Как показало наше исследование, что существует противоречие между необходимостью взаимодействия с родителями детей в период адаптации к дошкольной образовательной организации и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов взаимодействия по вопросам адаптации детей к дошкольной образовательной организации.
3 слайд.
Данное противоречие послужило постановке проблемы и выбору объекта и предмета исследования.
В основе современной концепции дошкольного воспитания лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи.
Взаимодействие – это общение всех участников образовательного процесса, организация их совместной деятельности на основе диалога.
Термин взаимодействие предполагает общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями.
4 слайд.
Согласно проблеме, выдвинута гипотеза взаимодействие родителей и педагогов возможно при следующих условиях.
- проведения вводного собрания с родителями;
- проведения ранней диагностики детей в период адаптации;
- использование современных средств связи;
- проведение совместных с детьми и родителями театрализованных мероприятий.
5 слайд.
Целью нашего исследования было определение педагогических условий взаимодействия педагога с родителями детей третьего года жизни в период адаптации к ДОО.
6 слайд.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить ряд задач:
- Обосновать необходимость взаимодействия педагога с родителями детей третьего года жизни в период адаптации к ДОО.
- Выявить степень адаптации детей третьего года жизни к ДОО.
- Выявить особенности взаимодействия педагогов с родителями детей раннего возраста в период адаптации к ДОО.
- Определить условия взаимодействия с семьей в период адаптации детей раннего возраста к ДОО.
7-8 слайд.
На защиту выносятся следующие положения:
Важной составляющей в период адаптации детей третьего года жизни к ДОО является взаимодействие педагога с родителями. Под взаимодействием мы понимаем общение всех участников образовательного процесса который включает в себя обмен информацией и ощущениями.
Определение начальной степени адаптации детей третьего года жизни к ДОО необходимо для выстраивания работы с детьми и благоприятного взаимодействия педагога с родителями.
• Изучение состояния взаимодействия педагогов с родителями детей третьего года жизни в период адаптации к ДОО позволило сделать следующие выводы: как показал констатирующий этап исследования, педагоги недостаточно уделяют внимание взаимодействию с родителями детей в период адаптации к ДОО. На основе полученных данных констатирующего эксперимента нами были разработаны содержание и формы взаимодействия с родителями.
• Нами были определены условия взаимодействия с семьей в период адаптации детей раннего возраста к ДОО.
9 слайд.
Наше исследование проводилось на базе ГБОУ Школа № 374 Дошкольное отделение, г. Москва.
В работе участвовало 20 детей третьего года жизни. В своей работе мы использовали метод наблюдения.
Мы в своей работе используем симбиоз педагогической и психологической диагностики, которая в свою очередь призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение.
Целью констатирующего этапа исследования мы поставили выявление начальной степени адаптации детей третьего года жизни к ДОО в первый день пребывания.
Можем сказать, что определение начальной степени адаптации детей третьего года жизни к ДОО необходимо для выстраивания работы с детьми и благоприятного взаимодействия педагога с родителями.
Как мы видим на гистограмме 4 ребенка с легкой степенью, 15 со средне и 1 ребенок с тяжелой адаптацией.
10 слайд.
Целью констатирующего этапа исследования было изучение состояния взаимодействия педагогов с родителями детей третьего года жизни в период их адаптации к дошкольной образовательной организации.
Мы использовали следующие методы исследования: изучение и анализ документации педагогов дошкольной образовательной организации, а именно календарный план, протоколы родительских собраний, где отражались проблемы взаимодействия педагогов с родителями по вопросам адаптации, интервью и анкетирование педагогов.
Мы изучили 10 календарных планов у 10 педагогов разных дошкольных образовательных организаций г. Москвы.
Проанализировав календарные планы педагогов, мы выявили, что не все педагоги в планах отмечают взаимодействие с родителями в период адаптации детей к дошкольной образовательной организации или минимально затрагивают взаимодействие с родителями.
Мы изучили 10 протоколов первых родительских собраний. В них основное время уделяется знакомству, правилам, порядкам, режиму, организационным вопросам, а вопрос адаптации обсуждается поверхностно.
Для изучения состояния взаимодействия педагогов с родителями детей третьего года жизни в период их адаптации к ДОО мы использовали метод - интервью педагогов (опрос) и анкетирование. (не всех получилось опросить письменно, поэтому пользовались методом интервью)
Был проведен опрос 20 педагогов ДОО на тему : «Методы взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей третьего года жизни к ДОО».На диаграммах представлен стаж и возраст педагогов.
В работе подробно приведены ответы педагогов с интересными замечаниями.
11 слайд.
Целью формирующего этапа эксперимента стало определение педагогических условий взаимодействия педагогов с родителями детей третьего года жизни в период адаптации к ДОО, разработка содержания, формы и методы взаимодействия. Формирующий этап эксперимента проводился как с родителями, так и с педагогами.
Нами был разработан и реализован перспективный план работы с родителями детей третьего года жизни, в котором мы отразили формы взаимодействия педагога с родителями.
В основе календарного плана был заложен принцип использования разнообразных форм взаимодействия, как групповых, так и индивидуальных.
Работа велась дифференцированно с учетом степени адаптации детей к дошкольной образовательной организации. Вся информация, предоставляемая родителям, была сжатой, но емкой.
В своей работе мы использовали такие средства общения как WhatsApp, Viber, e-mail, социальных сетей.
С учетом предложенного нами календарного плана по взаимодействию с родителями в течение месяца мы проводили наблюдения за детьми и определили степень адаптации после проведенной работы.
На гистограмме представлены результты ранней диагностики и результаты наблюдения за месяц.
Видна положительная динамика, а это значит что взаимодействие педагога с родителями детей в период адаптации необходимо.
12 слайд.
Кроме традиционных форм, а также вводного родительского собрания, во взаимодействии с родителями мы использовали следующие формы:
- было проведено вместе с педагогом- психологом вводное собрание мае 2014 г., ознакомительное.
- были проведены 2 родительских собрания в период адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации (первое в конце августа 2014 г., а второе - в середине сентября 2014 г.).
- была проведена ранняя диагностика степени адаптации детей в период адаптации к дошкольной образовательной организации. Мы провели беседу с родителями по результатам диагностики и вместе выстроили единый план работы с детьми.
- было введено ежедневное фотографирование детей в период адаптации к дошкольной образовательной организации (еженедельно высылались фотографии детей родителям по электронной почте).
- была проведена ранняя диагностика степени адаптации детей в период адаптации к дошкольной образовательной организации. Мы провели беседу с родителями по результатам диагностики и вместе выстроили единый план работы с детьми.
- были проведены театрализованные мероприятия (досуги, праздники, спектакли, в которых активную роль принимали родители.
- на педагогическом совете были представлены материалы по данной теме. Советом было принято решение систематически проводить работу по взаимодействию педагогов с родителями детей третьего года жизни в период адаптации к дошкольной образовательной организации.
Спасибо за внимание!