МААМ-картинки

Театрализованная деятельность в развитии речи детей

замыслова людмила
Театрализованная деятельность в развитии речи детей

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Речь является главным средством общения, которое зависит от воспитания и обучения и формируется под влиянием речевого окружения. Речь не является врожденной способностью и развивается в процессе становления личности. При создании эмоционально - благоприятных условий речь ребенка формируется и совершенствуется, у детей возникает желание активно общаться с окружающими. [4] Писатель Джанни Родари говорил, что ребенку необходимо, чтобы с ним играли, фантазировали и сочиняли, а не поучали его, ведь «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо».[1] Известно, что игра является ведущим видом деятельности детей, именно в игре дети проживают различные ситуации, входя в образ, они играют роли, стараясь подражать тому, что видят и что их заинтересовало, при этом ведут диалог, и, получают огромное эмоциональное наслаждение. В ходе игровой деятельности ребенок сам стремится научиться тому, что его интересует, накапливая знания, развивая мышление, воображение и речь. В игре активизируется слуховое внимание, формируется фонематическое восприятие, накапливается активный словарь.

Публикация «Театрализованная деятельность в развитии речи детей» размещена в разделах

Театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Для занятий театрализованной деятельностью в детском саду создана развивающая предметно - пространственная среда: театральный уголок, различные виды театра (настольный, плоскостной, теневой, перчаточный, куклы би-ба-бо, тростевые куклы, реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей. Работу по театрализованной деятельности необходимо выстраивать так, чтобы стимулировалась двигательная, интонационно-речевая и творческая активность детей. Важно на каждом возрастном этапе выстраивать работу, ориентируясь на знания и умения ребенка.

В младшем дошкольном возрасте дети с удовольствием участвуют в театрализованных представлениях в качестве зрителей, куклы би-ба-бо и тростевые куклы вызывают восторг у детей, каждый ребенок хочет рассмотреть куклу поближе, потрогать ее, но сами дети действовать с куклами еще не могут, одной из причин является недостаточность развития коммуникативной функции речи. Речь младших дошкольников ситуативна, дети используют ее, не только как средство общения, но и для получения знаний посредством словесных объяснений взрослого. Чем разнообразнее общение ребенка со взрослыми и сверстниками, тем богаче смысловое содержание речи. Для детей трех лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы, но малыши только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли, поэтому в речи преобладает экспрессивное изложение. [4]. Дети в этом возрасте очень любят играть в игры с пальчиками, где пальчик может стать зайчиком, волком, петушком и любым персонажем знакомой сказки, стоит только выбрать понравившейся персонаж пальчикового театра.

При работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста в образовательной деятельности, в играх, в режимных моментах часто используются перчаточные куклы, с их помощью можно петь песни, загадывать загадки, рассказывать сказки, дети с удовольствием повторяют строчки стихотворений, трудные звуки за куклой. Важно, чтобы куклы, приходящие к детям были яркими, разноцветными, веселыми, ведь перчаточная кукла помогает вызывать положительные эмоции и ослаблять нервное напряжение у ребенка. Кукла, выступающая в роли собеседника, концентрирует все внимание на себе и помогает свободно вступать в разговор, побуждает детей включаться в игру, дополняя отдельные фразы в диалогах, устойчивые обороты зачина и концовки сказок.

Речевое развитие детей средней группы позволяет включить в деятельность детей инсценировку знакомых сказок. Инсценирование сказки очень увлекает детей. Дети быстро запоминают слова персонажей, учатся вести диалог, импровизируют, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку. Речь детей при этом, становится более выразительной, грамотной. При работе с детьми средней группы, большое внимание уделяется работе над жестами, мимикой.

Детям старшего дошкольного возраста становится доступным составление рассказов, пересказ, рассказывание сказок. В диалогической речи они пользуются точным, кратким или развернутым ответом в соответствии с вопросом. Старшие дошкольники более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, отстаивают свое мнение, убеждают товарища. [1] Но речь детей недостаточно выразительна, поэтому одним из этапов речевого развития является работа над выразительностью речи.

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей - к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. [4] Театрализованная игра подталкивает дошкольника самостоятельно находить способы образной выразительности, развивает чувство партнерства.

Доступным видом театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте становится режиссерская игра, которая может осуществляться по мотивам какого-то литературного произведения в виде инсценировки для себя: при этом ребенок организует предметно-игровую ситуацию, сам действует и озвучивает игрушки - как режиссер и как актер. [2] Дети с удовольствием участвуют в театрализованных играх-представлениях, где с помощью различных выразительных средств: интонации, мимики, жеста, походки – разыгрываются сюжеты литературных произведений. Старшие дошкольники часто становятся артистами кукольного театра, участвуют в постановках сказок и пьесок с несколькими действующими лицами, устраивая концерты, представления, как для кукол, так и для сверстников, детей младших групп и для взрослых.

Разнообразие тематики сказок, средств изображения, видов театра в детском саду дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. В театрализованной деятельности дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, что влияет на эмоциональное развитие детей. А вопросы воспитателя, побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Участвуя в театрализованных играх, дети - дошкольники словесно могут передавать свои впечатления, переживания, то есть монологическая речь становится четкой и выразительной, а это имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению.

Литература:

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2002. – 272 с.

2. Арушанова А., Коренблит С., Рычагова Е. Веселый день дошкольника - ВеДеДо // Дошкольное воспитание. 2015.№2.

3. Новикова Т. Театральная деятельность как условие социализации дошкольника // Дошкольное воспитание. 2014.№11.

4. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М. : Просвещение, 1981., 173 с.

Публикации по теме:

«Театрализованная деятельность и развитие речи дошкольника».«Театрализованная деятельность и развитие речи дошкольника». Этот материал будет полезен для воспитателей и родителей, которых интересует тема " Театрализованная деятельность и развитие речи дошкольника".

Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста .

Театрализованная деятельность в детском саду как средство связной и выразительной речи «Театрализованная деятельность в детском саду как средство связной и выразительной речи». (слайд 1) Театр – это волшебный край, в котором.

Театрализованная деятельность как средство развития связной речи и творческого воображения у детейТеатрализованная деятельность как средство развития связной речи и творческого воображения у детей «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи и творческого воображения у детей дошкольного возраста» «Дети должны жить.

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева. И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. А когда настроение.

Мастер-класс «Театрализованная деятельность, как средство развития речи дошкольников»Мастер-класс «Театрализованная деятельность, как средство развития речи дошкольников» В своей работе с детьми я часто использую театрализованные игры в различных образовательных областях. Многочисленные исследования психологов.

Родительское собрание в старшей группе «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей». Родительское собрание Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей». Цель: Познакомить родителей с театрализованной.

Театрализованная деятельность как средство подготовки детей к школе. Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлений новых качеств, потребностей; формируются.

Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников Лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке. Как говорил К. Д.

Театрализованная деятельность в группе компенсирующей направленности с детьми с нарушениями речи.Театрализованная деятельность в группе компенсирующей направленности с детьми с нарушениями речи. В группу компенсирующей направленности поступают дети с речевой недостаточностью. Кроме этого, большинству из них присущи такие черты характера,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная деятельность в развитии речи детей
Опубликовано: 18 марта 2017 в 15:09
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД