Получи документы

Опыт работы на тему «Значение этикета в жизни дошкольника»

Элита Магомедовна Абдурагимова
Опыт работы на тему «Значение этикета в жизни дошкольника»

Работу подготовила :

воспитатель МДОУ детский сад № 57

Абдурагимова Э. М.

Люберцы

Из всех творений самое прекрасное —

получивший прекрасное воспитание человек.

Эпиктет.

“Душа ребёнка чиста как белый снег, падающий с неба. И писать на ней надо белой палочкой, такой же чистой, как она сама. Проведёшь один раз чёрной палочкой, то всю душу замараешь.

Публикация «Опыт работы на тему „Значение этикета в жизни дошкольника“» размещена в разделах

Дети – наша гордость. В них всё нам мило и дорого. Но всегда ли мы задумывались над тем, что привлекательность нашего ребёнка не только в красоте его внешнего вида? Главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т. к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни.

В жизни общества этикет играет весьма важную роль. Благодаря этикету мы знаем, как принято вести себя среди людей, как поступать в соответствии с возникшей ситуацией, строить свои отношения с близкими, друзьями. Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможности успешного общения в окружающем мире. Начинать обучение правилам и нормам этикета необходимо в дошкольном возрасте. Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор. На нём лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил. Первые представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье. Родители и воспитатели обязаны помочь маленькому человеку в познании тайн человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно.

В последние годы в нашем детском саду, как и во многих других дошкольных учреждениях, стало традиционным проведение дня вежливости или недели доброты. Отсюда возник вопрос: а почему только день или неделя? Конечно, в повседневной жизни и деятельности мы обращаем внимание на развитие у детей нравственных норм и качеств, правил поведения в обществе. Однако, чаще всего, это происходит спонтанно, исходя из каких-то конкретных ситуаций, которые неожиданно возникают: например ребенок пришел утром в группу и забыл поздороваться; другой сказать «спасибо» за помощь другу. Мы, воспитатели, раскрываем детям значение этих вежливых слов, даем понять ребятишкам, почему так важно здороваться с другими людьми – то есть пожелать им здоровья или поблагодарить человека в ответ за хорошее дело, ведь «Доброе слово и кошке приятно». В другой ситуации ребенок принес свою игрушку в сад и не хочет делиться ею или же другой ребенок отнял у друга игрушку – мы учим детей быть добрыми и со всеми делиться.

Опираясь на вышесказанное, возникла идея проведения систематической планомерной деятельности по воспитанию у детей культурного поведения в течении всего года. Работу по данному направлению мы решили оформить в виде проекта "Дошколёнок – вежливый ребенок". За основу были взяты следующие темы: этические нормы отношений с окружающими (речевой этикет, правила и нормы поведения в общественных местах, гостевой и столовый этикет.

Цель проекта заключалась в следующем:

воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста на основе правил этикета.

Задачи:

• Формировать навыки этического поведения.

• Развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам.

• Закреплять знания детей о правилах и нормах этикета в определенных бытовых ситуациях.

• Воспитывать уважение к окружающим людям.

Ожидаемые результаты

• Овладение детьми разными формами и способами культурного поведения, умение применять их в различных жизненных ситуациях.

• Развитие личности ребенка, умение продуктивно взаимодействовать с другими людьми.

Задумка проекта состояла в том, чтобы разработать цикл мероприятий в течении всего года, в которых бы красной нитью проходило нравственное воспитание детей и которые бы являлись своеобразным итогом работы по определенным темам этикета. Работая в тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем, мы старались составлять сценарии к тематическим праздникам таким образом, чтобы на них присутствовали известные детям герои сказок и мультфильмов, которых бы сами ребята учили, как себя вести в той или иной ситуации.

Пути реализации проекта:

> самообразование по данной теме, повышение своей компетентности.

> Подбор методического демонстрационного материала, художественной литературы, музыкальной фонотеки, мультфильмов и кратко метражных фильмов по данной теме.

> Разработка конспектов занятий, видеопрезентаций, сценариев досугов, праздников и развлечений.

Формы деятельности воспитателя:

* разработка и составление перспективного плана, этических бесед

«Что такое этикет», «Каким я хочу быть ".

Составление конспектов занятий “Прием гостей”, “Столовый этикет”, Например, дети должны знать, что на столе всегда должны быть порядок, чистота и красивая сервировка; за столом сидят с чистыми лицом и руками; застолье проходит без окриков и резких замечаний; нужно правильно пользоваться столовыми приборами салфетками.

* Ходить в гости нужно только по приглашению. Неожиданный визит вряд ли будет приятен хозяевам;

* Приходить в гости с пустыми руками невежливо, нужно иметь с собой хотя бы символический гостинец;

* Первое, что должен сделать гость – поздороваться;

* Будучи гостем, нужно вести себя сдержанно и спокойно. Нельзя трогать без спроса вещи, тем более, лазить в шкафы, открывать ящики. Нельзя бегать и шуметь;

* Нельзя отпускать негативные комментарии по поводу дома хозяев и его обстановки, даже если в нем не слишком чисто или неприятно пахнет

* Если хочется рассмотреть что-то из обстановки дома (сувенир, фото, игрушку, прочее, нужно попросить разрешение у хозяев

* Уходя домой, необходимо поблагодарить хозяев за радушный прием и хорошо проведенное время.

Предварительная работа перед реализацией проекта включала в себя анкетирование родителей воспитанников, целью которого было выявление навыков культурного поведения в семье. По результатам опроса было видно, насколько у того или иного ребенка широки знания в области этики и этикета и как они проявляются со своими близкими родственниками.

Работа с детьми наиболее результативна тогда, если она находит продолжение в семье. Поэтому для родителей были подготовлены консультации с рекомендациями о том, что и дома необходимо придерживаться определенных правил и норм этикета, выработанных нашим обществом. Единство требований в детском саду и в семье - является необходимым условием, позволяющее сохранить преемственность воспитания. Наша общая цель – вырастить культурного и образованного человека будет достигнута только при тесном взаимодействии и сотрудничестве.

Большую роль в нравственном развитии личности дошкольника сыграл Сухомлинский В. А. Отводя важную роль семейному воспитанию, он говорил: “Ребёнок – это зеркало нравственной жизни родителей”. Семья оказывает огромное влияние на ребёнка. Пример родителей, взаимоотношения в семье, организация совместного труда и досуга – всё это имеет своё определённое значение. «Самый лучший способ привить хорошие манеры – постоянно показывать личный пример». Детям свойственно стремление к подражанию, поэтому многое в их нравственном развитии зависит от культуры взаимоотношений в семье, от той атмосферы, которая сложилась в ней. В хорошей семье дети редко слышат запрет, а чаще слышат поощрение, одобряющее слово. В ребёнке воспитывается стремление быть хорошим, добрым.

В работе применялись различные формы взаимодействия с родителями.

• Беседы о правилах культурного поведения в детском саду и дома.

• Консультации.

• Выставка книг по этикету, оформление папок-передвижек.

• Совместные досуги и развлечения, викторины, конкурсы.

• Выставки совместных с детьми рисунков и поделок.

• Мастер классы

• Оформление плакатов и стенгазет.

В непосредственной работе с детьми на занятиях, в режимных моментах, а также на прогулке, основываясь на ФГОС в каждой из пяти областей, были поставлены следующие задачи:

Познавательное развитие: развитие воображения и творческой активности, расширение кругозора и знаний детей в области этикета, представления о правилах поведения с окружающими людьми. Проводились этические беседы: «Уроки вежливости», "Доброта и доброжелательность", "Правила поведения за столом", "Оглянись внимательно вокруг", "Труд даже будни может сделать праздничными днями". Труд воспитывает человека, а плоды его труда украшают жизнь. Не случайно говорят: «Где нет труда, сады там не цветут». Труд – это не только физическая работа. Трудиться приходится карандашом над книгой, а воспитание себя – тоже труд.

Чтение художественной литературы, разучивание стихов. Использовались такие произведения: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», как русская народная сказка "Лиса и Журавль", Чуковский К. И. "Федорино горе", "Мойдодыр", «Белка и волк» Л. Толстого, рассказы «Плохо», «Три товарища» В. Осеевой.

Применение интерактивной доски для показа детям иллюстративного материала и выбора правильного ответа, путем прикосновения к соответствующим картинкам. Просмотр познавательных мультфильмов и передач с использованием ИКТ: "АБВГДЕЙКА - Этикет", "Уроки тетушки Совы - уроки хорошего поведения", "Урок этикета для Винни-Пуха".

Социально-коммуникативное развитие: формирование навыков культурного поведения в повседневной жизни; дать детям элементарные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо; учить оценивать свои поступки и поступки товарищей; воспитывать уважение к старшим; Создание и обыгрывание проблемных ситуаций и их совместное решение: например, «Обезьянка заболела», «Справедливые обиды», «Два жадных медвежонка». Разыгрывались сюжетно-ролевые игры «Семья», «Отправляемся в гости», «Путешествие в театр», «Прогулка в музей», "В общественном транспорте".

Речевое развитие: формирование навыков использования в речи вежливых слов и выражений; обучение детей правильному построению предложений. Для этого с детьми использовались такие словесные игры, как «Утреннее приветствие», «Волшебные слова», «Поздравления и пожелания», «Вежливая просьба». Разучивались стихи, пословицы о дружбе, взаимовыручке.

Художественно-эстетическое развитие: развитие образного эстетического восприятия, формирование представления о взаимосвязи этикета и эстетики, развитие творчества, способность отражать полученные знания в рисунке.

Так, после проведенных занятий и бесед по правилам этикета, с детьми проводилась совместная изобразительная деятельность. К примеру, для закрепления знаний по теме "Правила поведения в общественном транспорте», дети на музыкальном занятии путешествовали на разных видах транспорта имитируя и меняя движения, согласно звучанию определенной мелодии. Затем закрепляли полученные знания в сюжетно-ролевой игре и отражали свои действия в рисунках.

Перед сюжетно-ролевой игрой "Прием гостей" дети нарисовали красивые салфетки для сервировки стола, на лепке изготовили пирожные, прянички для угощения кукол. Для сюжетно-ролевой игры "Поход в театр" дети на аппликации смастерили билеты и программки.

Также осуществлялась подборка музыкального репертуара: песен и танцев о дружбе, о любви к природе, людям и животным.

Физическое развитие: формирование у детей здорового образа жизни. Данное направление включало в себя проведение физкультминуток на закрепление слов-приветствия и игровых упражнений. Например: «Здравствуете ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп! Здравствуйте ножки: Топ-Топ-Топ! Добрый день ручным часам, звонким детским голосам.

Организация подвижных игр на закрепление нравственных норм и качеств: Например, «Злые и добрые кошки» - умение перевоплощаться, жестами и мимикой показывать свое преображение и отношение друг к другу. «Веселый трамвайчик», каждый пассажир, участник игры, перед тем как сесть в транспорт, должен произнести вежливое слово, получая за это билет на проезд. В случаях затруднения – пассажира выручают друзья.

Проведение спортивных досугов и развлечений с родителями воспитанников цель- демонстрация личного примера взрослого, осуществление взаимовыручки, умения договариваться.

Основные способы педагогического воздействия, которые использовались с дошкольниками.

1. Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

2. Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или картошки. Следует добиваться осознания ребенком необходимости приборов.

3. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.

4. Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

5. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.

6. Разнообразие словесных методов: использование реальных или сказочных историй, которые создают эмоциональное восприятие поведенческих правил.

7. Беседа: помогает выяснить уровень знания и понимания детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить с небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение.

Все перечисленные методы и приемы работы использовались с детьми на занятиях, прогулках, в режимных моментах и самостоятельной деятельности, и послужили накоплению знаний детьми в области этики и этикета.

Как я уже отметила в начале своего выступления, своеобразным подведением полученных детьми знаний, умении и навыков в нашем проекте, являлись праздничные утренники, музыкальные развлечения и досуги.

В течение года с детьми были организованы и проведены следующие мероприятия:

1. «Осень в цветочном городе». Дети учили Незнайку правилам поведения в общественном транспорте, так как в Цветочный город они ехали на поезде. Осень с ребятами поведали Незнайке о том, что зазнаваться не хорошо. Прежде чем хвастаться, нужно самому научиться петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Дети закрепили правила взаимоотношения со сверстниками, учились оценивать свои поступки и поступки товарищей. Ребята усвоили: чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и чувства, считаться с желанием других и уметь уступать.

4. День толерантности. Главная цель праздника закрепить с дошкольниками правила взаимоотношений между людьми, что хотя мы все разные, но мы все равные по своим правам и возможностям. Не важно, какой ты национальности, всем нужно жить в мире и согласии. Дети рассказывали стихи и пословицы о дружбе, водили хороводы, пели песни. Родители воспитанников разыграли сказку «Репка», в которой наглядно показали детям, что дружба - это главное оружие. И даже самая маленькая сила – способна вершить великие дела. Только сообща герои сказки вытянули репку, когда собачка, подружилась с кошкой, а кошка с мышкой!

5. День матери. Своими песнями, стихами дети показали любовь к главному человеку на земле – своей маме. Дети закрепили умение говорить ласковые, добрые слова взрослым и друг другу. Вместе с мамами дошкольники готовили разные блюда, мастерили костюмы, исполняли танцы и песни. Показали, как они помогают мамам заниматься со своими меньшими братьями и сестрами: правильно учат их причесываться и одеваться, играть в разные игры.

6. Новый год. Дошкольники показали умения и навыки в гостевом этикете : как правильно принять гостей, сервировать стол, организовать развлекательную программу.

7. День защитника Отечества «Как богатыри Кощея победили»

Вместе с героями праздника – русскими богатырями – дети доказали, что добро всегда побеждает зло. Важную роль при этом играет ум, смекалка, сила и взаимовыручка.

8. Женский день. В играх и конкурсах со своими родителями, бабушками и дедушками, дети показали, как нужно относиться к своим родным и близким, ценить и уважать старших, помогать им в делах. Слова старушки Шапокляк «Кто людям помогает, тот тратит время зря» - совсем не оправдывают себя. И как бы Шапокляк не пыталась ребятишек сбить толку своими вопросами и загадками – дети не поддавались уловкам старушки. В конечном итоге, они доказали ей, что добрые дела совершать намного приятнее, чем делать хоть и мелкие, но пакости.

9. Итоговым мероприятием нашего проекта был выпускной дошкольный бал "Ветер перемен", центральным персонажем которого являлась Мэри Поппинс, в моем исполнении. Главная героиня праздника устроила выпускникам своеобразный экзамен перед уходом в школу: дети показали свои знания о правилах поведения на уроках и переменках, об уважительном отношению к учителю, бережному отношению к учебникам и своим вещам, умение правильно организовать свой день и о том, как они помогают взрослым.

В результате реализации проекта к концу года, дети приобрели знания о нормах речевого этикета со взрослыми и сверстниками, стали их чаще использовать в реальных жизненных ситуациях. Ребятишки начали относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее, уменьшилось число конфликтных ситуаций. Кроме того, значительно обогатился их лексический запас, он пополнился словами и выражениями из словаря речевого этикета. Родители же стали больше проявлять интерес к вопросам нравственного воспитания своих детей, чаще стали обращаться с вопросами о том, насколько вежливо их дети ведут себя в детском саду, прислушиваться к нашим советам и рекомендациям. Взрослые стали более требовательными к себе, возродились семейные традиции. Заметные сдвиги произошли в отношениях между детьми и родителями. Ребятишки стали помогать взрослым в домашнем труде и по уходу за младшими сёстрами и братьями. Все это подтверждает, что именно общая духовная жизнь, основанная на благородных идеалах, способна обогатить каждого члена семьи, и маленького и большого.

Обобщая и анализируя свой опыт практической деятельности в детском саду, хочется привести в пример четыре основных условия, делающих всякого ребёнка воспитанным. Их выделил в своих трудах В. А. Сухомлинский:

1) радость, счастье, жизнерадостное мировосприятие;

2) сердца детей должны быть широко открыты радостям и горестям других людей;

3) вера в другого человека, наличие старшего друга;

4) красота, духовная жизнь в мире прекрасного.

Завершая свое выступление, хочется отметить, что наш проект "Дошколёнок – вежливый ребенок", послужил тому, чтобы заняться данным направлением более углубленно. В настоящее время мы ведем работу по внедрению и апробации программы «Путешествие по стране этикета» которая построена с учетом возрастных особенностей детей от младшего до старшего дошкольного возраста. В прошлом году моя работа велась с детьми подготовительной группы. Это был первый мой выпуск. Мы добились очень хороших результатов. В этом году ко мне пришли малышки. Постоянно пополняется методический материал: наглядные пособия, видео разработки, консультации и рекомендации для родителей, картотеки игр, песен, сценариев праздников и развлечений соответственно возрастной группе. Можно сказать, что теперь мы начали развитие культурных навыков и правил поведения с самых азов и надеемся добиться еще больших результатов, в тесном сотрудничестве со всеми специалистами нашего дошкольного учреждения и, конечно же, с родителями воспитанников.

В заключенье хочется сказать: "Вежливость не рождается сама собой. Её воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду. Так, чтобы человек – будь то маленький или взрослый – дарил окружающим искреннюю улыбку. И кому, как не воспитателям, педагогическому коллективу в целом, решать эту повседневную работу. И мы верим, что сегодняшние воспитанники нашего детского сада, которым заложили зерно доброго, человеческого, вырастут настоящими людьми!

Список литературы

1. Л. Б. Фесюкова "Воспитываем и учим"

2. Н. М. Метенова Родителям о детях

3. Н. М. Метенова Взрослым о детях

4. Н. М. Метенова "Уроки Вежливости"

5. Зайцев Г. К. Уроки Мойдодыра СПб. ,1998

6. Косачёва И. П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М. : издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.

7. Костылёва О. Г., Лукина И. Г. Учись быть вежливым. – М. : Чистые пруды, 2006.

8. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.

9. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М. : «Русский язык», 1998.

10. Русские народные сказки Хрестоматия.

11. “Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М. : Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.

12. Курочкина И. Н. Этикет для детей и взрослых. М. ,2001

13. Сухомлинский В. А. Хрестоматия по этике. – М. : Педагогика, 1990.

14. Шорыгина Т. А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2010.

15. Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.

16. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.

17. Шалаева Г. П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.

18. Шалаева Г. П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010.

Публикации по теме:

Опыт работы «Театр в жизни дошкольника» «Театр в жизни дошкольника» Цель моей работы: Развивать диалогическую и монологическую форму речи детей через театрализованную деятельность,.

Опыт работы по проекту «Родина глазами дошкольника» Добрый день, участники круглого стола! Тема круглого стола «Слово, которое объединяет». И не случайно, тему своего выступления я назвала.

Опыт работы «Фольклор в жизни ребёнка» Фольклор народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Отличительными особенностями фольклора являются коллективность.

Опыт работы воспитателя «Значение подвижных игр в организации двигательной активности детей младшего школьного возраста» .

Консультация для родителей «Значение ритмики в жизни дошкольника» Ритмика развивает слух, легкость и ловкость движений,способность быстро и правильно реагировать на получаемые от музыки впечатления. Есть.

Опыт работы на тему «Мини-музей как инновационная форма работы по патриотическому воспитанию дошкольников» Уважаемое члены жюри, уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию свой опыт по теме: «Мини - музей как инновационная форма.

Опыт работы «Русский народный танец, как средство формирования нравственно-патриотических чувств дошкольника» .

Ритмопластика и её значение в жизни ребёнка-дошкольника Развитие двигательной активности с элементами ритмопластики. Познакомить с элементами ритмопластики. Детям очень нравится танцевать, играть.

Родительское собрание на тему «Роль игры и игрушки в жизни дошкольника» Задачи : 1. Дать разъяснительное представление родителям о роли игры и игрушек в жизни детей. 2. Дать знания родителям о значении игрушки,.

Значение праздников в жизни дошкольника ЗНАЧЕНИЕ ПРАЗДНИКОВ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА. Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщение ребенка к миру прекрасного. Огромное.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Опыт работы на тему «Значение этикета в жизни дошкольника»
Опубликовано: 24 июня 2019 в 11:36
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД