МААМ-картинки

Проект предметно-развивающей среды в психологических уголках в группах ДОУ

Евгения Ужицина
Проект предметно-развивающей среды в психологических уголках в группах ДОУ

Проект организации предметно-развивающей среды психологического уголка в группах

Педагог-психолог МБДОУ д/с №5 «Берёзка»Ужицина Е. С.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Публикация «Проект предметно-развивающей среды в психологических уголках в группах ДОУ» размещена в разделах

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда, оздоровительные функции среды, в частности, сохранения и укрепление психологического здоровья.

Актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очевидна. Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Подтверждением тому являются дети с нарушениями психоэмоционального развития, выражающие эмоции гнева агрессией, не умеющие договариваться, с трудом приспосабливающиеся к жизни в детском коллективе, не уважающие своего товарища, его чувств, настроения и эмоций.

Поэтому особое значение приобретает проблема сохранения не только физического, но и психологического здоровья детей дошкольного возраста, формирования их эмоционального благополучия. Очень важно научить дошкольников принимать себя такими, какими они являются в действительности, - признак душевного здоровья и показатель личностного роста.

Для решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду в группах детского сада «Уголок психологической разгрузки».

Цель: создание соответствующих условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей и обеспечение специально организованных воздействий на дошкольников в условиях дошкольного учреждения.

Задачи:

• создать атмосферу психологического комфорта и эмоционального благополучия, свободной творческой и активной личности;

• создать условия способствующие развитию произвольной саморегуляции психофизического состояния и двигательной активности детей;

• создать условия способствующие развитию произвольной саморегуляции эмоционального состояния детей;

• способствовать развитию коммуникативной компетентности детей.

Ожидаемый результат:

• умение детей с повышенной активностью владеть приёмами саморегуляции;

• снижение проявления у агрессивных детей ссор и драк;

• благодаря материалам психологического уголка раскроются тревожные и застенчивые дети;

• умение дошкольников сотрудничать друг с другом, согласованно действовать в командных играх.

Основу разработки составили следующие принципы:

• гибкость и управляемость среды. Беря во внимание ограниченность пространства групповой комнаты, все материалы распределены в зависимости от удобства использования в групповой комнате.

• активность, самостоятельность. Предоставлена возможность свободного доступа к материалам, инициирование и поощрение потребности дошкольников самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций;

• индивидуальный подход к каждому ребёнку. Учёт особенностей личности (темперамента, настроения, интеллектуальных возможностей) в формировании положительных представлений о себе.

Уголок психологической разгрузки применяется для достижения релаксации и отдыха. Он способствует умственному развитию детей, гармонизирует эмоциональный фон, возбуждает интерес к исследованию.

Умение полноценно и правильно расслабиться – важная составляющая в формировании психологического здоровья. Поэтому материал для уголка подбирался с учётом его основного назначения, а именно:

• для психологической разгрузки воспитанников;

• обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;

• обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции;

• обучение детей бесконфликтному общению;

• повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;

• обучение дошкольников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

1. Уголок Уединения. Уголок уединения, призван решать благородную задачу создания ниши покоя. И чем он красивее, чем крупнее, чем более важное место в игровом уголке занимает, тем бесполезнее его наличие.

Если верить психологам, уголок уединения должен больше всего напоминать норку. Там должно быть полутемно, тесно и мягко. Это место для фантазий, а не для развернутых ролевых игр: отлежался, отсиделся, успокоился — можно вылезать и снова включаться в общую суету.

Наличие невысоких легких передвижных ширм и разноцветных драпировок разной величины, используемых, например, в некоторых детских садах, гораздо больше соответствует решению задачи индивидуализации пространства, чем стационарный уголок уединения. С помощью ширмочек и стульев ребенок сам выгораживает себе пространство требуемой площади. А используемые при этом ткани, их цвет, плотность и фактура отражают его эмоциональное состояние.

2. Доска (коврик, стена, солнышко) настроений. Если у ребенка плохое настроение он переворачивает свое фото в капельке, если хорошее- в солнышке. В течение дня настроение может меняться.

Игра «Волшебный стул». Для активизации положительных эмоций, для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, грусти часто в своей работе мы используем эту игру.

Грустному ребенку предлагаю присесть на стул, а остальные дети по очереди подходят к волшебному стулу, поглаживают сидящего на нем ребенка, говорят ему ласковые слова, дарят ему игры-забавы, которые имеют способность «заставить» ребенка улыбнуться, придумывают свои способы, как поднять настроение товарищу.

"Зеркало моего настроения".Если у ребёнка плохое настроение, он садится перед зеркалом смотрит на себя, улыбается. Настроение обязательно улучшится.

"Цветопись».Для снятия эмоционального напряжения, негативных эмоциональных переживаний, укрепления дружеских взаимоотношений. Из корзинки с разноцветными лепестками каждый ребенок выбирает соответствующий его настроению лепесток, и все вместе мы составляем один цветок (в виде ромашки) на нашей поляне. Как правило, все это заканчивается спонтанным «танцем настроения».

3. Альбомы с семейными и групповыми фотографиями. Рассматривание альбомов способствует снятию напряжения, поднятию настроения.

4. Игры на развитие эмоционально-волевой сферы

«Отгадай настроение сказочных героев»

«Путешествие в мире эмоций»

• "Наши чувства и эмоции" (с 3 лет)

• Ассоциации-цепочки. Эмоции

• Театр настроения

и т. д.

5. Аудио записи (шум моря, пенье птиц и т. д.)

6. Подушка (варежки, коробка) примирения

7. Игры на обучение сотрудничеству и согласованным действиям

Твистер-веселая, подвижная напольная игра для активной компании. Тот, кто окажется самым гибким, пластичным, умеющим выползать в буквальном смысле из самых сложных ситуаций, тот и победит в игре

"Паутинка".Некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это — проблема.

В этой игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык. "Паутина" представляет собой отличную метафору взаимосвязанности всех детей группы.

Все дети садятся в круг. Ведущий берет в руки клубок ниток.

Предлагает детям назвать свои имена. Каждый участник называет свое имя, при этом разматывая клубок. В итоге получается паутина, которая связывает всех ребятишек.

Паутина эта необычная, "волшебная". Каждому ребенку достается кусочек паутинки, который можно надеть на руку в качестве браслета!

8. Обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции

Волшебные предметы. Разнообразные волшебные предметы : шляпа, колпачки, палочка, плащ и т. д. помогают воспитателю вместе с детьми совершать чудесные путешествия и превращения, сделать общение с детьми сказочным, насыщенным приятными сюрпризами, причем не только во время занятий, но и в свободной игровой деятельности.

Мешочки настроений. “Мешочек радости” изготовлен из светлого материала с соответствующим изображением лица хорошего настроения. “Мешочек грусти” изготовлен из тёмного материала с соответствующим изображением лица плохого настроения. Мешочки завязаны шнурками. Если у ребёнка плохое настроение, он может взять мешочек, развязать шнурок и “сложить” в него своё плохое настроение, обиды, злость, а потом тщательно завязать. Потом из другого мешочка берёт хорошее настроение, смех, улыбку, радость.

9. Игры на развитие сенсорики:сухой бассейн,массажные шарики,пуговки, зернышки, собери бусики.

“Шкатулка секретов”.В ней сложены пушистые бубончики, кусочки меха, мягкие кисточки, гладкая стеклянная палочка, кусочек шёлковой ткани и т. д. Ребёнок закрывает глаза, педагог проводит по его руке любым предметом с вопросом “Что это? Угадай?”.

10. Игры и предметы, способствующие снятию эмоционального напряжения и умения выразить негативные эмоции

«Коврик злости»также помогает детям избавиться от гнева. Он представляет собой фабричный коврик для прихожих с шероховатой поверхностью или связанный из грубых ниток, с маленькими разноцветными бантиками на нем. Ребенок разувается, заходит на коврик и вытирать ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.

«Стаканчик для крика».

Представляет собой непрозрачный стакан темного цвета, красиво оформленный. Например, если ребенок проявляет агрессию, воспитатель предлагает ему отойти в уединенный уголок и оставить все «плохие» слова, всю свою злость, гнев в этом волшебном стаканчике. После того, как ребенок выговорится, стаканчик плотно закрывается и прячет.

Корзинка с клубочками разноцветных ниток. Их цель: успокоить расшалившихся детей, научить их одному из приёмов саморегуляции. Сматывая яркую пряжу в клубки, ребёнок успокаивается. Ещё один вариант использования клубков – воспитание чувства принадлежности к группе, безопасности в коллективе. В этом случае в игре участвует и педагог. Наматывая нитку на большой палец правой руки, педагог начинает петь песенку (например, “Колобок”, “Теремок”). Затем передаёт клубок ребёнку, назвав его по имени, и тот продолжает песенку. К концу песенки все соединены одной ниточкой. Все снимают нитку с пальца и кладут на стол. Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась, и ребята в группе будут также дружить и помогать друг другу.

11. Музыкальный центр с аудиотекой релаксационной направленности

12. Повышение самооценки детей:дерево добрых дел,коробочки добрых дел,герой дня.

Публикации по теме:

Анализ развивающей предметно-развивающей среды в группе. «Предметно – развивающая среда» — это система условий, обеспечивающая развитие ребенка. Предметно-пространственная среда выполняет по отношению.

Сценарий представления проекта по организации предметно-развивающей среды «Играя — учимся, играя — познаём» Презентация долгосрочного, игрового, творческого проекта в подготовительных группах на тему: «Играя - учимся, играя – познаём» Шут №1:.

Изменение предметно-развивающей среды к 9 маяИзменение предметно-развивающей среды к 9 мая 2 младшая группа. Первый день с изменениями в предметно- развивающей среде к 70- летию Победы. Уже сейчас в нашем детском саду "Теремок",.

Консультация для воспитателей «Организация развивающей среды в группах» Цель программы – всестороннее развитие ребенка через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду. Среда организуется так,.

Организации предметно-пространственной развивающей среды детского сада с опорой на схему единства характера средыОрганизации предметно-пространственной развивающей среды детского сада с опорой на схему единства характера среды Детский сад сегодня функционирует и развивается в условиях нестабильной социально- экономической и образовательной ситуации. Больших изменений.

Организация предметно-развивающей средыОрганизация предметно-развивающей среды Главная роль в становление личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым. От того, насколько они смогут окружить.

Проект по созданию инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала Проект по созданию инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала Цель. Создание инновационной модели.

Проект предметно-развивающей среды логопедического кабинета «Страна семи гномов»Проект предметно-развивающей среды логопедического кабинета «Страна семи гномов» Проект «Страна семи гномов» Оформление развивающей среды логопедического кабинета Проект по инновационному подходу к созданию предметно-развивающей.

Проект развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе по теме «Животные жарких стран» Проект развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе по теме «Животные жарких стран» Работу выполнила: Королькова Е. К.

Проект «Создание предметно — развивающей среды» — возраст детей вторая младшая группа Вид проекта: долгосрочный, практико - ориентировочный. Участники проекта: воспитатели группы №4, родители и дети группы №4. Цель: разработка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект предметно-развивающей среды в психологических уголках в группах ДОУ
Опубликовано: 20 сентября 2015 в 19:56
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД