Ирина Матушкина
Доклад к семинару-практикуму «Развитие творчества детей при работе с тестом»
▼ Скачать + Заказать документы
В свете новых подходов к обновлению содержания дошкольного образования, таких как вариативность, гуманизация, усиление личностной ориентации, главным действующим лицом образовательного процесса становится ребёнок.
Воспитательно-образовательная работа с детьми дошкольного возраста направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Публикация «Доклад к семинару-практикуму „Развитие творчества детей при работе с тестом“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Тестопластика. Поделки из теста
- Темочки
Сегодня мы познакомимся с вас с увлекательным занятием — лепкой из солёного теста. В давние времена люди из муки и воды лепили хлебные лепешки и обжигали их на раскаленных камнях. Потом в Вавилоне появились печи для хлеба, и на смену лепешкам пришли сдобные караваи. Однако из теста выпекали не только хлеб. В России существовал с давних времен обычай лепить хлебные фигурки на забаву себе и детям. Поделки из теста древняя традиция, но и сегодня соленое тесто весьма популярный материал для лепки.
Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом - это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно - ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Процесс социально-культурного роста развивается нормально только тогда, когда руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга”, - писал М. Горький. Как известно развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с теми центрами головного мозга, которые влияют на речь человека. Поэтому на занятиях широко использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами. Составлена картотека по этим разделам.
Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда используйте игровые мотивации. Замешивайте тесто в присутствии детей. Дайте возможность подействовать с ним: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте : твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т. д.
Лепка из теста поможет развить не только мелкую моторику рук, но и решить ряд следующих задач:
1. Приобщить детей к народному искусству;
2. Реализовать духовные, эстетические и творческие способности;
3. Развить фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
4. Воспитать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;
5. Помочь детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми;
6. Развить координацию и тактильные ощущения рук.
В качестве фактора, снимающего напряжение, стимулирующего деятельность ребёнка во время выполнения работы используйте музыкальное сопровождение, это создаёт особый эмоциональный фон, открывает возможности для развития художественной культуры ваших детей.
Ребёнок получит навыки, позволяющие успешно подготовить руку к письму, а также хорошо развить зрительное восприятие и произвольное внимание.
В качестве эффективного средства, стимулирующего детей к проявлению фантазии и творчества, я использую лепку из солёного теста. В процессе работы с солёным тестом развиваются сенсорные представления, воображение, пространственное мышление, ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа обеих рук. При создании продуктов творчества у детей формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить изменения в первоначальный замысел. Лепка из солёного теста (тестопластика) является «одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором ребёнок видит не только продукт своего труда, но может его обследовать и видоизменить по мере необходимости. Тестопластика даёт ребёнку возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространстве пластических образов».
Изготавливая поделки из солёного теста, ребёнок выражает впечатления от увиденного в собственном «творческом продукте», полноценно и содержательно общается со сверстниками и взрослыми, постигает собственные возможности. Маленькие творцы способны самостоятельно замыслить сюжет, определить его композиционное решение, выбрать и согласовать наиболее выразительные для данного изображения цвет, форму, движения персонажа.
Рецепт солёного теста для простых моделей.
200 гр. = (1 СТАКАН) = муки
200 гр. = (0,5 Стакана) = соли
125 мл. воды.
Крепкое тесто для крупных изделий :
200 гр. муки
400 гр. соли
125 мл воды
Тесто для тонких работ :
300 гр. муки
200 гр. соли
4 ст. л. глицерина (можно приобрести в аптеке)
2 ст. л. клея для простых обоев + 125-150 мл воды предварительно смешать.
Для замеса лучше использовать миксер – это упростит задачу, да и тесто получится качественнее.
При подкрашивании надо учитывать, что после высыхания цвет станет менее насыщенным, но если вы покроете поделку лаком - снова станет ярче.
Солёное тесто можно заготовить впрок, хранить в холодильнике несколько дней. Тесто можно сделать цветным, добавляя краски в воду при замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие. После обжига или сушки такие изделия затвердевают и могут долго храниться. С ними можно играть, украсить свой дом или подарить сувениры своим родным и близким людям. Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства.
Объединив несколько игрушек на одной картинке, вы получите сюжетную картинку. Придумайте вместе с ребёнком название картине. А затем подарите друзьям или украсьте детскую комнату вашего ребёнка.
Дети младшего дошкольного возраста:
Все игрушки лепят из отдельных деталей: шариков, лепёшек, толстых и тонких колбасок, пластинок. Делают их разной величины и соединяют между собой.
Шарик
Берём кусочек солёного теста, придаём ему пальцами форму шара. Затем кладём его между ладонями и катаем круговыми движениями, пока не получится круглый шарик
Колбаска
Придаём кусочку теста вытянутую форму и катаем его между ладонями вперёд-назад. Чем дольше раскатывать, тем тоньше получится колбаска.
Пластинка
Сплющиваем толстую колбаску — получится замечательная заготовка, например, для туловища человечка.
Лепёшка
Это не менее важный элемент. Шарик расплющиваем пальцами — получается лепёшка. Иногда удобно расплющивать шарик прямо на том месте, где лепёшка будет находиться.
Дети старшего дошкольного возраста
Предлагала детям отпечатать на поверхности теста предметы с фактурой - пуговицы, колпачки от фломастеров, пробки, болтики, стеки и другие предметы. Сначала вместе с ребёнком лепите и украшайте плоские фигурки- декоративные пластины разной геометрической формы, затем игрушки. Для раскатывания используйте скалочки, а для вырезания - формочки для печенья, крышки от бутылок. Затем начинаем лепить объемные формы.
Изделия из соленого теста сушить надо без употребления духовки, используя комнатную температуру или солнечное тепло летом. Изделия, высушенные таким образом, сохраняют свой белый цвет. Процесс такой сушки занимает довольно большое количество времени (все зависит от толщины теста). 1 мм – 1 день.
Возможна сушка в духовке. Но и при таком способе изделие должно предварительно пару дней подсохнуть на воздухе. Нельзя печь изделие! Оно должно сушиться при самой низкой температуре со слегка приоткрытой дверцей.
На отопительной батарее. Этим способом очень удобно пользоваться зимой, когда батареи центрального отопления хорошо нагреты. Поделку положите на фольгу или ткань и оставьте на батарее до полного просыхания.
Комбинированная сушка. Сначала изделие сушат на воздухе несколько дней, а затем досушивают в духовом шкафу. Такой способ особенно подходит для объемных изделий, например для венков.
Сушка горячим воздухом в гриле. Сушить и обжигать изделия из соленого теста можно и горячим воздухом в специальных печах. Расход электроэнергии в этом случае будет незначительным, поскольку одновременно можно загрузить сразу несколько противней. Гриль также годится для просушки изделий из теста, тем более что он потребует энергии меньше, чем электроплита.
Памятка для педагогов «Особенности проведения занятий»
1. Занятия лучше проводить по подгруппам (5-6 человек).
2. Участники - дети старшего дошкольного возраста.
4. Обязателен показ и объяснение поэтапного выполнения действий.
5. Проведение физкультминуток.
Для воспитания у дошкольников значимости и полезности их труда используйте продукт детского творчества в качестве подарков для родственников и младших воспитанников, сувениров к праздникам, атрибутов к играм.
Границ для фантазии не существует, творите и пробуйте!