Татьяна Шурыгина
Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения»
▼ Скачать + Заказать документы
Невозможно переоценить значение сенсорного воспитания в раннем возрасте. Полноценное умственное развитие детей возможно только в результате успешного усвоения всех сенсорных эталонов, развития всех видов восприятия. Не случайно в педагогике сенсорному развитию детей до 3-х лет отведено центральное место. Это своеобразный фундамент общего умственного развития ребенка.
Публикация «Опыт работы по теме „Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
В своей работе воспитателя группы раннего возраста я также уделяю большое внимание данной проблеме. В связи с чем ежедневно в различных режимных моментах, в любых формах и видах деятельности развиваю чувственную сферу детей, стимулирую все виды восприятия, помогаю получить необходимые знания, выработать важные навыки.
Основным содержанием сенсорного восприятия в детском саду является ознакомление с формой, величиной, цветом. В данном случае хочу обратить внимание на развитие цветового восприятия детей раннего возраста. Процесс знакомства с цветом и формирования восприятия цвета у детей раннего возраста проходит по следующим этапам или в следующей последовательности:
1) знакомство с цветом - акцентирование внимания на цвете предметов с называнием цвета педагогом;
2) выделение цвета – сравнение, сличение, сопоставление и отбор предметов прикладыванием к образцу по принципу «такой - не такой - такой же»;
3) выбор по цвету по речевой инструкции – сравнение и отбор предметов по слову-названию, соединение слов-названий с конкретным цветом, введение названий в пассивный словарь;
4) сортировка по цвету - группировка и соотнесение предметов по цвету по принципу «все такие сюда»;
5) называние цвета - закрепление слов-названий цветов, введение названий в активный словарь.
Целью данной методической разработки является использование в дидактических играх приемов наложения и приложения как средства развития цветового восприятия у детей раннего возраста.
Основным и наиболее простым приемом сравнения двух объектов по цвету в работе с малышами я считаю прием наложения, когда раздаточный материал накладывается, непосредственно сличается по цвету с образцом, ребенок делает вывод, насколько объекты идентичны по цвету (красная бабочка садится на красный цветок). Та же игровая ситуация может быть решена путем сходного, но более сложного приема - приложения, когда ребенок усвоил основные цвета. Сущность приема заключается в пространственном приближении сравниваемых предметов, когда изначально предметы пространственно разделены. В этом случае сходство обнаружить сложнее, но ребенок, владеющий цветоразличением, сделает задание без труда.
Для реализации указанных приемов в своей работе по развитию сенсорных представлений я использую метод дидактических игр. Дидактическая игра хороша как для индивидуальной, так и для групповой работы с детьми. Здесь мы получаем сразу конечный результат, достижение которого вызывает у ребенка чувство радости и удовлетворения.
Во время проведения дидактических игр я использую следующие методы:
- словесный метод;
- наглядно-действенный метод;
- практический метод.
При проведении игр следует придерживаться нескольких условий:
1) подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку;
2) лучше всего формирование представления о цвете происходит при предъявлении предметов противоположных цветов: красного и жёлтого, красного и синего, чёрного и белого, и т. д. ;
3) лучше придерживаться следующей последовательности изучения цветов: красный и жёлтый; красный и синий, жёлтый и зелёный, чёрный и белый;
4) дидактические игры, игрушки, пособия должны быть приятной фактуры, четкой формы и яркого насыщенного цвета;
5) объяснение должно быть предельно кратко, так как лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия;
6) эмоциональность проведения дидактических игр повышает их эффективность, необходимо поощрять любые достижения ребенка;
7) необходимо соблюдать в обучении последовательность и постепенное усложнение материала;
8) необходимо закреплять знания и умения, полученные в дидактической игре, в повседневной жизни.
В практической работе для реализации поставленных задач по развитию цветовосприятия мною применяются следующие дидактические игры и упражнения.
Д/и «Цветной дождик»
Цель: развивать умение различать цвет, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении.
Дидактический материал: тучки и капельки (на липучках) четырех основных цветов.
Ход игры: воспитатель предлагает ребенку цветные капельки: «Посмотри, над полянкой прошел разноцветный дождик и все капельки перемешались. Давай найдем каждой капельке свою тучку, чтобы снова пошел красивый дождик!». Педагог демонстрирует прием сравнения капельки и тучки и путем прикладывания находит тучку соответствующего цвета. Малыш повторяет по образцу.
Д/и «Веселый паровозик»
Цель: познакомить детей с названиями основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, развивать умение осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его примериванием, ориентироваться на цвет как на значимый признак, производить выбор цвета по слову.
Дидактический материал: паровозик с вагонами четырех основных цветов, таких же цветов силуэтные изображения зайчиков.
Ход игры: «В сказочный лес приехал красивый веселый паровозик! Лесные зайчики хотят прокатиться на таком чудесном паровозе! Помогите им сесть в свои вагончики, для этого отыщите вагончики такого же цвета, как и зайчики».
Педагог демонстрирует прием сравнения зайчика и вагончика путем наложения, находит соответствующие цвета. Малыш повторяет по образцу.
В другом варианте ребенку демонстрируется способ приложения. Малыш должен определить цвет не накладывая изображения, сопоставляя на расстоянии.
Д/и «Соты»
Цель: развивать умение осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его примериванием, производить выбор цвета по слову.
Дидактический материал: планшет с цветными окошками для вставки разноцветных крышек.
Ход игры: воспитатель предлагает ребенку разложить цветные крышечки в свои окошечки, заполнить всю полянку яркими цветочками. У каждой крышечки (цветочка) свое место. Можно делать по порядку, можно сначала выложить все крышечки желтого цвета, потом красного и т. д.
Д/и «Сортер - Цветные окошки»
Цель: развивать умение различать цвет, учить группировать предметы по цвету по принципу «все такие сюда».
Дидактический материал: коробка с ячейками 4-х основных цветов и отверстиями в них, набор крышек тех же цветов.
Ход игры: воспитатель предлагает детям, ориентируясь на знакомые цвета, разложить крышечки в соответствующие окошки. Внутри сортер поделен на ячейки, чтоб раздаточный материал не смешивался при попадании в коробку. Таким образом, можно проверить правильность выполнения задания при самостоятельной работе ребенка.
Д/у «Почини машине колесо»
Цель: развивать умение осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его примериванием, производить выбор цвета по слову, закрепление слов-названий цветов, введение названий в активный словарь.
Дидактический материал: силуэтные изображения машин из картона, заламинированные с двух сторон, пластилин основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый)
Ход игры: «Ребята, к вам в детский сад ехали машинки, но по дороге у них сломались колеса. Давайте вместе поможем починить каждой машинке свое колесо. Только будьте внимательны при подборе цвета. У каждой машинки должно быть колесо такого же цвета, как и она». Педагог показывает, как сделать правильный выбор пластилина для тех малышей, которые плохо различают цвета, методом наложения разных кусочков пластилина на картинку. Затем дети наклеивают кусочки пластилина нужного цвета на место сломанного колеса.
Д/у «Разложи в ячейки»
Цель: развивать умение осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его примериванием, производить выбор цвета по слову, закрепление слов-названий цветов, введение названий в активный словарь.
Дидактический материал: форма из-под яиц с окрашенными в основные цвета ячейками, набор пластиковых яиц, обвязанных сверху в соответствии с ячейками.
Ход игры: Малышу предлагается разложить яйца в коробку, ориентируясь на цвет. Для закрепления названий цветов, педагог называет цвет, ребенок делает выбор или наоборот, педагог показывает цвет, малыш называет его.