Мария Сопронюк
Опыт работы «Развивающие пособия из ткани для детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мой доклад для муниципальной научно-практической конференции посвященной 200-летию со дня рождения К. Д. Ушинского.
В период раннего возраста у детей развиваются тактильные ощущения, совершенствуется мелкая моторика и мыслительные операции, продолжает развиваться предметная деятельность.
Именно развитие предметной деятельности, которая является ведущей, подразумевает под собой необходимость более динамичного развития игры. Главное в играх детей раннего возраста – это действия с предметами, которые приближены к реальности.
Публикация «Опыт работы „Развивающие пособия из ткани для детей раннего возраста“» размещена в разделах
Задача воспитателя- формировать предпосылки сюжетно-ролевой игры, стараясь сделать её более интересной, развивающей, эмоционально располагающей к общению ребёнка и взрослого.
Для этого в работе с детьми раннего возраста применяются различные педагогические технологии, которые могут быть наиболее эффективны в развитии и воспитании самых маленьких дошкольников.
Для меня такой чудо-технологией стало применение развивающих пособий из ткани
(фетра,рогожки, льна, хлопка и других материалов).
Заинтересовавшись данными пособиями, я прошла большое количество мастер- классов, и в итоге - их изготовление стало моим любимым делом.
Опираясь на возрастные особенности малышей, их интересов и стремлений, я создаю развивающие пособия, предназначенные для детей до 3 лет, которые широко использую в организованной образовательной деятельности, в групповых и индивидуальных занятиях с детьми.
Какие образовательные задачи могут решить пособия из ткани. Например, они могут помочь:
- развить мелкую моторику;
- развить восприятие, мышление, память, внимание, т. е. все познавательные процессы ребёнка;
- развить связную речь, коммуникативные навыки ребёнка;
- развить цветовосприятие;
- развить творческие начала малыша.
Также отмечу, что пособия из ткани имеют много плюсов в использовании, они яркие с интересным сюжетом, что безусловно привлекает малышей, дети с удовольствием играют с пособиями, подражая взрослому. В пособиях присутствуют разнообразные элементы и задания, которые развивают мелкую моторику. Это всевозможные липучки, кнопки, пуговички, молнии. Пособия безопасны (ими невозможно поранится, отсутствуют совсем маленькие детали, гигиеничны (их можно стирать, чистить).
Самое главное, что занятия с пособиями из ткани не несут в себе определённых строгих правил- если ребёнок не может выполнить какое-то задание сразу, в этом нет ничего плохого. Ведь малыш поэтапно будет знакомится с окружающим его миром, набираться новых знаний, то есть развиваться. И в итоге у него всё получится.
Сегодня я предлагаю вашему вниманию некоторые пособия из фетра, которые изготовила сама и успешно применяю на практике.
1. Книга-шнуровка «Голодная гусеница»
.
Основой идеей создания книги стало произведение Эрика Карла "Очень голодная гусеница". Текст книги представляет собой историю гусеницы перед её превращением в бабочку. Я адаптировала текст сказки для своих маленьких воспитанников. Рассказываю им сказку, а они листают мягкую, приятную на ощупь книгу из фетра, с помощью которой изучают названия овощей и ягод, названия времени суток, знакомятся со счётом. Узнают, как из маленькой гусеницы может появится прекрасная бабочка.
Также с помощью этой чудо-книжки можно рассказать детям о том, как важно и нужно правильно питаться.
Кроме этого, книга помещается в мешочек, который можно использовать для различных игр, например, для игры «Угадай на ощупь». В процессе игры с книжкой у малышей активно тренируется внимание, развивается логическое мышление, память. Книга - шнуровка замечательно развивает мелкую моторику рук, речь. А также у детей формируются сенсорные представления, развивается умение сравнивать предметы по определенным признакам - по цвету, по размеру, по виду.
2. Следующее многофункциональное пособие «Домашние и дикие животные».
Оно представляет собой развивающий коврик с сюжетом из деревенской жизни: дом с яблоней во дворе, возле дома сад и пруд, поляна. Дом закрывается на кнопки. На коврике много декоративных пуговиц. Его я использую для инсценировки сказки Владимира Сутеева «Кто сказал «Мяу»?» и для работы по темам «Домашние и дикие животные». С помощью пособия можно решить следующие задачи: сформировать представление о домашних и диких животных (где обитают, характерные особенности); закрепить умение детей классифицировать животных на домашних и диких; обогатить словарный запас; развивать речь и мелкую моторику, память (в том числе - тактильную, внимание, мышление. Данное пособие можно применять при проведении различных развивающих игр: «Кто где живет?», «Кто у кого?», «Назови по порядку», «Подбери словечко», «Узнай зверя по описанию», «Кто как голос подает?»
3. Пальчиковый театр.
Куклы из фетра, сшитые специально для детских пальчиков, способствуют стимулированию «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга.
Игры с таким необычным кукольным театром способствуют развитию у детей любознательности, коммуникабельности, творческих начал, избавляют от застенчивости, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости. Расширяют кругозор.
Данные развивающие пособия, сочетают в себе различные интересные элементы, и позволяют решать воспитательные, развивающие и обучающие задачи. Все игры продумываются и создаются с учетом принципа индивидуального подхода. С целью максимального развития всех имеющихся у детей способностей, во внимание берутся не только их возрастные, но и личные возможности и интересы. Для получения положительного результата, можно менять игровые задачи, усложнять задания, комбинировать различные съемные элементы из разных пособий или вносить новые.
Результатом использования пособий из ткани, по моим наблюдениям, стало:
-повышение у детей мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности;
- создание положительного эмоционального фона;
- активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
- развитие усидчивости, мелкой моторики, зрительного внимания, мышления и пространственных представлений;
- развитие творчества, фантазии;
- воспитание у ребенка уверенности в своих силах.
Создание подобных пособий очень трудоемко, но достаточно продуктивно. Требуется не мало времени на выбор материала, оформление, изготовление, создание идеи. Но все сложности оправдываются, т. к. это отличный материал для индивидуальной и коррекционной работы с детьми в образовательной деятельности и по различным тематическим направлениям. Поскольку все игры самостоятельны и имеют свои образовательные задачи, то я включаю их в любую образовательную деятельность и постоянно пополняю.
Если вы сами не имеете возможности создать подобные развивающие пособия, то очень советую вам их обязательно приобрести для работы с самыми маленькими воспитанниками, или привлечь к их созданию родителей.
Список литературы:
1. Ивановская Т. В. Игрушки и аксессуары из фетра- М., 2012
2. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой- Издание пятое (инновационное, испр. и доп. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019
3. Сиротюк А. Л. Сенсомоторное развитие дошкольников. Учебное пособие/А. Л. Сиротюк. - М. : Директ- Медиа, 2014 г.
4. Смирнова Е. О. Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги».-М. : ООО «Русское слово- учебник», 2019 г.
5. Соколова О. Этот удивительный фетр!-М. :Феникс, 2012 г.
6. Янушенко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. -М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009 г.