Папки-передвижки

Развитие познавательных интересов к природе и воспитание элементов экологической культуры

ирина мусалитина
Развитие познавательных интересов к природе и воспитание элементов экологической культуры
▼ Скачать + Заказать документы

«Природа - единственная книга, все страницы которой полны глубокого содержания»

И. Гете

Переходя в Новый век, перед человечеством еще острее встает вопрос решения экологических проблем. Природа предстает перед нами как целостная система, неотделимая от сознания, мышления и деятельности человека. И поэтому в настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры детей с дошкольного возраста. Ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы формирования личности, а процесс воспитания направлен на приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям.

Публикация «Развитие познавательных интересов к природе и воспитание элементов экологической культуры» размещена в разделах

Дети - наше будущее. И я, как педагог, задумываюсь о проблеме экологического воспитания подрастающего поколения. И четко понимаю, что положительных результатов можно добиться при условии реализации идеи непрерывного экологического образования и воспитания, которая в свою очередь будет обеспечена созданием определенной системы в работе.

Воспитанием основ экологической культуры дошкольников я занимаюсь более 20 лет. Мною был обобщен опыт по теме: «Развитие познавательных интересов и воспитание добрых чувств у детей, посредством общения с природой. Но проводя педагогическую диагностику, из наблюдений и бесед с детьми, я сделала вывод, что у детей имеется обширный запас знаний и представлений о различных климатических зонах земного шара, но недостаточные сведения о флоре и фауне Дальневосточного края, не сформировано экологическое мировоззрение бережного отношения к природным богатствам своего края. Это нацелило меня на совершенствование системы экологического образования моих воспитанников, для реализации которой поставила задачи:

Способствовать расширению и углублению представлений старших дошкольников о природе;

Развивать познавательный интерес к животному и растительному миру Дальнего Востока;

Помочь детям освоить навыки и умения посильной деятельности по уходу за растениями, животными, птицами и отдельные способы охраны природы;

Воспитывать желание участвовать в природоохранных мероприятиях : посадке деревьев, цветов, уборке территории, подкормке птиц, оказании помощи попавшим в беду живым существам.

Спрогнозировала результаты своей деятельности с детьми: у детей должны быть сформированы представления о многообразии растительного и животного мира Дальнего Востока, их взаимосвязь и взаимодействие в сообществах (экосистемах) к роли человека в мире природы,

ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде, к своему здоровью и здоровью окружающих, гуманное отношение ко всему живому (друг к другу, старшим людям, растениям, животным и т. д.)

стремление создавал, благоприятные условия для живых существ, выполнять правила поведения в природе.

Для повышения своего педагогического мастерства, я познакомилась с несколькими программами по экологическому воспитанию дошкольников и младших школьников – трудами О. А Соломенниковой, О. А Воронкевич на основе программы Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы» сделала подборку литературы о нашем крае. Разработки ХГПУ под редакцией Тихоновой «Люби родную землю», рекомендации экологического центра «Касатка» под редакцией Титовой, Тагировой.

Пополнила подборку наглядного материала: план экологической тропы, карты, пейзажи, диафильмы, видеокассеты, ширмы по темам: «Животные», «Птицы», «Растения» нашего края. Вместе с детьми составили Красную книгу редких, исчезающих видов птиц, животных, растений.

Детскую библиотеку пополнила произведениями дальневосточных авторов: Д. Нагишкина, В. Сысоева, Н. Наволочкина, П. Комарова и других, оформленную дальневосточным художником Геннадием Павлишиным. Разработала и изготовила дидактические игры: «Узнай растение по силуэту», «О чем говорят эти знаки» о правилах поведения в природе, «С какой ветки эти детки», «Березовая елка» - выделять неподходящие части растений, «Кто где живет» - о приспособлении животных к среде обитания, «Летает, прыгает, ползает», «У кого какой дом» - об экосистемах. А также экологические таблицы : «Кто как размножается», «Пищевые связи», «Что дает человеку природа». Совместно с садовником-экологом составила план экологической тропы, проходящей по территории ДОУ, где собраны уникальные виды растений нашего региона, есть уголок леса, каменная горка, которую облюбовали муравьи.

Последние два года наш уголок природы в группе пополнился новыми видами растений, коллекцией экспонатов причудливых корней, наростов с деревьев, набором минералов, поделками детей из природного материала, необходимым инвентарем по уходу за живы ми объектами.

Большое внимание уделяю зоне экспериментирования, опытов с водой, почвой, воздухом.

В группе постоянно функционирует полочка книг о природе нашего края, где присутствует литература для самостоятельного изучения и рассматривания: «Жизнь дерева», «Жизнь моря», «Чудо на ладони», атлас «Люби и знай свой край», «Птицы Уссурийской тайги».

В центре детского внимания всегда находится карта Хабаровского края и города, России и Мира с условными значками и символами, обозначающими заповедные места, жизнь растений и животных в разных уголках России.

В процессе наблюдений и практической деятельности детей два раза в год провожу диагностику, выясняя уровень знаний и представлений о объектах природы, развитие эмоциональной отзывчивости, и познавательного интереса к природе нашего края.

Диагностика показывает динамику увеличения объема знаний и представлений детей об окружающем мире природы. Самый сложный момент в формировании экологической культуры - это развитие у ребенка эмоционально-чувственной сферы; умение видеть в природе красоту и неповторимость, сочувствовать, сопереживать, бережно относиться к объектам природы. Для развития эмоциональной отзывчивости у детей я использую различные тренинги и экологические игры : «Паутина жизни», «Я не люблю.». Психогимнастику «Веселый и грустный» (цветок, бабоч-ка, жучок и т. д.).

Продумав содержание своей работы, я составила перспективный план, где отразила следующие темы: «Живая природа», «Неживая природа», «Человек и природа», «Особенности нашего края и города», «Коренные народы Приамурья, их культура и отношение к природе».

Работу по экологическому воспитанию начинаю с самого близкого, понятного и доступного детям - наблюдений за растениями и обитателями живого уголка, зимнего сада, участка. В совместной деятельности ребята учатся поливать растения, рыхлить почву, менять подстилку у свинки, мыть клетку попугаев. Выращивают в коробочках овес и угощают любимых питомцев. Во время наблюдений я обращаю внимание на внешние признаки, особенности поведения, настроение животных. Учу детей быть внимательными, заботливыми, хвалю самостоятельные проявления доброго отношения к объектам природы.

Познакомив детей с планом экологической тропинки, которая находится рядом с календарем погоды, учу их понимать условные обозначения объектов природы, отыскивать их в окружающем пространстве. Сначала рассматриваем растение вблизи, отмечая его особенности (цвет коры, толщину ствола, форму листьев, а затем, удаляясь, отмечаем красоту, особенности изгибов веток, чем оно выделяется среди других растений.

Уделяю внимание сенсорному развитию : учу потрогать, погладить, понюхать, обогащаю речь детей эпитетами, сравнениями, образными выражениями. Наблюдение сопровождаю художественным словом, загадками, фольклором.

Особенные впечатления о богатствах нашего края оставляют у детей дальние прогулки в сквер, дендрарий, краеведческий музей, к реке Амур и т. д. Посетив дендрарий дети познакомились с голубыми елями, кедром, пихтой, черемухой Маака. Дети наблюдали первоцветы, занесенные в Красную книгу-ветреницу и перелеску, научились по пням определять возраст дерева.

Готовясь к дальним прогулкам, я беседую с ребятами о правилах поведения в природе, читаю фенологические рассказы с заранее допущенными ошибками, задаю вопросы, заставляющие детей задумываться об отношении к окружающему миру: «Почему это произошло», «Как можно помочь», «А как бы ты поступил». Большое внимание уделяю трудовой деятельности детей в природе- участие в уборке территории, посадке и поливе растений, борьбе с сорняками, очистке грядок от сухих стеблей, укрывании многолетников. Свои впечатления от наблюдений дети отражают в работах по изобразительной

деятельности - рисовании, лепке, художественному конструированию. Составляем коллективные панно: «Летите, голуби, летите», «Лебеди перед отлетом» - способом оригами, «Осенний лес» приемом обрывания, «Не губите весенние первоцветы» - аппликация из ткани, «Овощная фантазия» - поделки из овощей. Свою любовь к природе они отразили и в прикладном творчестве, сделав коллективные вышивки «Снегири на ветке», «Картинка о лете», «С кем дружит гриб».

Большую роль в создании яркого образа дальневосточной природы отвожу музыке. Совместно с музыкальным руководителем сделала подборку репертуара о природе. Музыкальный сборник «Природа и музыка», где собраны произведения Чайковского, Свиридова, Вивальди, постоянно использую в работе с детьми, что помогает развитию творческого воображения, эмоций, умению слышать и понимать мир природы.

Занятия по воспитанию экологической культуры провожу в виде игр путешествий, викторин, клубов знатоков, мини-спектаклей бесед и экскурсий, Использую кроссворды, карты, планы, схемы. По многим темам составляем с детьми экологические книжки, плакаты в защиту природы.

Воспитание любви к природе нашего края сочетаю с изучением краеведения, истории коренных народов Приамурья, их самобытной культурой.

Работу по экологическому воспитанию провожу в тесном контакте с родителями. Рубрика «Окно в природу» проходит через родительский уголок, где помещаю статьи из периодической печати, книг, журналов. А также через родительские собрания, консультации, встречи за круглым столом, совместно с детьми, экологические праздники и развлечения.

Родители помогают в приобретении саженцев деревьев, кустарников, цветов, с большим удовольствием делятся урожаем овощей, фруктов, ягод, выращенных вместе с детьми на дачных участках. Приносят овес для выращивания зеленого корма в холодное время года. Родители приобщают детей к благоустройству дворов. Принимали активное участие в выставке «Что нам осень подарила». Возвращаясь из отпусков, приносят дары моря - различные ракушки. После проведенной встречи за круглым столом у многих детей появились дома питомцы. Родители стали способствовать созданию условий для просмотра телепередач о природе, приобретать книги, фильмы гуманного содержания.

Я убеждена, что формирование экологического мировоззрения, любви к природе родного края возможно только при условии непрерывного экологического образования во всех видах детской деятельности и положительного примера со стороны взрослых.

Доброжелательные отношения моих ребят друг к другу, заботливое отношение к обитателям живого уголка, открытость, потребность поделиться впечатлениями об увиденном, прочитанном, пережитом дает мне право думать, что проделанная мною работа способствует формированию у детей экологической культуры, правильному мировоззрению, исключающему потребительское отношение к природе.

Воспитывая у детей гуманное отношение к природе, я формирую у них представление о здоровом образе жизни, единстве человека и природы.

Я полностью уверена, что мои воспитанники всегда будут гуманно относиться ко всему живому: сверстникам, взрослым, пожилым людям, растениям и животным. Стремиться создавать благоприятные условия для живых существ, помнить и выполнять правила поведения в природе, приумножать богатства родного края, красоту которого воспел поэт-дальневосточник Петр Комаров:

Небеса с колдовскими закатами

И тайги вековечный покой,

И Амур с берегами покатыми,

И вечерний туман над рекой.

И любая березка знакома нам

Только крикнешь - на все голоса

Птичьим щебетом, свистом и гомоном

В тот же миг отзовутся леса.

Я бы ветры выпил твои с жаждою

Я бы выпил ручьи до глотка

Я тропинку бы выходил каждую, -

Да моя сторона велика.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Личная концепция по проблеме «Воспитание экологической культуры у дошкольников» АЛГОРИТМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА. [/h3] 1. Обоснование проблемы:В настоящее время как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания.

Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста»Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко» «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного.

Презентация «Воспитание экологической культуры дошкольников» (часть 2) Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию презентацию: "Воспитание экологической культуры дошкольников", в которой делюсь своим опытом,.

Развитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехникуРазвитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехнику На сегодняшний день развитие познавательных способностей, познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем.

Развитие познавательных интересов у детей раннего возраста (из опыта работы) В соответствии с требованиями ФГОС ДО содержание образовательной области «Познавательное развитие» направленно на развитие интересов детей,.

Творческий отчёт «Воспитание Экологической культуры у детей дошкольного возраста» Экология_ это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный,яркий. Но любимый цвет экологов- зелёный.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательных интересов к природе и воспитание элементов экологической культуры
Опубликовано: 4 июля 2020 в 16:35
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательных интересов к природе и воспитание элементов экологической культуры» (включая файлы) размещена пользователем ирина мусалитина (УИ 117514) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД