Лучший педагог года

Доклад «Коррекционно-воспитательная работа»

Светлана Головачева
Доклад «Коррекционно-воспитательная работа»

Коррекционно-воспитательная работа

Одним из главных направлений коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста является развитие познавательной деятельности.

При реализации этого направления решаются следующие задачи:

1. Развитие различных форм общения ребенка со взрослым (стимуляция продлить эмоциональный, жестово-мимический контакт со взрослым, включение ребенка в практическое сотрудничество со взрослым).

2. Формирование познавательной активности, мотивации и деятельности, интереса к окружающему миру.

3. Развитие знаний об окружающем и понимание обращенной речи (на доступном уровне).

Публикация «Доклад „Коррекционно-воспитательная работа“» размещена в разделах

4. Стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия).

5. Формирование предметной деятельности (использование предметов (игрушек) по функциональному назначению, способности произвольно включаться в деятельность).

6. Развитие произвольного, устойчивого внимания.

7. Стимуляция развития голосовых реакций, звуковой и собственной речевой активности.

В этой работе учитываются этапы доречевого (недифференцированные голосовые реакции, гуление, лепет) и речевого развития (лепетные, общеупотребительные слова и звукоподражание, простые фразы из 2-3 слов, упрощенная фраза, развернутая фраза с лексико-грамматическими нарушениями и т. д.).

Очень важно активизировать любые доступные ребенку голосовые, звуковые реакции и речевые высказывания. Необходимо создание педагогических условий, обеспечивающих поэтапное развитие и совершенствование лексической стороны речи, а также усвоение

грамматических категорий. Для повышения эффективности работы используются игры, создаются игровые ситуации, где отрабатываемый лексико-грамматический материал включается в речевую практику детей, во все виды деятельности.

Для общения с окружающими у детей с выраженной задержкой речевого развития формируются жестовые, мимические, голосовые, звуко-произносительные реакции, тренируются и закрепляются навыки

произвольного произнесения слогов, облегченных слов.

8. Стимуляция двигательного развития и коррекция его нарушений.

Для коррекции речедвигательных расстройств, нарушений

функциональных возможностей кистей и пальцев рук и общей моторики используются различные методы:

- артикуляционная гимнастика

- развитие дыхания, голоса

Целью дыхательных упражнений является увеличение объема, глубины и силы вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Голосовые упражнения по развитию силы, тембра, высоты голоса используются на третьем году жизни. (Приложение)

9. Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук и зрительно-моторной координации. (Приложение)

В ходе коррекционной работы учитываются этапы становления моторики кистей и пальцев рук в онтогенезе: развитие опорной функции на раскрытые кисти, осуществление произвольного захвата предметов кистью, отпускание предмета, включение пальцевого захвата и т. д. (Приложение)

В зависимости от структуры нарушений коррекционно-педагогическая работа должна строиться дифференцированно.

Для каждого ребенка нужно составить индивидуальную программу, включающую перспективный план работы и конкретные задачи на ближайшее время.

Все занятия должны носить комбинированный характер, состоять из нескольких частей, каждая из которых посвящена решению определенной задачи и предусматривает новый вид деятельности. Одновременно решаются развивающие и коррекционные задачи. Постепенно содержание занятий расширяются и усложняются. Спортивные игры стимулируют развитие общей моторики. (Приложение)

1.2. Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми

- формирование различных форм общения и взаимодействия со взрослыми.

Развивая различные формы общения ребенка со взрослыми, нужно стимулировать стремление установить и продлить эмоциональный, жестовомимический контакт, включить ребенка в практическое сотрудничество со взрослым.

На первых этапах коррекционно-развивающей работы является стимуляция эмоционального общения, формирование «комплекса оживления», постепенная выработка положительного отношения к игрушке. Далее проводится работа по установлению эмоциональных контактов ребенка с близкими взрослыми (воспитатель, няня, а также дифференциации «близких» и «чужих» взрослых. При встрече ребенка учат здороваться (протягивать руку или кивнуть головой, или сказать «здравствуй») при прощании - махать рукой («пока», «до свидания», выражать просьбу («дай») и т. д. С целью установления продления эмоционального контакта проводятся различные игры.

В дальнейшем у ребенка формируется понятие о себе (своего «Я», Нужно учить ребенка в ответ на вопрос «Где наш мальчик Костя?» показывать на себя и по возможности называть свое имя.

На третьем году жизни большое внимание уделяется восприятию ребенком своих сверстников и взаимодействию с ними: делиться с игрушкой, вместе играть и т. д.

- Стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, тактильно-кинестетического восприятия)

Сенсорное воспитание направлено на развитие всех видов восприятия ребенка, на основе которых формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, цвете, положении в пространстве, оно предполагает развитие у ребенка ориентировочно-исследовательских реакций и дальнейшем ориентировании на свойства и качества предметов. Сенсорное воспитание также развивает мышление ребенка.

А Развитие зрительного восприятия.

Оно начинается с формирования зрительного сосредоточения и прослеживания объекта (лица взрослого, игрушки). Далее развитие зрительного восприятия направлено на формирование плавности прослеживания за движущимся предметом. На более поздних этапах необходима выработка зрительных дифференцировок. Для занятий подбираются игрушки разные по цвету, величине, форме, звучанию. Внимание ребенка привлекается не только к игрушкам, но и к окружающим предметам и людям. Для этого проводятся различные игры: «прятки», «ку- ку», и др. Уже с полутора лет проводится коррекционно-педагогическая работа по развитию ориентировки на величину, форму и цвет предметов по следующим этапам:

1) Сличение величины, цвета, формы (дай такой же, не такой)

2) Выделение по слову величины, цвета или формы (дай красный, дай большой, дай круглый)

3) Называние признака (для детей, владеющих речью)

Б Развитие слухового внимания.

Оно начинается с формирования слухового сосредоточения на голосе и звуке. Далее идет формирование умения локализовать звук в пространстве, на различение интонации голоса взрослого и адекватной реакции на них, различение характера мелодии (веселая-грустная, тихая-громкая). С детьми проводятся специальные упражнения на формирование дифференциации звучания игрушек: дудки, барабана, погремушки. Важное значение уделяется развитию слухового внимания к речи взрослого.

В Развитие тактильно-кинестетического восприятия.

Развитие этих ощущений проводятся на 3-м году жизни параллельно с формированием знаний о свойствах предметов: мягкий-твердый; тяжелый- легкий; холодный-теплый. Понятие о твердости-мягкости дается на разном материале: мягкая шапочка, мягкий пластилин, твердый сахар, твердое яблоко.

Понятие о весе дается на материале: тяжелый молоток, стул, сумка. ; легкий шарик, перышко. Понятие о тепловых ощущениях проводятся на сравнении: холодная и теплая вода; холодный и теплый день и т. д.

Г Формирование начальных пространственных представлений.

Это формирование начинается с развития представлений о своем теле, о его перемещении и расположении (1,5-2 года) в пространстве. Для этого используется зеркало. Ребенку дают зеркало (или подводят к нему) и говорят «посмотри, вот твой нос, ушки и т. д.». Дальше эти упражнения выполняются на кукле, на картинке с изображением человека. Большое внимание уделяется закреплению представлений о правой и левой стороне лица, тела. В ходе упражнений усваиваются и закрепляются понятия «впереди», «позади», «слева», «справа», «далеко», «близко», «ближе», «дальше».

Для развития оптико-пространственного восприятия ребенка обучают составлению разрезных картинок из 2-х, а затем из 3-х частей, составлению сюжетных картинок из кубиков с частями изображения, построению геометрических форм и предметных изображений из палочек.

Публикации по теме:

Доклад для августовской конференции педагогов ДОУ «Работа с родителями на современном этапе образования» Доклад для августовской конференции педагогов ДОУ на тему: «Работа с родителями на современном этапе образования.» Подготовила : воспитатель.

Доклад для семинара «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» Семинар – практикум «Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ»Тема: «Роль семьи в оздоровительной работе с дошкольниками»Слайд № 2 Формирование.

Доклад «Портреты и судьбы». Научно-исследовательская работа по литературе в 7 классе Научно-исследовательская работа ЛИТЕРАТУРА Тема работы: «Портреты и судьбы» Выполнил: Добрынин Василий Алексеевич учащийся 7.

Доклад «Работа по развитию фонематического слуха и восприятия у дошкольников» Работа по развитию фонематического слуха и восприятия у дошкольников Слух – это врожденная особенность организма. Еще находясь в утробе.

Доклад «Работа с родителями в условиях ФГОС» Доклад " Работа с родителями в условиях ФГОС" Наблюдения и анализ накопленного опыта показали, что проблема организации сотрудничества.

Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста Как пишет А. Н. Леонтьев: "Возможности никогда не воплощаются в действительности сами, это происходит только через деятельность субъекта,.

Коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ в условиях логопункта в ДОУ Учитель-логопед Артеменко Ю. А., МАДОУ «ЦРР-детский сад №40 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ОВЗ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА В ДОУ. Дети.

Психологическая коррекционно-развивающая работа в сенсорной комнате в дошкольном учреждении Психологическая коррекционно – развивающая работа в сенсорной комнате Коломенского МБДОУ №17 «Журавушка». Принимая во внимание актуальность.

Стендовый доклад «Совместная работа с родителями детей раннего возраста по продуктивной деятельности. Конструирование»Стендовый доклад «Совместная работа с родителями детей раннего возраста по продуктивной деятельности. Конструирование» Автор: Кузнецова Тамара Васильевна воспитатель МБДОУ №95 «Радуга» первая квалификационная категория Проблема Недостаточно внимания уделяется.

Внеклассная воспитательная работа в школе Внеклассная воспитательная работа в школе. Внеклассная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во вне.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Коррекционно-воспитательная работа»
Опубликовано: 10 декабря 2017 в 05:54
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 мая Международный день семьи. 2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2024 год - годом семьи в России.

13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД