МААМ-картинки

Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» (9 фото)

Светлана Черная
Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»

Сегодня я представляла свой опыт работы по темеМузейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ», на ежегодных, районных педагогических чтениях.

Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»

Актуальность

Публикация «Опыт работы по теме: „Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ“» размещена в разделах

Сейчас в стране кризис воспитания подрастающего поколения. Малыши в нашей повседневной жизни окружены в основном современными ритмами, сильно искаженной иностранными словами речью, комиксами. Нарушились традиции, существовавшие на Руси веками, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые сохранились в народном творчестве.

Использование элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.

Создавая в группе мини-музеи, я преследовала несколько целей:

1. Освоить на практике инновационную музейную педагогику;

2. Использовать в работе с детьми новые, интересные для них формы;

3. Обогатить предметно-развивающую среду группы;

4. Расширить кругозор и познавательную активность детей;

5. Включить родителей в образовательный процесс.

По словам И. Г. Песталоцци «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка».

Музейная педагогика — это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей. В нашем детском саду настоящий музей организовать невозможно, а вот экспозиции «мини-музеи» вполне реально, при которых решаются задачи по приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого, проявление интереса к традициям, истории, культуре своей малой родины. Нами создается и обновляется предметно-развивающая среда, которая стимулирует развитие детей, оказывает позитивное влияние на развитие способности к самообучению.

Включение музеев в образовательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Создание мини-музея - трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов:

- постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада (проведение консультации, индивидуальная работа);

- выбор помещения (количество посетителей и экспонатов);

-сбор экспонатов;

- оформление мини-музея (учёт эстетических норм; соблюдение правил безопасности);

- разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами;

- разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки, выбор экскурсоводов (педагоги и сами дошкольники);

- открытие мини-музея с приглашением детей, родителей.

В начале прошлого учебного года беседах с детьми средней группы я выяснила, что не все дети были в музее хотя бы раз, некоторые вообще не знали что это такое, так как не все родители считали нужным водить детей дошкольного возраста в музеи. И тогда нашим дошкольным учреждением было организовано посещение детей в районный краеведческий музей

Фото «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»

в котором дети смогли познакомиться с историей родного края, узнать его достопримечательностях, выдающихся людях, обычаях и быте наших предков. Ребята узнали много нового о малой родине, особенно им понравился зал воинской славы.

Поэтому и тематика моего первого мини-музея стала «Военная техника».

Опыт работы по теме: - фото

С помощью этого музея хотела познакомить своих подопечных с разнообразием военной техники. Мой замысел поддержали родители. Каждая семья стремилась принести в музей интересные экспонаты. В нем представлены были макеты всевозможных танков, вертолетов, самолетов и другого вооружения.

На этом я не остановилась, следующим моим проектом был мини-музей кукол.

Фото №1 Сегодня я представляла свой

Среди наиболее интересных и необычных из них – куклы, сделанные из пластиковых бутылок; разнообразные народные куклы-обереги – тряпичные, из ниток и т. п. Дошколята могут не только осмотреть в данном музее кукол, но и в своё удовольствие поиграть с ними.

Работу по созданию нашего третьего мини-музея «ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА» мы разделили на несколько этапов:

Подготовительный этап. В начале работы мы вместе с детьми определяли тему и название мини-музея, выбирали место для размещения. Мы начали с метода «Трех вопросов»: что дети знают? Что хотят узнать? Как узнать? Оказалось, что дети не имели представления о хлебе, как продукте труда многих людей, о взаимосвязи этого продукта с жизнью, о его государственной важности. Дети захотели узнать, как пекут хлеб, из чего; почему хлеб бывает белый, черный и серый; как люди выращивали и пекли хлеб раньше. Выяснили, где можно добыть эту информацию: в книгах, в интернете, спросить у родителей. Решили создать свой музей Хлеба.

Фото №2 Опыт работы практика опыт работы по теме

Практический этап. В создании музея приняли участие педагоги, дети и родители. Мне хотелось, чтобы кроме познавательных задач, музей Хлеба помог нам решать задачи нравственные - формирования у детей гражданской позиции, воспитание бережного отношения к хлебу, воспитание уважения к труду хлебороба, формирование предпосылок проектно-исследовательской деятельности.

Работа в музее строилась по-разному. Здесь проходили беседы о том, как выращивали хлеб в прошлом, какие традиции с этим связаны, просматривали с детьми слайды и видео о долгом пути хлеба от зернышка до нашего стола. На занятиях по художественному творчеству дети создавали «образ хлеба» – колоски, хлебобулочные изделия, делали различные поделки из соленого теста.

Фото №3 Музейная педагогика в детском саду Музейная педагогика как средство личностного

На занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы вспоминали сказки о хлебе, читали стихи, рассказы писателей. В рамках работы в музее прошла акция «Береги хлеб». Мы прочитали детям стихотворение о 125 граммах блокадного хлеба, поговорили о голоде. Теперь дети стали бережнее относиться к хлебу.

Пополнение экспонатов музея происходило постоянно. Это и обновление имеющихся экспонатов, и привнесение новых. Мы собрали разные виды зерна, разные хлебобулочные изделия, пословицы и поговорки, сказки, рассказы и стихи о хлебе. У нас гербарии с разными видами злаков. Работа в музее дала толчок для продолжения исследовательской деятельности. Мы с детьми посеяли пшеницу и овес, с интересом наблюдали.

В преддверии Нового Года в нашей группе был создан мини-музей «Новогодняя открытка»

Фото №4 Воспитание детей

С помощью этой экспозиции я решила рассказать ребятам об истории возникновения открытки, познакомить их с разнообразием открыток и показать, как открытки изменялись с годами. Этот мини-музей, как и другие музейные проекты, стал результатом общения и совместной работы с родителями. Нам удалось собрать довольно много копий старинных новогодних открыток. Самая старая датируется 1908 годом.

Вот прошел год с создания первого музея и мною вновь был организован музей военной тематики Мини-музей «Армия — наша сила и гордость»

Фото №5 Материалы для педагогов воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ на ежегодных районных педагогических чтениях

Эта выставочная экспозиция была оформлена с целью обогащения предметно-развивающей среды детского сада и наглядного знакомства моих воспитанников с темой «Армия». Музейная выставка формировалась при активном участии семей дошкольников. Родители дошколят искали экспонаты для нашего музея и вместе с детьми делали поделки на армейскую тему. В музее хранятся картинки военной тематики, игрушки и поделки в виде военной техники, солдатиков, оружия и другой армейской атрибутики. Были в экспозиции и настоящие раритеты — подлинное армейское письмо и фигурка почтальона времен Великой Отечественной войны. Каждый день музей пополнялся новыми экспонатами.

В канун 8 марта появился мини-музей «Волшебные вещи руками наших мам и бабушек».

Фото №6 Актуальность Публикация Опыт работы по теме Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ размещена в разделах Воспитание детей

Я уже с гордостью могу заявить, что в нашей группе уже стало традицией организовывать мини-музеи в канун праздников. Этот музей был организован, прежде всего, чтобы показать дошколятам мастерство и умелость маминых рук, а также, чтобы предоставить мамам возможность раскрыть свой творческий потенциал и укрепить сотрудничество между детским садом и семьями. Дети гордятся своими мамами и бабушками и с интересом рассматривали творческую выставку наших рукодельниц.

Раскрывать перед детьми предметный мир помогают активные методы, которые строятся на основе того, что дети не только смотрят, слушают, выполняют задания, но и активно действуют, принимают участие в экскурсии, манипулируют с музейными предметами. Это дает возможность глубокого усвоения и запоминания информации.

При обработке данных мониторинга, в 2017г., я выяснила, что у детей недостаточные знания и представления о музее, музейной культуре. Большинство детей не могли объяснить, что такое музей, для чего он нужен. У многих отмечалось характерное несовпадение знаний норм поведения в музее и реального поведения. Дети с трудом могли рассказать о предметах, которые они видели во время проведения занятия или посещения музея. Большие затруднения дети испытывали при ведении диалога с педагогом и посетителями. Ответы детей были односложными, связного рассказа у них не получалось. В течение года наблюдался интерес к посещению музеев, знание правил поведения в помещении музея и умение придерживаться их, а также проводимая работа позволила повысить уровень развития культуры дошкольников и развития речи детей. При проведении мониторинга в начале 2019г. результаты значительно выросли.

В дальнейшем планирую вести работу в данном направлении: расширять тематику экспозиций, привлекать родителей не только к сбору экспонатов, но и к принятию участия в совместных с детьми мероприятиях на базе мини-музея, а также уделить внимание самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, экспериментированию.

СПИСОК литературы по созданию музеев в детском саду

1. Пантелеева Л. В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2000г.

2. «Музейная педагогика», под редакцией А. Н. Морозовой,О. В. Мельниковой, Творческий центр, Москва, 2008г.

3. О. Л. Князева, М. Д. Маханева, «Приобщение детей к истокам русской

народной культуры», Санкт – Петербург, Изд. «Детство – Пресс», 2008г.

4. Н. А. Рыжова Л. В., Логинова, А. И. Данюкова «Мини-музей в детском саду», Москва, «Линнка-Пресс», 2008 г.

Публикации по теме:

Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Приемы работы со сказкой «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает.

Опыт работы «Сказка как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста» 1 слайд. “Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это.

Музейная педагогика в ДОУ. Из опыта работы Из опыта работы. Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания.

Опыт работы «Музейная педагогика как средство познавательного развития детей дошкольного возраста» В работе над темой были поставлены следующие цели: Образовательные 1. Познакомить детей с понятием «музей». 2. Рассказать о возникновении.

Музейная педагогика, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возрастаМузейная педагогика, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Мини – музей хлеба «От зёрнышка к хлебушку» Актуальность: Мини- музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребёнку возможность.

Фотоотчет «Музейная педагогика как средство развитии познавательной сферы дошкольников подготовительной группы»Фотоотчет «Музейная педагогика как средство развитии познавательной сферы дошкольников подготовительной группы» В нашем детском саду №2 "Теремок" города Семенова были созданы воспитателями и родителями воспитанников мини-музеи. В подготовительной группе.

Музейная педагогика как средство развития креативности дошкольника МУЗЕЙ - неотъемлемая часть культурного наследия МУЗЕЙ - научно-просветительское учреждение, осуществляющее коллекционирование, хранение.

Опыт работы «LEGO-конструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»Опыт работы «LEGO-конструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 12 «Берёзка» города Стародуба Брянской.

Семинар-практикум «Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология в ДОУ» Актуальность Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности.

Музейная педагогика как средство развития креативности дошкольников Будущее – это наши дети и именно их нужно воспитывать в духе традиций, уважения и любви к своим родным, дому, Родине. Необходимо помочь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»
Опубликовано: 26 марта 2019 в 14:28
+216Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 63.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД