Лучший педагог года

Взаимодействие с родителями детей раннего возраста в адаптационный период

Казанцева Анжела
Взаимодействие с родителями детей раннего возраста в адаптационный период

Взаимодействие с родителями детей раннего возраста в адаптационный период

На протяжении многих лет сложилось так, что детский сад и семья — это два общественных института, которые стоят у истоков будущего на совершенно равных позициях. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 44, «родители (законные представители) несовершеннолетних имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Тем не менее, не все семьи способны реализовать данные возможности в полной мере по ряду причин. Это и нежелание, и неумение воспитывать ребенка, и непонимание необходимости разностороннего воспитания, и нехватка времени, и незнание в достаточной мере возрастных и индивидуальных особенностей детей. Появляется необходимость в квалифицированной помощи педагогов ДОУ.

Публикация «Взаимодействие с родителями детей раннего возраста в адаптационный период» размещена в разделах

Взаимодействие с родителями воспитанников всегда являлось одним из наиболее важных направлений работы воспитателя. Особую актуальность оно приобретает на современном этапе — в условиях становления ФГОС ДО, где организация работы с родителями предполагает взаимодействие, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей, выявление образовательных потребностей и поддержку образовательной инициативы семьи. Период адаптации настолько серьезен в жизни ребенка, что требует решительных и сплоченных действий со стороны взрослых для его облегчения.

Главными воспитателями своих детей являются родители, поэтому педагогам ДОУ необходимо правильно спланировать и организовать взаимодействие с ними. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между педагогом и родителями, он гораздо быстрее адаптируется к новым условиям.

Важность проблемы построения взаимоотношений родителей и воспитателей в период адаптации ребенка к условиям ДОУ неоднократно подчеркивалась в работах таких авторов, как Т. Н. Зенина, Н. М. Крылова, В. Т. Иванова, Н. М. Метенова, О. Г. Заводчикова, А. В. Белкина, Н. И. Олифирович, Т. А. Зинкевич-Куземкина, Т. Ф. Велента. Они отмечают, что в период прихода ребенка в детский сад родители впервые осознают тот факт, что «ребенок принадлежит не только им, но и более широкой социальной системе, которая тоже может оказывать на него влияние». Поэтому естественно, что в данный период ощущаются их напряжение, обеспокоенность, непонимание.

Одним из основных направлений в адаптационный период является взаимодействие с родителями детей раннего возраста, направленное на формирование и установление доверительных отношений участников образовательного процесса, снятия напряжения, умение договариваться и слышать друг друга.

Ценность моей работы состоит в наличии теоретического и практического материала, направленного на установление доверительных отношений между семьей и ДОУ через внедрение нетрадиционных форм организации общения в период формирования группы.

Цель: установление сотруднических отношений с родителями детей раннего возраста в период формирования группы.

Задачи:

Создание условий для благоприятного взаимодействия с родителями.

Повышение уровня взаимодействия ДОУ и семьи.

Использование новых форм и методов включения родителей в образовательный процесс.

Вовлечение родителей в жизнь ДОУ на правах активного участника образовательного процесса.

Ожидаемые результаты

Активизация традиционных и внедрение новых форм взаимодействия с семьями воспитанников.

Повышение уровня родительской мотивации к участию в образовательном процессе.

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания детей.

Повышение уровня эффективности взаимодействия ДОУ и семьи.

Хочу отметить, что условия для реализации конкретного на-правления (взаимодействие с родителями детей раннего возраста в адаптационный период) появились до непосредственного прихода детей в детский сад — в период набора группы.

Свою работу условно я разделила на 4 периода, каждый имеет свою специфику, продолжает и дополняет предыдущий.

Первый период – пред адаптационный

Цель — формирование у родителей положительного отношения к детскому саду.

На данном этапе взаимодействие с родителями строится в большей степени индивидуально. В это время проводятся экскурсии по группе и групповым помещениям. Индивидуальные беседы строятся так, чтобы как можно больше узнать о ребенке, его особенностях, предпочтениях. Непосредственное индивидуальное общение дает возможность понять, что именно ожидает тот или иной родитель от детского сада, а также снизить и нейтрализовать возможную тревожность, напряженность.

На этом этапе был разработан план работы с родителями в адаптационный период (приложение 1).

Было проведено первое родительское собрание, на котором прошло оформление необходимых документов, ознакомление с режимом дня и другими условиями ДОУ и группы. Родители впервые познакомились не только с педагогами, но и друг с другом, начали решение общих проблем, построение первых планов, первые шаги к сотрудничеству и взаимодействию.

Второй период - адаптационный

Цель — совместно с родителями помочь ребенку привыкнуть к условиям ДОУ.

Прием детей в группу целесообразно осуществлять согласно графику, составленному с учетом пожеланий родителей, — примерно 2—3 ребенка в неделю. В этот период важно, чтобы взаимодействие с родителями сложилось таким образом, чтобы они стали непосредственными участниками образовательного процесса, а не ограничились наблюдением.

Были разработаны памятки для родителей (приложение 2).

Родители, пожелавшие находиться первое время со своими детьми, участвуют в играх и забавах с детьми и воспитателем.

Родители участвуют в благоустройстве участка: в прополке клумб, наполнении песочницы песком, при необходимости помогают в культурно-гигиеническом обслуживании детей. Этот прием способствует формированию у детей положительного отношения к детскому саду и воспитателю, так как они видят своих родителей (чаще мам, выполняющих трудовые операции, знакомые детям по домашним наблюдениям. Это способствует их успокоенности и снижению напряженности, а следовательно, и более легкому протеканию адаптации.

Третий период - обоюдное изучение потребностей и возможностей

Цель — изучить запросы и потребности семей воспитанников.

Провожу анкетирование и опросы родителей, составляю социальный паспорт группы. Совместно с родителями формируем детские портфолио.

Четвертый период - непосредственное взаимодействие

Цель — привлечение родителей к участию в проектах группы, планировании образовательной деятельности, благоустройстве группы и участка.

На протяжении всего времени важным условием является поддержание атмосферы сотрудничества, согласованности, заинтересованности. Для этого я использую традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьей : родительские собрания, конкурсы поделок, идей, выставки совместного творчества взрослых и детей, досуги, круглые столы, спортивные мероприятия и др.

Чтобы было легче наладить общение с семьями воспитанников, были разработаны памятки общения, которые стали помощниками, как для опытных педагогов, так и для молодых воспитателей, не имеющих опыта общения с родителями (приложение 3).

Я применяю различные формы взаимодействия с родителями : коллективные и индивидуальные, традиционные и нетрадиционные.

С целью информированности родителей о жизни ДОУ и группы я применяю такие методы и приемы, как:

— размещение информации для родителей о том, чем мы занимались, в уголках для родителей;

— размещение работ детей под рубрикой «Каляки-маляки»;

— размещение благодарностей детям и взрослым;

— вынесение на видное место темы проекта группы

Все это способствует вовлечению и активному участию родителей в жизни группы. И, как следствие, удовлетворенности условиями ДОУ.

Результативность:

Грамотно построенное взаимодействие ДОУ и семьи обеспечивает благотворное воздействие на хорошую адаптацию и интеграцию детей в разных видах жизнедеятельности, а также пользу для остальных участников образовательного процесса.

Для родителей

— повышение педагогической компетентности родителей по вопросам воспитания детей;

— повышение уровня родительской мотивации к участию в образовательном процессе.

Для педагогов

— обобщение и распространение опыта работы с семьей;

— умение моделировать взаимодействие с родителями через использование разнообразных форм и методов работы;

— активизация традиционных и внедрение новых форм взаимодействия с семьями воспитанников;

— повышение уровня эффективности взаимодействия ДОУ и семьи.

Работая по данной теме, хочу отметить, что мы - педагоги и семьи воспитанников стали единомышленниками в вопросах воспитания и развития детей. Родители активно участвуют в проектной деятельности группы, являются полноправными партнерами в процессе планирования проекта, проявляют инициативу при работе в центрах активности. Применяя разнообразные формы работы с семьей, позволяет пробудить расположение и доверие родителей к детскому саду.

Таким образом, я считаю, что мой опыт работы взаимодействия с родителями детей раннего возраста в адаптационный период достаточно результативен. Он будет интересным для начинающих воспитателей, а также послужит ориентиром для опытных педагогов ДОУ в период набора групп раннего возраста.

Приложение 1

План работы с родителями в адаптационный период

1 Анкетирование родителей «Готовность поступления ребенка в" ДОУ» Индивидуальная Оценка уровня готовности ребенка к ДОУ, прогноз возможных сложностей адаптации Старший воспитатель, воспитатель группы

2 Анкетирование родителей «Показатели адаптированное™ ребенка к ДОУ» Индивидуальная Оценка успешности адаптации ребенка к ДОУ, оценка уровня удовлетворенности родителей пребыванием ребенка в ДОУ Старший воспитатель, воспитатель группы

3 Консультации для родителей (оформление информационных стендов для родителей) Групповая Педагогическое просвещение родителей по вопросам адаптации детей к условиям ДОУ. Воспитатель группы

4 Родительское собрание «Добро пожаловать в наш детский сад!» Групповая Педагогическое просвещение родителей по вопросам адаптации детей к условиям ДОУ Заведующий ДОУ, старший воспитатель, воспитатель группы

5 Оформление памяток для родителей Групповая Просвещение родителей по 'вопросам адаптации детей к условиям ДОУ. Воспитатель группы

Приложение 2

Памятка для родителей «Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в детском саду

1. Заранее ознакомьтесь с организацией периода адаптации детей в ДОУ. Некоторое время вы будете посещать детский сад вместе с ребенком. При этом, несомненно, от вас потребуется помощь при кормлении и одевании детей, но вы сможете быть все время с ребенком, поможете малышу познакомиться с новым окружением и привыкнуть к нему, понаблюдаете за поведением ребенка в коллективе. Предупредите воспитателя о том, что любит есть ваш ребенок, есть ли какие-либо противопоказания к определенным видам пищи.

2. Пока вы находитесь в группе с ребенком, постарайтесь поощрять его интерес к другим детям: называйте их по именам, говорите о них как о друзьях. По дороге в детский сад обсудите с малышом, что его там сегодня ждет: ваш спокойный голос создаст для него некую опору в незнакомом мире. По дороге домой вспоминайте, что делали в детском саду, что видели, как играли. Не забудьте похвалить ребенка за то, что ел сам, что вымыл руки, что упал и не заплакал, что строил башню из кубиков. Важно, чтобы разговоры о детском саде были окрашены положительными эмоциями.

3. Когда придет время оставить ребенка в группе на дневной сон, предупредите его заранее. Лучше всего в течение нескольких дней время от времени говорить: «Вот детки спать пойдут, а мы в другой раз с тобой тоже останемся и поспим. Давай посмотрим, где стоит твоя кроватка?»

4. Оставляя ребенка в группе до вечера, помните, что в эти дни он очень устает, бывает перегружен впечатлениями, с пониманием отнеситесь к его необоснованным, на ваш взгляд, просьбам и капризам. Он может попроситься на руки, что бы вы его поносили, как маленького, может отказаться есть сам или побоится засыпать один. Не волнуйтесь — это не результат избалованности, а следствие усталости и тоски по маме. Пойдите ему навстречу, не сердитесь и не раздражайтесь.

5. Помните, малышу намного тяжелее, чем вам. Ему нужна ваша помощь! Желаем успехов!

Приложение 3

Памятка для воспитателя «Правила взаимодействия с родителями»

1. Помните, что вы только помощник родителей, а не лицо, их заменяющее. Родители несут всю полноту ответственности за развитие, обучение и сохранение здоровья своего ребенка. Ваша задача — помочь им в этом, но не взваливать весь груз ответственности на себя.

2. Каждый ценит только то, что ему удалось сделать самому. Следовательно, чем больше вы будете предоставлять родителям возможностей для самореализации, тем выше они будут оценивать эффективность работы детского сада в целом и вашу в частности.

3. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день" и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших воспитанников не было запланировано никаких важных дел.

4. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся воспитанников вашей группы, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.

5. Особое внимание обратите на размещение родителей в группе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

6. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно, не допускается молчание при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение, необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени-отчеству или только по имени и т. д.

7. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.

8. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.

9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета дошкольного учреждения.

10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

11. Беседуя с родителями о достоинствах или недостатках их ребенка, о результатах выполнения им тех или иных заданий, прибегайте к примерам, описанным в литературе. 12. Не сравнивайте конкретного ребенка с другими детьми вашей группы. Помните о том, что мера здоровья и развития у каждого ребенка строго индивидуальна. Ведь педагог, как и врач, должен руководствоваться девизом «Не навреди!»

Литература

1. Аксарина М. Н. Воспитание детей раннего возраста. — М., 2007.

2. Белкина А: В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. — Воронеж, 2006.

3. Ватутина И. Д Ребенок поступает в детский сад. — М., 2003.

4. Заводчикова 0. Г. Адаптация ребенка в детском саду. — М., 2007.

5. Метенова И. М Доброе утро, малыши! — FORCHEL.RU, 2000.

6. Метенова И. М. Взрослым о детях. — FORCHEL.RU, 2000.

7. Олифирович Н. И., Велента Т. Ф., Зинкевич-Куземкина Т. А Терапия семейных систем. — СПб., 2006.

8. Печора К. А., Пантюхина Г. В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. — М., 2007.

9. Соловьева Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 8.

Публикации по теме:

Консультация «Адаптационный период детей 2–3 лет в детском саду» Уважаемые родители! Ваши дети стали ходить в детский сад и многие столкнулись с определенными трудностями адаптации в детском саду. Сегодня.

Консультация для воспитателей «Как помочь ребёнку в период адаптации. Игры в адаптационный период» При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную.

Чудо-эксперименты с детьми раннего возраста в адаптационный периодЧудо-эксперименты с детьми раннего возраста в адаптационный период Цель моей работы: развитие познавательной сферы, стимулирование речевого развития детей, снятие психологического дискомфорта через включение.

Игра, как составляющая психолого-педагогического сопровождения детей в адаптационный период Консультация для воспитателей Введение нового стандарта дошкольного образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в дошкольном.

Консультация «Игры для детей раннего возраста в адаптационный период» При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптационные возможности ребенка раннего.

Игры для детей раннего возраста в адаптационный период Задачи: •    формирование эмоционального контакта; •    формирование доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго,.

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду. Адаптационный период Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду Адаптационный период - серьезное испытание для малышей. Вызванные.

Взаимодействие с родителями в процессе адаптации детей раннего возраста в ДОУ через семейный клуб «Ладошка в ладошке» Детский сад - новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождаемые изменением поведенческих.

Эффективность проектного метода в работе с родителями и детьми раннего возраста в адаптационный период Проектная деятельность как средство взаимодействия ДОО с родителями детей раннего возраста «Ранний детский возраст является одним из ключевых.

Занятие педагога-психолога с детьми младшего дошкольного возраста в адаптационный период с элементами песочной терапииЗанятие педагога-психолога с детьми младшего дошкольного возраста в адаптационный период с элементами песочной терапии Занятие педагога-психолога с детьми младшего дошкольного возраста в адаптационный период с элементами песочной терапии. Цель: преодоление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие с родителями детей раннего возраста в адаптационный период
Опубликовано: 31 января 2019 в 05:49
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД