Папки-передвижки

Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников

Серебренникова Елена Васильевна
Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».

«Племя, не способное воспитать в потомстве

стремление сохранить и защитить сложившуюся

культуру, традиции, обречено на вымирание.

Государство, не ставящее цель воспитать своих

граждан в духе патриотизма, не имеет будущего»

Дж. Байрон

Понятие «патриотизм» включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине.

Публикация «Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников» размещена в разделах

Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера

В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса, воспитания патриотизма дошкольника. Таким образом нормативно-правовой основой патриотического воспитания дошкольников является : закон РФ «Об образовании», ФГОС ДО, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», закон «О днях воинской славы (победных днях) России», закон «Об увековечении Победы советского народа в ВОВ 1941-1945 гг.», закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», Национальная доктрина образования в РФ.

Целью работы по патриотическому воспитанию, в рамках реализации ФГОС ДО, является создание оптимальных условий для формирования патриотических чувств и становления активной гражданской позиции дошкольника.

Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшем нравственное развитие человека. Дошкольного воспитание, как и вся Россия с конца XX века вошло в полосу преобразований. Главным фактором перемен стали изменение не только на внешнем уровне, но и в нас самих: взрослых и детях. Для нашего времени оказались глобальными такие преобразования личностей: как эгоцентризм, агрессивность, замыкание на «вещизме» пассивный и даже пугливый взгляд на жизнь. И поэтому актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием, на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значительность.

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

И для того что-бы воспитать маленького человека (будущего гражданина, защитника семейных устоев, любящего свою семью, город, Родину, пытливо изучающего историю и традиции своего народа) необходимо самому воспитателю быть образцом для подражания.

Поэтому каждому воспитателю и мне лично надо стараться соблюдать заповеди в общении со взрослыми и детьми:

• Иметь в душе прекрасный идеал

• Высокую мечту и стремится к ней

• Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.

• Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки.

• Не останавливаться на достигнутом

• Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции (не имея мира в собственной душе,нельзя дать его другим)

• Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и с юмором.

• Поощрять

• Сочувствовать

• Сопереживать

• Быть великодушным и снисходительным

• Быть всегда доброжелательным - дружелюбие основа здоровья

• Всюду наводить порядок и уют

• Создавать оазис доброты, любви и красоты: в душе, семье и на работе.

• Быть добрым и честным

• Обладать терпением, не унижаться до раздражения.

Воспитывая детей, стремится любить ребенка таким, каков он есть.

• Уважать в каждом ребенке личность, воспитывая в нем чувство достоинства и ответственность за себя, и свои поступки

• Хвалить, поощрять, ободрять ребенка, создавая положительную атмосферу вокруг него.

• Верить в возможности каждого ребенка в то доброе, что заложено в нем

• В перспективы его развития

• Находить его сильные стороны

• Раскрывать душу ребенка, прежде чем его ум.

• Поступать так, что бы каждый ребенок почувствовал в возможности, заложенные в нем самом «Ты все можешь» главное формула образования.

• Учить ребенка трудолюбию

• Заботе о ближних

• Уважению к другим людям

Воспитывать желание помочь

• Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития

• Сделать родителей ребенка союзниками в деле воспитания

• Не кричать на ребенка

• Не унижать и не упрекать ребенка

• Не обсуждать с родителями поведение чужого ребенка

• Не распространять конфиденциальную информацию (сведенья о здоровье, семейных обстоятельствах)

Но для работы с детьми «заповедей для воспитателя» мало. Необходима система работы с дошкольниками по вопросам нравственно-патриотического воспитания,К. Д Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству и эта любовь,дает воспитанию, верный ключ к сердцу человека…»

Родина, Отечество в корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, те которые дают жизнь новому существу. А язык в данном случае, как и всегда, отражает самое важное в сознании народа. Решая вопрос о том, какими должны быть содержание и методы патриотического воспитания детей в моей группе, я стала на путь, указанный родным языком-главным инструментом человеческой культуры.

Для осуществления поставленной цели я выдвинула несколько задач:

- Широко использовать фольклор. В Русском песенном фольклоре замечательно сочетаются слова и музыкальный ритм. В устном творчестве отразились черты русского характера, присуще ему нравственной ценности - представления о доброте,красоте, правде, верности, особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду,восхищение мастерству человеческих рук.»

Благодаря этому фольклор является богатейшем источником познавательного и нравственного развития детей.

- Знакомство с народным творчеством Родины

Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь созданием предметов необходимых в труде и быту. В этих предметах отражалась духовная жизнь народа его понимание окружающего мира-красоты, природы, людей.

-Знакомство с русскими народными играми.

Русские народные игры это не только жанр устного творчества, но и огромный потенциал для физического развития ребенка.

Игры являются неотъемлемой частью интернационального,художественного и физического воспитания детей разного возраста.

Игра-это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу ;другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, части и порядочности,любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.

И поэтому их не обходимо использовать в течение всего дня. «Каравай», Огуречик», «Серенький козлик», «Золотые ворота» это лишь небольшой перечень используемых игр.

- Знакомство с природой не только родного края но и всей России

-Ознакомление с основными государственными символами России

- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу

- Воспитание уважения к труду

Знакомя детей с трудом взрослых, воспитываю положительное отношение к труду, уважительное отношение к людям разных профессий, желание помогать взрослым, самостоятельно трудиться.

- Формирование элементарных знаний о правах человека;

- Расширение представлений о городах России

- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи, я стараюсь решать во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Все это помогает в самом главном – найти дорогу к своему «я», понять близких, увидеть и принять окружающий мир. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», — эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя не только с детьми, но и с их родителями.

Постепенно ребёнок понимает, что он — частица большого коллектива — детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны

В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что патриотизм – главная черта русского народа, он помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру. И от нас, взрослых, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства во взрослую жизнь.

«Я узнал, что у меня

Есть огромная семья:

И тропинка, и лесок,

В поле - каждый колосок,

Речка, небо голубое-

Это все мое, родное!

Это Родина моя!

Всех люблю на свете я!»

(В. Орлов)

Используемая литература:

1. А. Е. Писарева, В. В. Уткина «Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие» ТЦ Сфера,2007-128с.

2. Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010

3. И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина-«Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с русскими народным творчеством».Изд. «Детство –Пресс»,2009.-224с

4. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова «Знакомство детей с русским народным творчеством» Изд. «Детство-Пресс»,2001-400с.

5. М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова «Красна изба…» СПб: «Детство-пресс»,2000-208с.

6. Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий». Изд. «Перспектива»,2008г. -248.

7. О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуре: Программа. Учебно-методическое пособие. - СПБ: «Детство-Пресс»,2004.

8. Дошкольникам о защитниках отечества : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва : Сфера, 2006. - 192 с.

9. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников : практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж : Учитель, 2005. - 205 с.

10. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва : Линка-Пресс, 2003. - 200 с.

11. С любовью к России : методические рекомендации. - Москва : Воспитание дошкольника, 2007. - 128 с.

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленностиНравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленности Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в наше время является одной из основных задач дошкольного образования.

Консультация музыкального руководителя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки. Все прекрасное – из детства! А патриотизм? Другие нравственные качества?.

Месячник «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». План работы в средней группеМесячник «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». План работы в средней группе 1 неделя – Тема «Моя семья». Рассказы детей о членах семьи. Рассматривание альбома «Моя семья» Беседа о мамах. Составление рассказов на.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Проект «День Победы»Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Проект «День Победы» Цель проекта: воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. Задачи.

Обмен опытом на педсовете «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»Обмен опытом на педсовете «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

План самообразования воспитателя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» 2 младшая группа «Родина для человека - самое дорогое и священное, без чего человек.

Самообразование «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС» Актуальность выбранной темы В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного.

Видеоконсультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Видеоконсультация для родителей «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»Цель: Формирование патриотических чувств, через воспитание.

Выступление на районном семинаре «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС до» Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые коллеги, свой доклад мне хочется начать словами выдающегося советского педагога Василия Александровича Сухомлинского:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников
Опубликовано: 24 января 2023 в 16:17
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Серебренникова Елена Васильевна (УИ 221449) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД