Юлия Альсеитова
Опыт работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье сберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия педагогов, медиков, психолога с целью сохранения и укрепления здоровья ребенка.
Здоровьесберегающие технологии включают в себя основные направления:
1. Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса:
Публикация «Опыт работы „Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Темочки
- работа с детьми в различных видах деятельности.
2. Физическое развитие и оздоровление детей :
- закаливание;
- точечный массаж;
- гимнастика;
- организация двигательного режима;
- игры которые лечат;
3. Работа с родителями.
В нашем учреждении отводится большая роль здоровьесберегающим технологиям.
1. Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса.
Организованная образовательная деятельность позволяет получать детям доступные их возрасту знания о человеке, формирует у малышей необходимые умения, совершенствует психологические процессы (восприятие, мышление, речь, а также побуждает ребёнка к активной познавательной деятельности.
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у малышей через разные виды деятельности позволяет воспитать у них такие качества как опрятность, аккуратность, соблюдение чистоты и порядка, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Формирования всех этих навыков задача сложная, требующая систематичности, большого терпения. Необходимо сделать этот процесс доступным, интересным, увлекательным. Для этого следует использовать следующие методические приё мы:
1. Показ и объяснение;
2. Упражнения и контроль;
3. Пример взрослых;
4. Игровые приёмы;
5. Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, книг, бесед, инсценировок.
Пение колыбельных песен, слушанье музыки создают для ребёнка чувство психологического комфорта и расслабления.
Хотелось бы обратить внимание на использование потешек в работе воспитателя. Чтение потешек является своеобразным методом телесной терапии в раннем возрасте, помогающей налаживанию отношений между взрослым и ребёнком, развитие общей моторики и развитие мелкой моторики рук способствует закреплению полезных привычек.
Таким образом воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса способствует созданию условий для здорового образа жизни и укрепить здоровье ребенка.
2. Физическое развитие и оздоровление детей :
В физическом развитии и оздоровлении детей особое место уделяется закаливающим процедурам. Закаливание способствует укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Также подобные мероприятия содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Закаливание будет эффективно, если оно обеспечивается в течении всего дня.
ЭТО - четкое соблюдение режимных моментов;
- четкая организация теплового и воздушного режима;
- рационально подобранная одежда для детей (зависит от сезона, местонахождения ребёнка, т. е. в группе или в прохладном помещении) ;
- соблюдение режимов прогулок при температуре 15-20 градусов;
- сон в проветренном помещении;
- хождение босиком в группе, на физкультурных занятиях при температуре пола 18 градусов;
- хождение по мокрым дорожкам не более 1 мин;
- обтирание влажным полотенцем (особенно в летний период) ; - воздушные ванны;
- контрастное обливание ног при температуре 36-26 градусов;
- гигиенические процедуры;
Все закаливающие процедуры должны быть согласованы с врачом.
Точечный массаж
Точечный массаж - это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в местах расположения осязательных и проприоцептивных точек и разветвлений нервов. Точечный массаж также служит как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Особенно хороший результат, когда сочетается с "общением" со своим телом в игровой ситуации и проговариванием ласковых слов (милый, добрый, хороший).
Для детей раннего возраста рекомендуется массаж (игровые упражнения).
- Массаж лица;
- Массаж шеи;
- Массаж живота;
- Массаж ушной раковины;
- Массаж рук;
- Массаж ног.
Приложение № 1 Массаж рук "Поиграем с ручками"
Эй, ребята, все ко мне.
Кто стоит там в стороне?
А ну быстрее лови кураж
И начинай игру-массаж.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.
Потом руки "помочалю",
Плечи мягко разомну.
Затем руки я помою,
пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
и тепло поберегу.
Вытяну я пальчики,
Пусть бегут как зайчики.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра,
Отдыхает детвора.
Приложение № 2 Точечный массаж ушек "Поиграем с ушками"
-
-Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
- Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
- Ловко с ними мы играем,
Вот как хлопаем ушами.
-А сейчас все тянем вниз.
Ушко, ты не отвались!
- А потом, а потом
Покрутили козелком.
- Ушко, кажется, замерзло,
Отогреть его так можно.
- Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
- А раз кончилась игра,
Наступила ти-ши-на!
Приложение № 3 Закаливающий массаж подошв "Поиграем с ножка-ми"
Гимнастика - это универсальное средство физического развития человека
Общеукрепляющая гимнастика – это организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. Во время гимнастики повышается эмоциональный тонус, развивается двигательная активность, ребенок получает положительные эмоции от движений в коллективе сверстников. Снимается напряжение от пробуждения после ночного сна, собирается внимание, дисциплинируется поведение.
Бодрящая гимнастика или гимнастика пробуждения проводится после дневного сна для запуска всех жизненно важных процессов организма. Является хорошим стимулом для поднятия настроения.
Пальчиковая гимнастика. Развитие ребёнка связано с развитием движений пальцев рук. Третья часть всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Воздействуя на тонус руки ребёнка, с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата.
Артикуляционная гимнастика – это система упражнений для развития речевых органов. Цель такой гимнастики – выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и подготовка речевого аппарата для речевой нагрузки. Проведение артикуляционной гимнастики способствует рождению правильных звуков и усвоению слов сложной слоговой конструкции.
Использование физкультминуток во время проведения организованной образовательной деятельности способствует снижению утомления у детей, а также активизируется мышление и повышается умственная работоспособность.
Дыхательная гимнастика- это система упражнений на развитие речевого дыхания. Цель – формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох и длительный выдох). При речевом дыхании значительно увеличивается дыхательный объём и вентиляция легких, газообмен, и кровь быстрее и легче обогащается кислородом, что способствует развитию способности произносить длинные фразы и является профилактикой заикания. Дыхательные упражнения позволяют очистить слизистую оболочку дыхательных путей и улучшает дренажную функцию бронхов, укрепляет дыхательную мускулатуру, улучшает самочувствие ребёнка.
Гимнастика глаз
Бытует мнение, что глаза- зеркало души. Чистые блестящие глаза детей - признак хорошего здоровья, а здоровье необходимо беречь, а глаза тем более, потому что до 80% информации из окружающего мира, мы получаем через органы зрения. Глядя в глубину глаз новорожденного, специалист уже может предположить грозит ему близорукость, дальнозоркость или нет.
Упражнения для глаз проводятся с целью укрепления мышц глазного яблока, снятия глазного напряжения и для профилактики близорукости.
Корригирующая гимнастика (ходьба по корригирующей дорожке) .
Цель такой гимнастики - укрепление свода и связок стоп, что является хорошим средством для профилактики и исправления плоскостопия.
Подвижные игры
Подвижные игры способствуют развитию двигательной активности детей, направлены на социализацию, формирование нравственности и познавательного развития.
Во время проведения подвижных игр решаются следующие задачи:
1. Повышается активность и общая работоспособность детей;
2. У детей формируются двигательные умения и навыки;
3. Формируется интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Таким образом комплекс мероприятий современных здоровьесберегающих технологий, который проводится в нашем детском саду, позволяет создать оптимальные условия для формирования культурного здорового образа жизни и улучшить качество здоровья каждого ребёнка.