МААМ-картинки

Интерактивные формы и методы в воспитательной и профилактической работе

Надежда Ижболдина
Интерактивные формы и методы в воспитательной и профилактической работе

Доклад на педагогическом совете:

Интерактивные формы и методы

в воспитательной и профилактической работе

Важнейшим фактором воспитательной работы в студенческом общежитии является создание благоприятной психологической атмосферы – педагогически воспитывающей среды. Эта среда может быть, сформирована путём массового, и самое главное, качественного участия обучающихся в культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в общежитии.

Публикация «Интерактивные формы и методы в воспитательной и профилактической работе» размещена в разделах

Создание в общежитии единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого обучающегося, формирование духовно-нравственной, развитой, творческой и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социально-культурных условиях.

Основные направления воспитательной работы в общежитии:

-культурно-массовое

-профилактическое

-спортивно- оздоровительное

-жилищно-бытовое

-социально-психологическое

На сегодняшний день мы столкнулись с дефицитом знаний в области педагогического воздействия с детьми девиантного поведения и «группы риска». Появились такие социальные проблемы, которые 20-30 лет назад представлялись нам реалиями другого мира: детской безнадзорностью, бродяжничеством, попрошайничеством, открытой агрессией и деструктивными (разрушительными) конфликтами, токсикоманией и алкоголизмом, воровством и другими формами отклоняющегося поведения.

Современные методы воспитания условно делятся на 3 основные категории

-пассивные

-активные

-интерактивные

Эти методы отлично характеризует знаменитая китайская поговорка

Скажи мне – и я забуду

Покажи мне – и я запомню

Вовлеки меня – и я научусь

(Конфйуций)

Цель профилактической работы заключается в поиске инновационных методов профилактики, это обусловлено тем, что существующие методы уже потеряли свою новизну и как следствие – актуальность.

Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.

Под интерактивными методами применения понимают систему правил организации продуктивного взаимодействия подростков между собой и с педагогом в форме различных занятий, при которых происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.

Различают две группы методов профилактической работы: традиционные и интерактивные. Они отличаются друг от друга, прежде всего, по своей задаче.

Традиционная форма

1. Определяется физиологическим развитием и социальным развитием принуждением;

2. Планирование мероприятия (занятия) осуществляется педагогом.

3. Познавательная деятельность обучающихся ориентирована на передачу знаний.

4. Анализ деятельности обучающихся на мероприятии (занятии) осуществляется педагогом.

5. Групповой и индивидуальный способ применения профилактической работы.

6. Не учитывается эмоциональная сфера обучающегося, его индивидуальные возможности

Интерактивная форма

1. Определяется задачами.

2. Планирование занятия совместно с детьми.

3. Ориентация на поиск новых знаний на основе опыта.

4. Совместно с детьми анализ взаимоконтроль.

5. Комбинирование коллективного, группового, парного, индивидуального, малыми группами способа применения профилактической работы.

6. Постоянное сочетание в практике применения профилактической работы познавательной и эмоциональной сфер, ситуации диалога и открытого нового знания.

В традиционном методе педагог выступает в позиции лектора, где излагает новый материал, демонстрирует, объясняет, отвечает на вопросы и т. д.

Задача подростка при применении традиционного метода заключается в том, чтобы выслушать, понять и воспроизвести своё мнение при контроле.

При интерактивном - педагог выступает в позиции консультанта. Вступает с подростком в диалог. Он обращается к личному опыту обучающихся, побуждает их к самостоятельному решению проблем, сбору новых данных и новой информации.

Задача - уметь мыслить, размышлять, осмысливать свои действия.

По сравнению с традиционными, в интерактивных формах и методах применения меняется и взаимодействие с педагогом: здесь обучающийся становится активным, задача педагога - создать условия для их инициативы.

В интерактивной технологии обучающиеся выступают полноправными участниками, их опыт не менее важен, чем опыт ведущего, который не столько даёт готовые знания, сколько побуждает к самостоятельному поиску.

К основным видам интерактивных методов можно отнести:

мозговой штурм»,

игры (деловые, ролевые, сюжетные, дидактические, имитационные и т. д.,

дискуссии,

беседы (индивидуальные, разъяснительные, диалоги, размышления,

Кейс - методы (или кейс - студии,

тренинги,

обсуждение видеофильмов,

виртуальные экскурсии

презентации.

Один из интересных методов – «мозговой штурм».

Традиционная форма.

Как правило, участники процесса – это группа обучающихся и педагог, который объявляет главную задачу и предлагает остальным участникам несколько своих вариантов идей для решения данной проблемы. Советуется с обучающимися, какой вариант решения более подходит, анализирует выбранный вариант, опять советуется и убеждает детей, что выбрали правильное решение.

В этой форме педагог – активен, а обучающийся – менее активен.

Интерактивная форма.

Также, участники процесса – это группа детей и педагог, который объявляет главную задачу и предлагает высказывать каждому свои соображения, мнение и варианты решения проблемы. Важно, чтобы первыми высказались первокурсники и далее - по старшинству. Почему начинают с младших, потому что замечено, что чаще всего дети младшего возраста предлагают весьма тривиальные идеи (простые, не оригинальные) и когда старшекурссники начинают предлагать актуальные идеи к решению проблемы, тогда процесс набирает обороты, а участники активнее вовлекаются в обсуждение, их творческий потенциал раскрывается в полной мере и рождает весьма интересные и необычные замыслы.

В течение всего мероприятия педагог следит за процессом и фиксирует все высказанные идеи, а затем предлагает самостоятельно отобрать, проанализировать лучшие из них. В итоге группа «мозгового штурма» находит самый нетривиальный и эффективный подход к решению поставленной задачи.

В этой форме обучающийся – активен, а педагог – менее активен.

В профилактической работе воспитателями очень широко используются такие интерактивные формы как акции, виртуальные экскурсии, дидактические игры, обсуждение профилактических фильмов, создание роликов, презентаций, в которых принимают участие обучающиеся

Виртуальная экскурсия. Одна из эффективных форм интерактивного воспитания. Она позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным воспитательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы обучающихся.

Например на мероприятии "Мой край" можно провести "Виртуальная экскурсия по историческим местам города Сарапула

Просмотр и обсуждение видеофильмов. На профилактических мероприятиях используем как художественные, так и документальные видеофильмы, фрагменты из них, а также видеоролики и видеосюжеты. Перед показом фильма ставим перед обучающимися несколько (3-5) ключевых вопросов. Это будет основой для последующего обсуждения. В конце обязательно подводими итоги и озвучиваем извлеченные выводы.

Интерактивные дидактические игры способствуют всестороннему развитию творческой личности подростка. Мультимедийная игра имеет развивающее значение, подростки закрепляют умение группировать и классифицировать предметы, используя игровые упражнения

Игра-путешествие имеет и другие названия «маршрутная игра», «игра на преодоление этапов», «игра по станциям», «игра-эстафета».

Эта форма может использоваться:

- для информирования воспитанников;

служить средством отработки каких-либо умений (организаторских, коммуникативных, решать изобретательские задачи и др.);

предназначаться для контроля соответствующих знаний, умений и навыков, в этом случае она может проводиться с использованием соревнования между командами участницами;

способствовать осознанию взглядов, отношений или ценностей через «проживание» воспитывающих ситуаций,

организации коллективного планирования деятельности коллектива.

Игра-путешествие, применяемая как форма организации соревнования, поможет воспитателю сделать шаг на пути сплочения коллектива

Вообще игра-путешествие одна из самых богатых по потенциалу форм.

В своей работе я больше применяю игровые интерактивные игры.

Интерактивные игры является одним из наиболее продуктивных педагогических методов, создающих оптимальные условия развития, самореализации участников учебно-воспитательного процесса

Интерактивная игра – это метод обучения (воспитания) в действии.

То есть игроки взаимодействуют между собой получая некий (необходимый) опыт.

Информация усваивается лучше через игровые методы, формы, технологии.

Интерактивные методы в воспитательной и профилактической работе позволяют решать следующие задачи:

Активное включение каждого обучающегося в процесс какой-либо деятельности

Обучение навыкам успешного общения (обучающиеся учатся слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание)

Умение эффективно работать в группе, команде

Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата

Воспитание лидерских качеств

Повышение самооценки обучающихся, т. к. у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу, и проверить свои способности

Развитие творческих способностей

Развитие навыков самостоятельной деятельности

Таким образом, можно сделать вывод, что применение интерактивных форм и методов профилактической работы, это форма работы, которая позволяет наладить взаимодействие педагога с обучающимся в ходе учебно-воспитательного процесса.

Все интерактивные формы и методы призваны решать главную задачу — научить и развивать подростка. То есть истина не должна преподноситься «на блюдечке». Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.

Все Интерактивные методы воспитания, используемые в нашем общежитии, показали следующие преимущества: высокая мотивация; налицо творчество и фантазия; развивается коммуникабельность; становится устойчивой активная жизненная позиция; повышается командный дух; подчеркивается ценность индивидуальности; широко применяется свобода самовыражения; акцент дается на деятельность; в коллективе работают такие принципы, как взаимоуважение и демократичность; а все это повышает веру и стремление к успешности в жизни.

Данная мотивация – это один из главных факторов в формировании навыка общения и сотрудничества в построении межличностных отношений. особенно у подростков, склонных к девиантному поведению.

Публикации по теме:

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.

Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии»Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии» Широкое определение понятию «интерактивное взаимодействие» дает педагогическая психология. Согласно данному подходу, в образовательном.

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье»Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Мастер-класс для педагогов: «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Подготовила: Шахова Наталья Геннадьевна. Цель.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Районное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельностиРайонное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельности Педагоги нашего детского сада очень активно применяют в работе проектно-исследовательскую деятельность. Метод проектов очень актуален и.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО»Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по воспитанию основ ЗОЖ .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Интерактивные формы и методы в воспитательной и профилактической работе
Опубликовано: 4 февраля 2021 в 22:39
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД