Папки-передвижки

Опыт работы на тему «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через игры»

Галина Малахова
Опыт работы на тему «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через игры»
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ «Детский сад №12 г. Калининска Саратовской области»

Доклад на тему «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников чрез игры»

Воспитатель: Малахова Г. В.

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности

дошкольников чрез игры»

Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека,

именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности.

Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути

Публикация «Опыт работы на тему „Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через игры“» размещена в разделах

рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели.

Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован

ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности.

Итак, актуальность темы – «Безопасность дошкольников» обусловлена

объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области.

Работа над формированием основ безопасности жизнедеятельности

дошкольников предусматривает разные виды детской деятельности: беседы,

наблюдение, чтение и драматизация, прослушивание аудиокассет и дисков со

стихами, рассказами, сказками и песнями и т. д.

Я хочу рассказать о: «Использовании игры как средства формирования

основ безопасного поведения дошкольника».

Так как игра – основная деятельность детей, в которой воспитывается

характер, расширяются представления об окружающем, формируются и

совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т. е. все те качества, которые так

необходимы для предупреждения опасностей.

Игры дают возможность :

• познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и

систематизировать данные представления;

• учить различать потенциально опасные предметы;

сформировать представления о мерах предосторожности и возможных

последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;

• познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

В первую очередь использую дидактические игры, главная особенность которых состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Очень важно подобрать игру сообразно детским возможностям. Возможность обучать дошкольников посредством активной интересной для них деятельности - это отличительная особенность дидактических игр.

Дидактическую игру я советую использовать как звено между образовательной и самостоятельной игровой деятельностью. Так как,

возникая на основе организованного или стихийного обучения, дидактические игры фактически продолжают его в игровой форме. Но

самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае,

когда дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям. Дети с

удовольствием играют в игры из серии «Как избежать неприятностей»,

«Если возник пожар», в дидактические игры с использованием загадок: «Загадай – мы отгадаем». Для того, чтобы этот интерес не пропал нужно усложнять условия игры, расширять их вариативность, или на время просто убирать.

По разным разделам использую различные дидактические игры. Например,

игра «Вызови пожарных» закрепляет умения правильно вызвать пожарных, т. е. знать номер телефона пожарной службы, четко произносить свой домашний адрес, имя и фамилию.

Во время игры «Электроприборы» дети закрепляют знания о мерах пожарной безопасности. В процессе этих игр у каждого ребенка появляется уважение к труду пожарных. Дети узнают, как уберечь себя от ожогов, о том, что солнечный ожог может принести не меньше неприятностей, чем ожог огня. Благодаря практическим играм, учатся оказывать первую помощь при ожогах.

Д/и «Не всякому грибу место в лукошке» закрепляет знания детей о том,

что грибы бывают съедобные и несъедобные и о том, как нужно собирать

грибы, не нарушая грибницы. А дидактические игры «Светофор», «Собери

знак» и «Дорожные знаки» помогают лучше усвоить правила дорожного

движения.

В процессе обучения детей основам безопасного поведения большую роль

играют и настольно-печатные игры. Они разнообразны по своим видам:

парные картинки, лото, домино и т. д. Например: игра «Валеология или

здоровый малыш. Зубы, зрение, слух» Формирует осознанное отношение к

необходимости охранять и укреплять своё здоровье и здоровье окружающих.

Дети, играя в неё, показывают и сопровождают свои действия объяснениями

- «что такое хорошо и что такое плохо». Игра «Как избежать неприятностей дома», закрепляет у представления, детей об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту; предостерегает от несчастных случаев.

Так же используются и словесные игры, которые построены на словах и действиях играющих. Содержание игр заключается в том, что перед детьми ставиться задача и создастся ситуация, требующая осмысления последующего действия. Например: «Загадай, мы отгадаем», цель этой игры :

учить описывать орган человека, его функцию, значение и находить по

описанию. Научить ребенка, заботиться о своём здоровье и здоровье

окружающих. Игра «Что делать?», учит детей быстро и правильно принимать решения в различных ситуациях, связанных с насильственными действиями незнакомого человека.

Важным моментом освоения дошкольниками знаний и умений

безопасного поведения считаю ситуативно-имитационное моделирование.

Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения,

имитация действий с потенциально опасными бытовыми предметами дают

возможность формировать опыт безопасности в быту.

Например, играя в игру «Незнакомец» дети учатся отвечать отказом на

любые обращения незнакомых взрослых.

В игре «Один дома» дети усваивают правило, что в отсутствие взрослых

нельзя подходить к двери и отвечать незнакомцам, тем более открывать им

двери.

В игровой ситуация «Опасные места на пешеходном переходе» дети получают представление об опасных ситуациях на дороге и правилах

поведения в них.

В игре «Весёлый жезл» дети закрепляют представления о правилах поведения пешеходов на улице; активизируют знания, речь, память,

мышление.

В игровой викторине «В стране дорожных знаков» ребята закрепляют знание правил дорожного движения и знание дорожных знаков.

Игра «Подкуп» помогает дошкольнику понять, что предлагаемые

незнакомцами подарки или угощения могут преследовать неблаговидную цель и совершаются ими для того, чтобы взамен получить какую-либо услугу.

По подобной методике с дошкольниками проводятся игры на другие темы : «Если потерялся»; «Дорога домой»; «Защита»; «Опасность» (действия в случае пожара и других ЧП, знание телефонов служб 01, 02, 03, 04) и т. д.

Такие игры могут вызвать у дошкольников желание соблюдать правила безопасности в доме, избегая морализации, путем познания, а не запретов. Обеспечивают активность каждого ребенка при освоении знаний и умений безопасного поведения в домашней среде. С помощью этих игр ребенок понимает, что опасности можно избежать, если вести себя правильно.

В общении с детьми постоянно используются и закрепляются такие понятия,

как «опасно», «безопасно», «осторожно».

Очень детям нравиться играть и в конструктивные игры, где дети занимаются строительством и тут же повторяют правила безопасности. «Построй дорогу», «Строительство моей улицы», «Дорога домой».

Часто в повседневной деятельности моделирую такие ситуации как: «дым

в группе, дым из соседнего дома, что ты будешь делать», «подай ножницы

правильно», «нашел таблетку в группе, твои действия». Моделирование

ситуаций дает ребенку применить полученные знания на деле и развивает

мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из

экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого

начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и

практических задач. В младших группах можно предложить элементарные

проблемные ситуации. Со старшего возраста детей можно учить составлять план - карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад. Ребята учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту в процессе заданий типа «Составим план - карту групповой комнаты и отметим опасные места красными кружочками».

Дети рисуют карты по подгруппам, а потом проверяют правильность

нанесения красных кружочков друг у друга.

Игровая ситуация раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и

делает этот процесс естественным и интересным. Например, в игровой

ситуации «К нам в гости приехал Вини-Пух», ребята рассказывают ему

об основах безопасности в группе, на участке? И помочь Вини-Пуху

стараются даже те дети, которые в непосредственно-образовательной

деятельности по теме: «Безопасность в группе и на участке» показали

минимальные знания.

Для повышения эмоциональной активности детей в своей работе можно

использовать игры-драматизации, которые включают в свободную деятельность, после прочтения художественных произведений, где обсуждаются вопросы безопасного поведения или герои нарушают правила безопасности жизнедеятельности это такие как, «Кошкин дом», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Красная шапочка», «Кот лиса и петух» и др.

Театрализованные игры, проводимые с детьми, выполняют одновременно

познавательную, воспитательную и развивающую функции. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременно достижению трех основных целей : развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей.

Играя в сюжетно ролевую игру «Школа», вместе с детьми рассматриваем

иллюстрации из альбома «Безопасность», выясняем, где дети поступили

правильно, а где нарушили правила. Учимся разбираться в ситуации, которая

несёт в себе опасность и как правильно реагировать в таких случаях.

Рассматриваем плакаты «Дорожные знаки», «Правила поведения при пожаре», «Природа и человек», после просмотра ребята самостоятельно

делают выводы о том, что обязательно нужно знать дорожные знаки,

соблюдать правила поведения при пожаре, никогда не разорять птичьи гнёзда, муравейники, рвать полевые цветы, уносить из леса домой животных.

Очень нравиться детям играть в игру «Я учитель» в процессе которой они

друг другу демонстрируют серии картинок о безопасном поведении на

дорогах, о поведении зимой на улице, о пожароопасных предметах, о том как

себя вести в случае пожара, о профессии пожарных и т. д.

Все мы знаем, что, для того чтобы игры повышали качество усвоения

познавательного материала и способствовали закреплению его в группе

должна быть правильно организованная предметно-развивающая среда.

В заключении хочу сказать, используя игру как средство формирования

основ безопасного поведения дошкольника, наша с вами задача заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них такие игры были всегда в запасе, чтобы они сами могли организовать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями.

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности Здравствуйте, друзья и гости странички. Спешу поделиться с Вами очередной публикацией из опыта работы. Недавно у нас в группе прошла «Неделя.

Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группеФормирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе №2 «Бусинки» Особенно часто дети травмируются и погибают во время пожаров,.

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельностиИспользование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности Слайд 2 Безопасность – актуальный вопрос. Количество несчастных случаев с детьми возрастает. Такие особенности дошкольника, как доверчивость,.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Отчет о проделанной работе в рамках проекта «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»Отчет о проделанной работе в рамках проекта «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности» Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа.

Перспективный план работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Старший дошкольный возраст Основной целью, главной задачей любого цивилизованного общества, является обеспечение здоровья и сохранение жизни детей. В практику дошкольных.

Сценарий кукольного спектакля по формированию основ безопасности жизнедеятельности «Сундучок с секретом» Кукольный спектакль для детей Действующие лица:[/b Ведущий 2 злодея в масках (взрослые) Мышка Лягушка Ёжик Лиса Волк Медведь Полицейский.

Система работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях.

Опыт работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс»Опыт работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс» Развитие ребенка через игру «Марблс»21 век - век компьютерных технологий. С первых месяцев жизни ребенок сталкивается с благами цивилизации,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы на тему «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через игры»
Опубликовано: 27 июля 2021 в 21:02
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы на тему «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через игры»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Малахова (УИ 360447) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД