Лучший педагог года

Дизайн-проект модернизации предметно-развивающей среды в ДОУ

Анастасия Федорова
Дизайн-проект модернизации предметно-развивающей среды в ДОУ

"Дизайн-проект модернизации предметно-развивающей среды ДОУ»

Пояснительная записка

Проект раскрывает задачи и содержание работы по приобщению педагогов к воспитанию ребенка-дошкольника посредством совместного коллективного творчества с учетом особенностей и направлено на организацию предметно-развивающей среды. Особое внимание уделяется эстетико-педагогическим условиям формирования дизайнерских навыков у дошкольников на совместных со взрослыми непосредственно образовательных деятельностях, определяется сущность и выделяются основные структурные компоненты дизайн-культуры у дошкольников, характеризуется их специфика применительно к детям указанного возраста. Организация образовательной деятельности дизайном с детьми с участием педагогов и родителей позволит приблизить детей к требованиям времени, сформирует у них творческие созидательные качества личности, эмоционально-оценочное отношение к окружающей предметной среде, а также вызовет чувство причастности к общему делу, укрепит взаимопонимание в группе.

Публикация «Дизайн-проект модернизации предметно-развивающей среды в ДОУ» размещена в разделах

Актуальность

Актуальность проекта обусловлено необходимостью совершенствования методов и средств эстетического воспитания ребенка, его духовного развития посредством приобщения педагогов и родителей к этим процессам.

Рассматривая человека в диалектическом единстве с окружающей средой, следует подчеркнуть, что его духовная жизнь неразрывно связана с природой и миром вещей, который он сам для себя создал.

В свете современных требований (ФГТ, СанПиН) к дошкольному образованию преимущественная установка на обучение детей некоторым унифицированным практическим умениям, которые с возрастом совершенствуются, уже недостаточна. Изобразительная деятельность служит средством развития чувств, эстетического вкуса, мышления, творческих сил и общего развития ребенка. Поэтому целесообразно подготовить к той сфере деятельности, к которой относится разработка гармоничной окружающей предметной среды.

Традиционно так сложилось в художественном воспитании детей дошкольного возраста, что им даются основы изобразительной и музыкальной деятельности. Дизайн же включает и рисование, и конструирование, и проектирование предметной среды. Многие боятся слова «дизайн», хотя все дети стихийно занимаются дизайном, оформляя свою жизнь. Дизайн – символ современной цивилизации, а его принципы созвучны синтетическому мышлению дошкольника. Экспериментируя, они чувствуют себя хозяевами своего предметного пространства, активно и результативно осваивающими его.

Введение элементов дизайна в продуктивную деятельность детей позволит также реализовать единую образовательную от ДОУ до начальной школы.

Цель: Реализовать при грамотном руководстве педагогов на базе доступного освоения детьми основ дизайна и создание для ребенка комфортной материальной среды.

Задачи:

- приобщить детей к дизайн-культуре посредством коллективного творчества с последующим использованием результатов в оформлении их жизненного пространства;

- развить у ребенка оценочные суждения и способы творческой деятельности как результат последовательного осуществления конструкторского замысла в процессе рационального проектирования изделий с учетом законов гармонии и красоты, креативных способностей, конструктивно-архитектурных навыков;

- формировать яркие положительные эмоции в процессе творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения ребенка со взрослыми;

- воспитывать у дошкольников художественное восприятие предметного мира и эстетическое отношение к нему.

Основные условия педагогической работы (деятельности) :

- профессиональный дизайн, направленный на благоустройство пространства, окружающего ребенка, создаваемого взрослыми;

- детский дизайн, т. е. непосредственное участие детей в эстетизации своего быта.

Предлагаемые формы работы с детьми по дизайну :

- Плоскостной (аппликативно-графический). Рисунки, аппликации, панно, коллажи, украшение одежды кукол, групповых комнат.

- Объемный (предметно-декоративный). Изготовление игрушек-сувениров из природных материалов, бумажной пластики «оригами», икебаны, аранжировка букетов, различных украшений.

- Пространственный (архитектурно-декоративный). Декоративное оформление внешнего вида зданий, эстетизация кукольно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат, других помещений.

Воздействие педагога и коллектива в целом на ребенка:

- наблюдение

- экскурсии

- организация предметной среды

- обогащение полезной информацией

- обеспечение природными и искусственными материалами, приборами, инструментарием для поделок, игрушками и конструкторами.

Педагог видит, что интересует ребенка, придумывает для него занятия, окружает его «домашней» мебелью, создавая уют. Помещения оборудуются современными и безопасной для детей техникой, специальным освещением, крупноблочными сборными игровыми элементами. В групповых комнатах размещаются детские работы, имеющие разный формат, размеры и выполненные в разных техниках и стилистиках, из различных материалов. По сути, это близкое ребенку философия убранства детского интерьера, отличная от принятых, нередко формальных требований к общественному учреждению, каким является детский сад. Это отражает демократические принципы воспитания детей: не запрещается играть, экспериментировать; они чувствуют хозяевами своего предметного пространства, активно и результативно его осваивающими.

Приобщение дошкольников к дизайн-деятельности происходит в разных формах организации:

- на НОД;

- играх;

- досугах.

В итоге детское изделие должно быть ориентировано на полезное использование в жизни ребенка, детского сада и семьи. Успешность таких форм работы для приобщения их к основам дизайна во многом зависит от компетентности педагога в вопросах психологии и педагогики дошкольного детства.

Учитывая интересы и возможности детей группы, педагог:

-знакомит со способами плоскостного и объемно-пространственного оформления: моделированием, макетированием (фасоны, декоративные орнаменты для одежды, изготовление аксессуаров);

-показывает, как планировать свою работу по этапам: замысел, эскиз, макет, воплощение;

-организует участие в создании композиций к утренникам и развлечениям (панно, коллажи, панорамы)

-учит использовать современное оборудование (лекала, трафареты, степлеры). Естественные – дерево, камень, ткани; искусственные – различные упаковки, бижутерия, пленка.

В МБДОУ ЦРР – детский сад №5 «Кэнчээри», исходя из реальных возможностей, создана предметно-развивающая среда в соответствии с ФГТ.

В основе построения предметно-развивающей среды лежит зонирование детских помещений – метод, создающий условия для оптимизации детского творчества. Выделены центры по интересам: «Центр успеха», «Гостиной», «Салон красоты», «Науки и экспериментирования», «Настроения», «Здоровья», «Познания», «Игрушек», «Кукольный театр» и т. д.

В группах создаются в перспективе условия для популярных у современных дошкольников «Салон красоты», «Супермаркет», «Банкомат», «Интернет-сервис», «Евросеть», «Автозаправка», «Фотосалон».

Основные принципы, придерживаемые нами:

- комфортность, принцип «одомашнивания»;

- полифункциональность;

- доступность;

- самостоятельность;

- эстетичность;

- открытость.

В процессе дизайнерской деятельности у детей формируются умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их и на основе анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения.

В связи с тем, что речь идет о творческом развитии, наряду с традиционными формами и методами учебно-воспитательной работы используются методы, объединяющие инновационный опыт педагогов:

-объяснительно-иллюстрированный или рецензивный (рассказ, лекция, объяснения)

-репродуктивное воспроизведение действий по применению знаний на практике

-проблемное изложение изучаемого материала

Данные методы охватывают обе стороны учебно-воспитательного процесса: деятельность взрослого и деятельность ребенка.

Публикации по теме:

Характеристика предметно-развивающей средыХарактеристика предметно-развивающей среды Очень важным периодом в жизни ребенка является ранний возраст, в котором во многом определяется будущее маленького человека: его характер,.

Сценарий представления проекта по организации предметно-развивающей среды «Играя — учимся, играя — познаём» Презентация долгосрочного, игрового, творческого проекта в подготовительных группах на тему: «Играя - учимся, играя – познаём» Шут №1:.

Изменение предметно-развивающей среды к 9 маяИзменение предметно-развивающей среды к 9 мая 2 младшая группа. Первый день с изменениями в предметно- развивающей среде к 70- летию Победы. Уже сейчас в нашем детском саду "Теремок",.

Оформление предметно-развивающей средыОформление предметно-развивающей среды Мы-воспитатели, стараемся сделать прибывание ребенка в ДОУ не только комфортным и безопасным, но и интересным, развивающим. Содержание среды.

Организации предметно-пространственной развивающей среды детского сада с опорой на схему единства характера средыОрганизации предметно-пространственной развивающей среды детского сада с опорой на схему единства характера среды Детский сад сегодня функционирует и развивается в условиях нестабильной социально- экономической и образовательной ситуации. Больших изменений.

Проект предметно-развивающей среды в психологических уголках в группах ДОУ Проект организации предметно-развивающей среды психологического уголка в группах Педагог-психолог МБДОУ д/с №5 «Берёзка»Ужицина Е. С..

Проект «Пути обогащения развивающей предметно-пространственной среды участка детского сада в весенне-летнее время года» 1. Актуальность проблемы: Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым.

Проект развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе по теме «Животные жарких стран» Проект развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе по теме «Животные жарких стран» Работу выполнила: Королькова Е. К.

Проект «Создание предметно — развивающей среды» — возраст детей вторая младшая группа Вид проекта: долгосрочный, практико - ориентировочный. Участники проекта: воспитатели группы №4, родители и дети группы №4. Цель: разработка.

Проект «Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды» Содержание проекта 1. Паспорт проекта 2. Идея проекта 3. Цель проекта 3.1Задачи проект 4. Схема управления проектом 5. Планируемый результат.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дизайн-проект модернизации предметно-развивающей среды в ДОУ
Опубликовано: 4 декабря 2015 в 08:51
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД