Получи документы

Консультация для педагогов «Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников»

Анастасия Кучужина
Консультация для педагогов «Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников»

КАК СТАТЬ КОМПЕТЕНТНЫМ

В ОБЩЕНИИ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Уважаемые педагоги!

Иногда в группе детского сада можно наблюдать такую картину: утром папы и мамы приводят детей к дверям детского сада своих детей, вежливо говорят воспитателям: «Здравствуйте» и уходят. А вечером приходят папы и мамы за детьми и, сказав: «До свидания», уводят детишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок в детском саду и дома, что его радует, огорчает, интересует. Малоинтересные родительские уголки, информация на которых год от года повторяется, также приводят в уныние… Увы, эта грустная картина характерна для некоторых детских садов.

Публикация «Консультация для педагогов „Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников“» размещена в разделах

У педагогов и родителей единые задачи – сделать все, чтобы дети росли счастливыми, жизнерадостными, здоровыми, стали гармонически развитыми личностями. А для этого необходимы тесные контакты с родителями и взаимополезное сотрудничество.

К сожалению, трудностей в организации общения предостаточно: непонимание родителями важности режима детского сада, постоянное его нарушение и, как следствие, взаимные упреки и претензии; сложно складываются отношения с молодыми родителями и с родителями из неблагополучных семей, имеющими проблемы личного характера – они зачастую относятся к педагогам и его требованиям снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка.

Из чего же складывается успех общения? Прежде всего, из желания пойти на контакт, наладить отношения, увидеть в другом, равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

Ведущая роль в организации общения с родителями принадлежит, бесспорно, воспитателю. Чтобы выстроить его, воспитателю важно обладать коммуникативными навыками, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи. Он должен дать родителям почувствовать свою заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать, что он видит в родителях единомышленников, равных партнеров.

Что же такое – профессиональная компетентность и какого педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?

Анализ современных требований к организации общения педагога с родителями воспитанников свидетельствует, что профессиональная компетентность предполагает прочность педагогических представлений, сформированность профессионально значимых качеств (выдержка, такт, глубокое овладение знаниями о семье.

В содержании профессиональной компетентности входят следующие личностные качества, знания, умения и навыки.

Личностные качества и установки (личностный компонент):

Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников.

Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями.

Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями.

Выдержка, тактичность, уважительность, сдержанность, доброжелательность и др.

Знания (содержательный компонент):

О семье.

О воспитательном потенциале семьи.

Об особенностях семейного воспитания.

О методах изучения семьи.

О методах активизации родителей.

Умения и навыки (деятельностный компонент):

Умение преодолевать психологические барьеры общения с родителями, осуществлять к ним индивидуальный подход.

Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье, определять оптимальные пути его развития.

Умение ориентироваться в информации, отбирать необходимое для работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания в семье.

Умение организовывать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями, оказывать им действенную педагогическую помощь.

Определим коммуникативные умения и навыки, которыми должен обладать воспитатель:

• устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им;

• предвидеть результаты общения, возможные трудности;

• предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации; создавать в процессе общения с родителями атмосферу совместного творчества;

• владеть этикетными нормами речи и поведения;

• осуществлять индивидуальный подход на основании знания конкретных особенностей каждой семьи.

Уважаемые воспитатели! Предлагаем вам анкету, которая выявит уровень вашей коммуникабельности в общении с родителями. Отвечать нужно быстро, однозначно «да», «нет», «иногда». Будьте, пожалуйста, предельно честны с самим собой!

ВОПРОСЫ

1. Вам предстоит обычная беседа с родителем. Выбивает ли Вас из колеи ее ожидание?

2. Вызывает ли у Вас неудовольствие поручение выступить с докладом перед родителями?

3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?

4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование?

5. Вам предлагают провести общее собрание для родителей всех воспитанников детского сада. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого?

6. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?

7. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей постоянно задает Вам вопросы?

8. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?

9. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в вопросах воспитания?

10. Любите ли вы делиться своими переживаниями об общении с родителями с руководством, коллегами?

11. услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не спорить?

12. Страшитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?

13. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо родителей, а не детей?

14. Проще ли Вам подготовить стендовую информацию для родителей, чем провести устную консультацию?

15. При общении с родителями Вы редко смотрите ему в лицо, стараетесь отвести свой взгляд?

16. У Вас есть свои критерии оценки семейного воспитания, и других мнений Вы не приемлете?

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ.

«ДА» -2 очка, «ИНОГДА»- 1 очко, «НЕТ»- 0 очков. Полученные очки суммируются. Так Вы можете определить для себя, к какой категории относитесь.

30-32 очка. Скорее всего, Вы вообще некоммуникабельны, Вам очень сложно вступать в общение с родителями, контакты с ними Вы стремитесь свести к минимуму. В основном, они формальны. Вы убеждены, что большинство родителей – это всегда чем-то недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Вам необходимо серьезно работать над собой, развивать свои коммуникативные навыки.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями является для Вас не слишком приятным делом. В неудачных контактах с родителями в большей степени обвиняете их, а не себя. В Ваших силах изменить особенности своего характера, еще не все потеряно.

19-24 очка. Вы достаточно общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удаётся достаточно легко наладить контакты с большинством родителей, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако, порой, Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки легко поправимы.

14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы уверены, что с любым родителем всегда можно найти общий язык. Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее другому. Родители тоже стремятся поддерживать контакты с Вами, принимают ваши советы.

9-13 очков. Вы весьма и весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, стремитесь всегда высказать свое собственное мнение о том, как надо воспитывать детей, дать совет в любой ситуации, чем вызываете раздражение у родителей. Вам недостает терпения и смелости при столкновении с серьезными проблемами. Будьте сдержанней.

4-8 очков. Вы чрезмерно общительны, стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда успешно можете довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и яростно отстаиваете его. Возможно, что родители относятся к Вам с опаской и сомнением. Задумайтесь над этим.

3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны Вольно или невольно Вы часто бываете причиной конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность.

Помните, уважаемые воспитатели, что самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке, а умение педагога найти хорошее качество в каждом ребенке характеризует его как компетентного в глазах любого родителя.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников» Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Нас в любое время года Учит мудрая природа: Птицы учат пению. Паучок терпению.

Консультация для педагогов ДОУ: «Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию» Описание материала: предлагаю вам учебно-методическую разработку по взаимодействию с родителями по экологическому воспитанию. Данный материал.

Консультация для педагогов «Индивидуальное консультирование родителей воспитанников в ДОУ»Консультация для педагогов «Индивидуальное консультирование родителей воспитанников в ДОУ» Детский сад – это не просто заведение, куда родители отдают ребенка на некоторое время. Это место, где малыш проводит значительную часть.

Консультация для педагогов «Несколько правил общения с родителями воспитанников» Уважаемые коллеги! На нас лежит огромная ответственность, которая ежедневно требует от нас высокого профессионализма и огромных душевных.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ» Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что.

Видео и консультация для педагогов «Работа с родителями в проектной деятельности»Видео и консультация для педагогов «Работа с родителями в проектной деятельности» Работа по развитию речи детей в театрализованной деятельности эффективна при использовании различных игр, упражнений и этюдов, ритмопластики,.

Консультация для педагогов «Родительское собрание «Чаепитие» в нетрадиционной форме общения с родителями воспитанниковКонсультация для педагогов «Родительское собрание «Чаепитие» в нетрадиционной форме общения с родителями воспитанников Шалва Александрович Амонашвили — советский, грузинский и российский педагог-новатор и психолог, утверждает: «Каждый воспитатель должен.

Консультация для педагогов и родителей «Конфликтные ситуации между родителями воспитанников. Пути их решения»Консультация для педагогов и родителей «Конфликтные ситуации между родителями воспитанников. Пути их решения» «Все решения принятые в состоянии гнева заканчиваются в стыде» Л. Толстой. Доверяя свое любимое и зачастую единственное чадо детскому.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I)Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I) Семинар-практикум для молодых педагогов "Общение воспитателя с родителями воспитанников"(часть I). Подготовила и провела педагог-психолог.

Тест для самооценки затруднений в общении с родителями Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию тест, касающиеся практики общения с родителями в дошкольном учреждении и который используется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников»
Опубликовано: 10 июня 2020 в 15:42
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД