Галина Павлова
Доклад на педсовете «Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, эмоций.
Своевременное овладение правильной чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной деятельности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки в речевом развитии могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах. Поэтому начинать заботиться о правильной речи ребенка необходимо как можно раньше.
Публикация «Доклад на педсовете „Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Одной из задач раздела «Познавательно речевое развитие» является грамматического строя речи.
Дидактические игры и упражнения способствуют развитию познавательной активности детей, улучшению произношения, обогащению словарного запаса, формированию грамматических умений, что в конечной итоге содействует развитию интеллекта.
На занятиях, в совместной деятельности мы стараемся учить детей сочинять сказочные истории, загадки, небылицы, играем в различные словесные игры – учим говорить грамотно, развиваем память, мышление.
В своей работе мы используем дидактические словесные игры «Ласковые слова» (гриб – грибочек, ковер – коврик и т. д., «Один – много» (котенок – котята, ухо – уши) «Кто хозяин хвоста?» (бычий – бык, петух – петушиный, «Перевертыши» (переставляя карточки со слогами, которые назвал воспитатель, дети образую разные слова: сос, на; вес, на, «Что делает? Что делают?» (девочка стоит – девочки стоят, девочка бежит – девочки – мальчик плывет – мальчики, «Из чего сделан предмет?» (тетрадь из бумаги, варенье из яблок, слив, клубники, сок из малины, абрикосов и т. д., «Чего много?» (по картинкам – гнезд, капусты в корзине, деревьев и т. д., и очень много других, которые находим в современных журналах. Многие упражнения берем из публикаций логопеда Федоровой М. Н. в газете «Наша жизнь».
Много игр описано в журналах «Дошкольное воспитание» (№9, 2003,С. 17, «Ребенок в детском саду (№6, 2005, стр. 38, здесь же опубликован интересный материал для формирования фонетической стороны речи посредством карандаша (стр. 42). Интересные игры предложены в журнале «Дошкольная педагогика» (№8, 2012, С. 56 и №11, 2011С. 55, данные игры находятся в нашей группе в стадии изготовления.
В своей работе мы также пользуемся схемами для составления описаний, рассказов и сказок. Дети прибегают к полмощи схем. когда рассказывают о понравившейся работе на занятиях по изобразительному искусству – рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Для этого нами изготовлены схемы: «Одежа», «Посуда», «Игрушки», «Времена года», «Животные» и др., мнемосхемы «»Птицы», «Земноводные», «Растения». Как изготовит мнемосхему описано в журнале «Дошкольная педагогика» (№4, 2011, стр. 41)
Нами изготовлены следующие дидактические игры : «Солнышко», «Рассели животных», «Витрина магазина», «Логокуб».
Родительский комитет приобрел для нашей группы настольные игры, помогающие развитию речи детей : «Тик-так-бум», «Простоквашино», - которые вызывают интерес у наших детей с сентября по настоящее время.
Предлагаю Вам также поиграть в игру «Тик-так-бум» (объясняю правила, показываю одну из карточек, начинаем игру, передавая «бомбочку».
Итак, уважаемые коллеги, как вы могли сами убедиться, дидактические игры способствуют формированию грамматически правильной речи детей, а также обогащают словарный запас, активизируют мышление, развивают интеллект.